26 ноября 2024, 11:07
Количество просмотров 2479

Необходимость регулирования криптовалют в финансовых отраслях

В конце июля 2024 года в России были приняты поправки в законодательство, касающиеся операций с криптовалютами. Это приводит к выводу, что в стране достаточно остро встал вопрос о необходимости легализации не только майнинга, но и деятельности по обмену криптовалюты и ее хранению. Подробнее об этом порталу PLUSworld рассказывает основатель юридической компании GMT Legal Андрей Тугарин.
Необходимость регулирования криптовалют в финансовых отраслях

Необходимость регулирования криптовалют в финансовых отраслях

В конце июля 2024 года в России были приняты поправки в законодательство, касающиеся операций с криптовалютами. Это приводит к выводу, что в стране достаточно остро встал вопрос о необходимости легализации не только майнинга, но и деятельности по обмену криптовалюты и ее хранению. Подробнее об этом порталу PLUSworld рассказывает основатель юридической компании GMT Legal Андрей Тугарин.

PLUSworld: Насколько сильно изменилась ситуация в финансовом секторе РФ с учетом принятых законов о легализации криптовалют?

А. Тугарин: Ситуация в финансовом секторе РФ пока никак не изменилась. В первую очередь это связано с тем, что криптовалюта у нас в стране легализована уже более трех лет назад путем введения понятия «цифровая валюта».
Второй момент – отношение к криптовалюте со стороны основных российских регуляторов и так было очень строгим и носило ограничительный характер. В связи с этим существенного влияния на финансовый сектор не происходило. Поэтому принятые законы (помимо легализации некоторых процессов, например, выпуск цифровой валюты – майнинг), содержат также ряд запретов, которые не позволяют развиваться бизнесу по обмену криптовалюты в РФ. 
Важно понимать, что новые законы направлены на установление правил и ограничений оборота цифровой валюты в РФ.

Если кратко комментировать принятые законы, то можно прийти к следующему: 

1) наконец-то легализован майнинг. Вводится обязательный реестр майнеров, отчетность и т. д.; 

2) теперь нельзя рекламировать и публично предлагать ни саму криптовалюту, ни услуги, связанные с ее обменом. По рекламе – ответственность за нарушение согласно Закону о рекламе; по предложению – пока ждем; 

3) введено новое понятие иностранные цифровые права (ИЦП), под которое попадает все что угодно из цифрового мира, в том числе и стейблкоины. Ситуация со стейблкоинами в РФ достаточно серьезная. ЦБ РФ в своем аналитическом докладе 2024 года «Стейблкоины: опыт использования и регулирования» указывает, что этот актив выпал из регулирования российского законодательства. Поэтому ИЦП в перспективе могут быть использованы для регулирования стейблкоинов.

Интерес здесь вызывает даже не столько оценка эффективности такого подхода к регулированию, сколько осознание того, что на стейблкоины в РФ не могут распространяться ни ранее действующие, ни только что принятые запреты. Дальше выводы делаем сами; 

4) российским экспортерам/импортерам разрешается использовать криптовалюту в трансграничных расчетах в объемах и рамках, установленных экспериментом Банка России. 

PLUSworld: Как бы вы прокомментировали закон о запуске эксперимента по созданию в России площадки для использования криптовалют в международных расчетах и о возможности проведения биржевых торгов криптовалютой под контролем Банка России? 

А. Тугарин: Тут действует достаточно строгое правило – все, что происходит в эксперименте, распространяется только на участников этого эксперимента. Мы должны трезво оценивать тот факт, что это эксперимент Банка России, у которого есть вполне понятные цели:

·  протестировать использование цифровой валюты для расчетов во внешнеторговых сделках;

·  выявить все «прелести» и риски;

·  принять по итогу решение о допустимости или недопустимости таких расчетов.

Поэтому появления в России лицензированной биржи с торгами криптовалютой, доступной для каждого желающего, точно ожидать не стоит.
Особая характеристика эксперимента – внутри него заранее отобраны статьи законов, которые либо не действуют, либо действуют, но в измененном виде. Иначе эксперимент не был бы экспериментом, не так ли? 
Так, например, некоторые статьи закона «об организованных торгах» действуют иначе в рамках ЭПР, что как раз позволяет допускать цифровую валюту к организованным торгам. Кто именно будет организовывать эти торги, будет установлено в программе ЭПР и утверждено Банком России (на момент написания этой статьи программа не опубликована и не утверждена. – Ред.). 

PLUSworld: Налогообложение сделок с криптовалютой – как вы оцениваете ситуацию, которая сейчас сложилась на российском рынке?

А. Тугарин: Ситуация с налогообложением не меняется с 2021 года. Сегодня россияне – физические лица могут задекларировать доход, полученный от операций с цифровой валютой. Для этого в декларации 3-НДФЛ есть 09 код дохода (доходы, полученные от операций с цифровой валютой).

Юридические лица также могут задекларировать доход от операций с ЦВ, но только в том случае, если они получили ЦВ не от реализации своих товаров или услуг (это прямо запрещено законом), а приобретя этот актив за счет собственных средств на свой верифицированный корпоративный аккаунт на криптобирже с лицензией. Тут достаточно много нюансов, и поэтому данное действие не очень популярно в России, а удачных кейсов крайне мало. 
Любопытно отметить, что все еще существует мнение о том, что в России обязательно нужно декларировать саму криптовалюту, то есть факт владения ею. Это не так, такого требования нет ни в одном из нормативных актов и никогда не было.

PLUSworld: Что вы можете сказать о регулировании покупок криптовалюты и операций на P2P-рынке? Подводные камни, плюсы и минусы, тонкости обмена криптоактивов, что-то еще?

А. Тугарин: Давайте посмотрим правде в глаза – «P2Р-рынок» приобрел столь неоправданный масштаб только по той причине, что российские пользователи лишены сегодня возможности входить и выходить из криптовалюты, напрямую взаимодействуя с криптобиржей или обменником. В данном случае под обменником я не имею в виду «скинь мне номер карты и переведи на этот адрес USDT». Я имею в виду официальный обменник – с лицензией, уставным капиталом в десятки тысяч долларов/евро или любой другой валюты, обязательным резервом активов, системным прохождением аудита со стороны госорганов и ежегодной отчетностью. Речь идет именно про такие обменники. Поэтому для покупки/продажи криптовалюты мы вот таким странным естественным образом пришли к необходимости наличия промежуточного звена в виде лица, которое работает с российскими банковскими картами.
Да, соглашусь, что сейчас появилось очень много Р2Р-платформ и Р2Р-обменников, которые даже публикуют у себя на сайте AML-политики, и выглядит все достаточно официально. Но проблема кроется в огромном количестве операций по банковским картам, что приводит к блокировке по 115-ФЗ, хотя владелец карты просто очень активно менял крипту, а не занимался мошенничеством. Или все же занимался? Вот таким же вопросом и задаются банки перед тем, как прислать уведомление о блокировке по 115-ФЗ…
Чтобы не перегревать свои карты, приходится подключать «дропов», которых банки блокируют еще быстрее. Получается, и с дропом, и без можно попасть под блокировку. Также в 2024 году ЦБ РФ издал методические рекомендации для банков (№ 4-МР) с целью усиления контроля за отдельными операциями клиентов – физических лиц и повышения внимания к клиентам, которые занимаются именно обменом криптовалюты и привлекающие «дропов». 
В данном случае важно, с какой стороны обмена мы находимся. Если я условный клиент «Р2Р-обменника», то моя цель – просто принять на свою карту рубли за обмен (пусть даже от «дропа»), это законом не запрещено. Однако если я организатор «Р2Р-обменника», работаю с наличкой, скупаю карты «дропов», то это уже по сложившейся в РФ практике доводит до возбуждения уголовных дел – вменяется незаконная деятельность по доставке и приему наличных денежных средств, продаже банковских карт и личных кабинетов.
Это все приводит нас к выводу, что в России достаточно остро назрела необходимость легализации деятельности по обмену криптовалюты, ее хранению, а не только майнинга.

PLUSworld: Сейчас активно обсуждается вопрос о легализации в РФ криптобирж. Не станет ли маркировка криптовалют на российских криптобиржах препятствием для использования крипты в международных расчетах? Не даст ли это шанс для обострения санкционной политики? 

А. Тугарин: Обсуждения легализации криптобирж – это лишь треть от необходимого. Результаты таких обсуждений должны приземляться на проекты законов, содержащих в себе правила и требования к этим криптобиржам, или стать составляющей частью таких проектов. 
Это говорит о том, что до реализации еще достаточно далеко. Закон о майнинге рассматривался больше двух лет. И основным стимулом для принятия стало прямое указание Президента РФ с акцентированием внимания на проблемах в энергетическом секторе. 
Маркировка криптовалют – безусловный тренд последних нескольких лет, и тренд восходящий. В этой отрасли еще много что предстоит сделать. Если мы говорим о разметке USDT, то да, активное использование этого стейблкоина на возможных российских криптобиржах может привести к неприятным последствиям. Но это популярный на сегодня пример. Можно поразмышлять в сторону менее популярных сценариев.
Развивать технологию блокчейна не запрещают никакие санкции, так же как и создавать на них свои токены. Эти токены даже можно обеспечить и сделать свой стейблкоин, главное – соблюдать закон. Для примера можно назвать потенциальную разработку BRICS token. Ну и так далее.
Конечно, когда мы говорим про международные расчеты, нужно отдавать отчет, какие технологии и активы используются для этого и какой юрисдикции подчиняется владелец/эмитент. Поэтому создание российской биржи – это вопрос не только наличия закона, но и собственных технологий, информационных систем и инфраструктур. 

PLUSworld: Возможно, у вас есть какая-то информация по теме правового регулирования Web3-проектов в РФ применительно к финансовой сфере?

А. Тугарин: Могу только предположить, что сейчас достаточно активно выстраивается новое регулирование вокруг выявления «грязной» криптовалюты и ведения реестра подозрительных адресов со стороны уполномоченных органов. Насколько я прав, покажет ближайшее время.

Рубрика:
{}Криптобизнес

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube