Легализация крипты в РФ. От новых возможностей до новых санкций
ПЛАС: Первые трансграничные транзакции в криптовалюте Центробанк обещает провести до конца 2024 года. Насколько вероятным представляется этот прогноз?
Е. Логвинович: Первые шаги в урегулировании криптосферы сделаны, однако положения носят рамочный характер. По ключевым направлениям требуется дополнительное принятие актов на уровне правительства и Центробанка. Можно ожидать, что эта работа будет проведена оперативно, поскольку процедура согласования проще, чем при принятии закона. В то же время именно эти акты будут содержать детальные положения о порядке осуществления планируемых видов деятельности – это объемная работа, требующая комплексных экспертиз. Кроме того, после принятия актов потребуется дополнительное время для практического запуска первых проектов.
Не исключено, что первые транзакции в криптовалюте действительно пройдут до конца этого года, но полноценный запуск всей экосистемы – перспектива 2025–2026 годов.
ПЛАС: Ваше мнение – ограничиваются ли в принципе такого рода операции странами БРИКС+ или в перспективе возможно некое расширение географии?
Е. Логвинович: На текущий момент БРИКС – наиболее перспективная структура для внедрения новых платежных решений. Страны БРИКС неоднократно подтверждали общее стремление к объединению трансграничных платежных систем. При этом технологии распределенных реестров создали дополнительные возможности для реализации этой задачи.
Дальнейшее расширение географии возможно и, на мой взгляд, будет органически следовать за расширением БРИКС и его взаимодействием с другими региональными объединениями.
ПЛАС: Идея использования для трансграничных расчетов ЦФА обернулась в свое время лишь введением новых санкций. Не повторится ли этот сценарий с криптовалютой?
Е. Логвинович: Одобрение нового законодательства в России, несомненно, привлекло внимание в контексте санкций, поскольку одной из основных задач регуляций является как раз создание новых механизмов расчетов по внешнеторговым контрактам.
Расширение санкций в этом направлении очень вероятно. Возможности для наложения санкций нужно будет проанализировать отдельно, когда будет утверждена модель экспериментального режима. Важно знать, какие технологические и организационные решения будут использованы. Если для управления платформой будет выделен единый оператор, который в качестве посредника будет принимать криптовалюту на свои криптокошельки, то, конечно, будут применены аналогичные ограничения. Если же платформа, например, будет представлять собой некое техническое решение, основанное на P2P-модели и находящееся под надзором Центробанка, то разработать новые эффективные санкционные ограничения окажется значительно сложнее.
ПЛАС: Что можно сказать о внутренних операциях: появляется ли в реальности возможность легальной купли-продажи криптовалют на территории России?
Е. Логвинович: Да, заложена база для того, чтобы операции с криптовалютой перешли в универсальное легальное поле. Для этих целей зафиксирована возможность реализации сразу трех экспериментальных проектов: осуществление расчетов с использованием криптовалюты по внешнеэкономическим контрактам, совершение сделок с криптовалютой на организованных (биржевых) торгах, а также создание платформы для осуществления операций с криптовалютой на базе Национальной платежной системы.
Однако не нужно забывать, что экспериментальные проекты рассчитаны на определенный срок. При достижении положительных результатов регулятор выводит проект из специального режима в универсальное правовое поле. Если же проект оказался нерезультативным, то регулятор принимает решение о недопустимости такого перехода режима в общее регулирование.
ПЛАС: Ввод промышленного майнинга в правовое поле: позволит ли это установить регулирование отрасли, соответствующее реалиям времени и международного рынка?
Е. Логвинович: Важно, что регулирующие органы согласовали принципиальную позицию о том, что майнинг необходимо ввести в правовое поле.
При этом именно в регулировании майнинга сложно выделить универсальные «лучшие» практики, исходя из мирового опыта. При разработке правил для майнинга государства учитывают и вопросы использования электроэнергии.
Для стран с профицитом электроэнергии выгодно стимулировать развитие майнинга. Пример – Беларусь, где майнинговым компаниям и индивидуальным майнерам с 2017 года предоставляются широкие налоговые льготы – освобождение от подоходного налога и от налога на прибыль. Обратный пример – Узбекистан, где возможности для майнинга ограничены обязанностью использования альтернативной энергии в связи с энергодефицитом в стране.
С учетом того, что ситуация с электроэнергией в разных регионах России отличается, невозможно выработать единый подход, который бы позволил соблюсти баланс интересов. Этим и объясняется предоставление правительству полномочий по ограничению майнинга в определенных регионах.
ПЛАС: Каков может быть следующий шаг? Например, установление отвечающего мировым стандартам налогообложения майнинга?
Е. Логвинович: Следующий шаг – это разработка правительством более подробных правил осуществления майнинга. Отмечу, что регулятор подошел комплексно к урегулированию майнинга. Хоть и рамочно, но в правовое поле введены и майнинговые пулы, и иные субъекты инфраструктуры. При этом правительство наделено полномочием определять дополнительные требования ко всем игрокам экосистемы.
В рамках дополнительных регуляций ожидается и выработка финального подхода к налогообложению. Наиболее ожидаемый вариант – применение НДФЛ и налога на прибыль с возможностью отнесения на затраты расходов, связанных с организацией майнинга. В то же время на текущий момент правительство рассматривает различные варианты, включая акцизы на электроэнергию. При этом оснований рассчитывать на льготы, к сожалению, пока что нет. Причина – все та же энергодефицитность.