Конец лета. 14-й пакет санкций, криптовалютный трансгран, импортозависимое импортозамещение и спад объемов инкассации
Юань не пройдет?
Ситуация с переводами платежей из России в Китай за поставки продукции ухудшается буквально с каждой неделей на фоне усилий ряда политологов в их попытках повсеместно успокоить общественность и бизнес в России и доказать, что ничего серьезного в РФ с трансграном не происходит. Однако на практике «пациент скорее мертв, чем жив».Характерно, что из-за опасений попасть под вторичные санкции платежи из России сегодня блокируют уже не только крупные банки КНР (они были замечены в этом и раньше), но и региональные кредитные структуры. При этом ситуация с платежами из Китая в РФ ничем не лучше.
Схема достаточно проста. Платеж из России доходит до китайского банка, сумма попадает на его транзитный счет, а дальше из-за упомянутых опасений вторичных санкций банк держит там полученные средства от одного до трех месяцев и затем, не зачисляя на транзитный счет контрагента или непосредственно местного поставщика продукции, в адрес которого был направлен платеж, перечисляет всю сумму обратно в Россию. Ровно то же самое происходит и с платежами из КНР в РФ – им вообще не дают пересечь границу.
Причина проста – китайские банки работают на международном рынке не только и не столько с Россией, поэтому не могут позволить себе роскошь переводить деньги в санкционные банки РФ. А несанкционных банков в нашей стране практически не осталось.
В результате еще с 20 июня 2024 года, сразу после введения 14-го пакета антироссийских санкций, продолжает расти огромный «платежный затор» как в одну, так и в другую сторону. Чем это чревато? Прежде всего, торговым коллапсом. Например, китайские вендоры, которые отгрузили российским партнерам свое оборудование, не могут получить за него оплату. Соответственно, российский импортер оказывается лишен возможности заказать следующую партию.
В свою очередь, все альтернативные трансграничные платежные схемы, подразумевающие расчеты через отдельные страны СНГ, Дубай или какие-либо другие третьи страны, обходятся отправителю платежа до 15–20% суммы транзакции. А с учетом усложнившейся логистики поставок, также непременно задействующей территории этих самых третьих стран по настоятельным просьбам осторожных китайских поставщиков, суммарный рост стоимости закупаемого в КНР оборудования доходит до 27–30%. Что, разумеется, не может не влиять на его отпускную цену в России.
А теперь вспомним банковские тендеры, проходившие прошлой осенью, а также весной и летом, – согласно их условиям, отпускные цены были зафиксированы, и поставщики не имеют права их повышать. Не говоря уже о том, что в силу описанных закономерностей они теперь вообще не способны физически получить обещанное оборудование.
Причем эта тенденция на сегодняшний день касается всего спектра поставляемых решений. И даже тех, которые мы условно называем «российскими», будь то банкомат, АДМ или счетно-сортировальная машина, – по оценкам экспертов, они все равно на 70–80% собираются из импортируемых комплектующих…
Итак, 14-й пакет санкций застопорил трансграничные расчеты и логистику. А ожидаемый, по некоторым данным, в октябре-ноябре 15-й пакет санкций будет сфокусирован, вероятно, на контроле не слишком многочисленных оставшихся китайских компаний, которые еще продолжают поставлять в Россию и Белоруссию высокотехнологичную продукцию. Иными словами, он будет направлен прежде всего на производителей микроэлектроники. Ведь чипы, как известно, являются продуктами двойного назначения… Примером здесь может служить китайский вендор, получивший серьезные проблемы за якобы имевшую место быть поставку почти миллиона карточных чипов в адрес одного из крупнейших российских розничных банков.
Трансгран: криптовалюта нам поможет?
На этом фоне нельзя не вспомнить, что 30 июля 2024 года в России произошла, по сути, легализация цифровых валют – в 3-м чтении одобрены законы о майнинге и использовании криптовалюты в трансграничных платежах. Первые трансграничные транзакции в криптовалюте Центробанк обещает провести до конца 2024 года. Насколько вероятным представляется этот прогноз? Ограничатся ли в принципе такого рода операции странами БРИКС+ и рядом государств СНГ или в перспективе возможно некое расширение географии?
К тому же нельзя забывать, что идея использования для трансграничных расчетов ЦФА обернулась в свое время лишь введением новых санкций. Не повторится ли этот сценарий с криптовалютой? С этими непростыми вопросами мы обратились к нашим внешним экспертам.
Как отметил Андрей Михайлишин, глава Комиссии по платежным системам и трансграничным расчетам ТПП РФ, глава целевой группы BRICS Payments and Fintech, Рабочей группы Финансовые услуги и инвестиции Делового совета БРИКС, ключевыми трендами сегодня являются легализация майнинга и цифровых валют в России и обсуждение их использования в международных транзакциях. Банки и компании, которые продолжали испытывать опасения по отношению использования криптовалют, теперь тоже заинтересованы в подобных решениях. При этом вопросы соблюдения законодательства в условиях использования цифровых валют для трансграничных расчетов остаются в фокусе внимания.
Банк России сейчас обсуждает именно этот момент с инфраструктурными игроками рынка. После принятия закона логичным образом идет процесс обсуждения и формирования конфигурации регулирования и технологической имплементации.
Однако на этом пути видится достаточно много препятствий. Прежде всего это сложности с интеграцией криптовалют для осуществления трансграничных расчетов, необходимость создания подзаконной правовой базы для использования криптовалют в транзакциях. Актуальной стала потребность в развитии технологий и платформ для обработки криптовалютных транзакций. Потребуется также создание удобной и безопасной инфраструктуры. Повышаются риски кибербезопасности из-за риска увеличения числа кибератак на финансовые учреждения в условиях цифровизации.
В то же время сам по себе прогноз ЦБ о проведении первых транзакций до конца 2024 года выглядит достаточно реалистичным, учитывая текущие тенденции. При этом, по мнению эксперта, операции с криптовалютами в трансгране не ограничиваются только странами БРИКС+. Возможно расширение на другие рынки, что создаст новые возможности для бизнеса. (К сожалению, о конкретных возможностях для такого расширения «криптотрансграна» наши эксперты в рамках данного материала умолчали. – Ред.).
Как считает Андрей Михайлишин, опасения по поводу введения новых санкций действительно имеют место, однако использование криптовалют может стать частично альтернативой традиционным валютам в условиях ограничений. Так, если при использовании централизованной инфраструктуры (обменников и/или бирж) риск санкций очень высок, то при задействовании решений на базе децентрализованных финансов (DeFi) риск заметно снижается.
Что же касается ранее упомянутого ввода промышленного майнинга в правовое поле, этот шаг, по мнению эксперта, может привести к инвестициям в эту отрасль и косвенно привлечь финансирование новых проектов в электрогенерации. Это будет способствовать более прозрачному и понятному регулированию отрасли.
Еще одним важным шагом для развития отрасли должно стать формирование подхода государства к исчислению налогов на майнинговую деятельность. Но каким образом будут установлены стандарты налогообложения для майнинга? Это остается неясным ввиду рамочного характера принятого закона. Так или иначе, подход государства к исчислению налогов на майнинговую деятельность также станет важным шагом для развития отрасли.
В свою очередь, Олег Ушаков, генеральный директор юридического бюро Sagrada Legal, председатель Комиссии по цифровым финансовым активам ТПП РФ и автор телеграм-канала «Право на деньги», уверен, что в ближайшее время могут появиться экспериментальные правовые режимы, позволяющие использовать криптовалюты для трансграничных расчетов.
Прогноз ЦБ относительно первых трансграничных транзакций в крипте до конца 2024 года он также видит вполне реалистичным: «Знаю некоторых участников рынка, которые активно готовятся к этому».
Что касается возможного расширения географии подобных операций, то, по мнению эксперта, хотя с дружественными странами будет, конечно же, проще настроить диалог, возможны инструменты, когда в орбиту сделок будут попадать контрагенты, желающие сотрудничать, в том числе из недружественных стран.
Аналогичного мнения придерживается и Екатерина Логвинович, старший юрист SBH Law Offices (Республика Беларусь), – по ее мнению, расширение географии трансграничных криптоплатежей возможно, но будет органически следовать за расширением БРИКС+ и его взаимодействием с другими региональными объединениями. С полным текстом ее интервью можно ознакомиться в этом номере журнала «ПЛАС».
Впрочем, отдельные эксперты настроены гораздо более скептично. Нельзя забывать, что БРИКС+ – это и есть в том числе упомянутый Китай (не говоря уже об Индии). Однако, как мы видим, несмотря на горячее желание захватить доминирующие позиции на российском рынке после ухода западных компаний, даже эти страны не готовы в текущих условиях свободно и доходно с нами торговать, используя национальные валюты. И это несмотря на то, что они прекрасно понимают: уникальный шанс заменить ушедших западных вендоров скоротечен и может очень быстро сойти на нет с изменением геополитической обстановки.
О том, что образовавшееся окно возможностей с окончанием или замораживанием СВО, скорее всего, вскоре закроется, догадывается и западный бизнес. По данным из неофициальных источников, ряд европейских структур, строя трехлетние бизнес-планы, уже заложили в них значительные инвестиции на 2026 год в открытие своих офисов в России заново. Потому что в отличие от политиков большая часть крупного бизнеса намерена сюда вернуться.
И если даже в этих условиях Китай сейчас ограничивает российским компаниям работу с юанями, то, рассуждая о свободных расчетах в рамках БРИКС с помощью «криптотрансграна», не стоит надевать розовые очки. В конце концов, сами серверы, на которых «хранится» крипта, в большинстве случаев размещены на территории недружественных стран.
Интересно, что результаты проведенного недавно ПЛАС-Опроса, в котором мы предложили профессиональной аудитории ответить на вопрос: «Можно ли решить проблему трансграна легализацией трансграничных криптовалютных операций?», выглядят следующим образом. Почти треть (29%) опрошенных нами читателей считают, что легализацией трансграничных криптовалютных операций проблему трансграна решить, скорее всего, не удастся. Правда, обратного мнения придерживаются почти столько же опрошенных – 25%. При этом 18% убеждены, что такая схема может быть работоспособна только до введения новых санкций, как в случае с ЦФА. Аналогичное количество респондентов считают, что проблему трансграна можно решить только геополитическими мерами.
Как не ввести соотечественников в криптоискушение?
Однако есть у истории с легализацией криптовалюты и обратная сторона медали, причем связанная не столько с абсолютно туманными пока перспективами трансграна, сколько с состоявшейся 30 июля легализацией использования крипты на локальном рынке.
Как мы знаем, на протяжении последних десятилетий государство и бизнес пытались заниматься повышением финансовой грамотности населения России. Больших успехов в этом достигнуть не удалось, что очень заметно хотя бы по криминальной хронике. И вот теперь мы начинаем вовлекать массового потребителя в крипту – индустрию, реальных экспертов в которой на территории России можно перечесть, что называется, по пальцам одной руки?!
А как же прозрачность платежей и финансовых операций в целом, за которую наше государство ведет борьбу также не один десяток лет (и причем гораздо более успешно, чем с финансовой безграмотностью и разгулом мошенников)?! Не загонит ли оно теперь российское население в продукт, который позволяет фактически бесконтрольно переводить деньги любым адресатам? И зачем тогда будет нужен цифровой рубль? Ведь когда население в своей массе распробует новые возможности криптовалютных операций, обратно возвращать потребителей в зону контроля, где можно нормально собирать налоги, блокировать счета, выявлять пособников терроризма/экстремизма и т. п., окажется более чем проблематично (если вообще возможно). Поэтому, прежде чем пилить ветку, на которой сидишь, стоит как минимум убедиться, что она растет не слишком высоко от земли.
Кстати, то же самое ряд экспертов думают о подъеме ключевой ставки. С одной стороны, рубль не растет, с другой – фактически блокируются и возможности экономики. В том числе – оборонной промышленности, в продукции которой сегодня, как хочется верить, заинтересованы все представители власти… Или мы чего-то не понимаем?
На деле же создается впечатление, что именно последние пытаются по возможности перекладывать все сложности нынешнего времени с государства на бизнес.
Спад объемов инкассации. СБП, летний сезон или личный кабинет?
И наконец, еще один тренд конца лета, в оценках которого эксперты заметно расходятся. Недавно Василий Медведев, председатель правления Российского объединения инкассаторов «РОСИНКАС», отметил, что россияне стали реже переводить крупные суммы через банкоматы, что привело к снижению нагрузки на инкассаторский бизнес. Основной причиной эксперт назвал увеличение лимита для бесплатных переводов самому себе до 30 млн рублей 1 мая 2024 года. По его словам, ранее люди часто снимали наличные в одном банке и переводили их в другой через банкоматы. Теперь в схеме с использованием наличных (и, стало быть, услуг инкассации) клиенты в большинстве своем не нуждаются. Это ударило в том числе и по выручке компании «РОСИНКАС», которая, по данным Василия Медведева, сократилась примерно на 30% с начала года.
Действительно, по данным Банка России, во втором квартале 2024 года, когда изменения уже вступили в силу, россияне совершили через СБП на 27% больше по количеству и на 47% по объему по сравнению с первым кварталом денежных переводов (почти 2,3 млрд операций на общую сумму 13,4 трлн рублей).
В то же время некоторые практикующие эксперты находят другие объяснения приводимой статистике. По мнению одних, причиной сокращения выручки «РОСИНКАС» стал переход на подписочную бизнес-модель с прежней аналоговой, во многом тупиковой.
Другие специалисты видят в сокращении объемов инкассации чисто сезонное явление, которое характерно для летних месяцев и завершится уже в сентябре. На этом фоне в октябре мы планируем провести новый ПЛАС-Опрос, в котором предложим нашим читателям поделиться своими наблюдениями за динамикой рынка инкассации и сделать объективный вывод относительно правоты мнения о сезонном характере тренда.
В числе других актуальных тем эти вопросы будут активно обсуждаться в ходе Международного ПЛАС-ФорумаПЛАС-Форума «Платежный бизнес и денежное обращение», , который пройдет в Москве уже 10–11 сентября 2024 года. До встречи в столичной гостинице «Рэдиссон Славянская»!
P. S.
Еще один штрих к попыткам российской стороны переиграть санкции, используя цифровые технологии – когда готовился к размещению этот материал, в парижском аэропорту Ле-Бурже арестовали Павла Дурова, создателя и владельца социальной сети ВКонтакте и мессенджера Телеграм. По неофициальной версии, причиной ареста стал отказ сотрудничать с «заинтересованными госструктурами» ведущих стран Запада.