7 июня 2024, 18:00
Количество просмотров 3772

«Космические конкистадоры» Илона Маска

Существует ли надежное средство от наступления новых «темных веков»? Что способно дать новый импульс к мирному развитию человеческой цивилизации? Что такое «старшиповый шок» для геополитики? О финансовых, экономических и политических последствиях четвертого (успешного, по полетной программе, несмотря на разрушение) запуска космического корабля «Старшип» рассуждает наш постоянный автор Антон Дождиков, историк, кандидат политических наук и аналитик данных.
«Космические конкистадоры» Илона Маска

«Космические конкистадоры» Илона Маска 

Существует ли надежное средство от наступления новых «темных веков»? Что способно дать новый импульс к мирному развитию человеческой цивилизации? Что такое «старшиповый шок» для геополитики? О финансовых, экономических и политических последствиях четвертого (успешного, по полетной программе, несмотря на разрушение) запуска космического корабля «Старшип» рассуждает наш постоянный автор Антон Дождиков, историк, кандидат политических наук и аналитик данных. 

Сподвижники Илона Маска, конкистадоры, новгородцы-ушкуйники, казаки, профессиональные революционеры, самураи-ронины и «однощитовые» рыцари – что может быть общего у этих людей, живших в разные времена и эпохи? Только одно – все они были «лишними людьми» для своего времени и общества. С чрезмерными запросами, высокой мотивацией, внутренней солидарностью и сплоченностью, жаждой новых территорий, знаний, возможностей и роста «экономического пирога».

Эпоха Великих географических открытий – важный этап в формировании мировой экономической системы. И сегодня мы находимся в преддверии не менее важного шага для человечества – новой фазы космической экспансии, альтернатива которой – новые «темные века», войны, смуты, эпидемии и деградация обществ.

Многие думают, что космические полеты, тем более колонизация Марса, не имеют экономического смысла, поскольку не связаны с добычей золота или иных ресурсов. На самом деле смысл для экономики и финансов есть. И последствия – самые что ни на есть серьезные и положительные. А отрицательные – для тех, кто вовремя не приспособился. 

Историческая аналогия: экскурс в прошлое 

Христофор Колумб имел высшее образование (Павийский университет), знал несколько языков и проштудировал многие научные труды прошлого и своего времени, был женат на дочери известного португальского мореплавателя, имел информацию о «Западном пути в Индию» от астронома и географа Паоло Тосканелли, также во время путешествия на север Европы ему были доступны сведения и предания исландских мореплавателей о землях на Западе (со времен эпохи викингов). Колумб получил практический опыт организации экспедиции в Гвинейский залив.

Путешествия (общим числом четыре экспедиции) были организованы не с первого раза: оферта была последовательно отвергнута купцами и правительством Генуи, и королем Португалии. Следующее предложение было подано исключительно по личным каналам – через духовника королевы Кастильской Изабеллы. Но и оно наткнулось на бюрократические препоны – рассмотрение Королевским Советом, научным советом Университета Саламанки – и в итоге тоже было отклонено. Впрочем, Колумб обращался даже ко двору Генриха VII Английского в попытках получить финансирование и собирался эмигрировать во Францию, когда был остановлен на границе посланниками королевы Изабеллы.

На пути к организации дорогостоящей экспедиции создавались союзы, появлялись сторонники и потенциальные инвесторы – герцог Мединасели, архиепископ Толедо, олигарх Луис Сантанхель, управляющий монетным двором Валенсии и личный банкир короля Арагона, служащий королевской сокровищницы Габриель Санчес. Последние два с учетом «неиспанского» происхождения семей имели проблемы с Инквизицией – серьезной политической и экономической силой того времени.

Целая вереница интриг, внутриполитических и геополитических обстоятельств привела к экспедициям Колумба. Однако они, конечно же, не сложились спонтанно. И в отсутствие Христофора Колумба подобные путешествия все равно состоялись бы – будь то под эгидой Испании, Португалии или другой передовой державы того времени.

Во-первых, уже были созданы материально-технические условия: вовсю эксплуатировались корабли – карраки и каравеллы, способные к дальним морским переходам, освоена сложная техника хождения по морю против ветра, имелся опыт длительных путешествий.

Во-вторых, Европа претерпевала определенные демографические изменения. Уровень населения начал восстанавливаться после катастрофических эпидемий Средневековья примерно в конце 15-го века, набирая обороты в начале 16-го.


Достигнуты пределы роста. Классическая Мальтузианская теория считает, что Европа уже тогда была перенаселена: даже в хорошие времена она вряд ли могла прокормить все свое население.

Марксистская наука предполагала, что увеличившееся население вызвало усиление конкуренции за земли и большой дисбаланс между землевладельцами и крестьянами. Заработная плата упала, увеличив ренту, богатство перераспределилось от бедных к богатым, возросло неравенство. Требовалась внешняя экспансия – ее альтернативой были лишь внутренние бунты и смуты. Ослабилось влияние феодалов и церкви, произошел один из кризисов перепроизводства элиты, если рассматривать структурно-демографическую теорию.

В силу лучшего питания и медицинского обеспечения численность высших слоев общества росла быстрее, чем остальных: появлялось все больше претендентов на вхождение в элиту, возрастала конкуренция между элитными группировками – и это в условиях, когда «экономический пирог» не рос пропорционально их аппетитам. Результат – плохой выбор между войнами среди государств или междоусобные, внутренние смуты.

В-третьих, падение Константинополя в 1453 году привело к изменению традиционных торговых путей торговли с Индией и Китаем. Великий шелковый путь был закрыт для христианских торговцев новой политической силой. А ведь капитал в те времена, как известно, образовывался преимущественно в торговле. Рента и собственность на землю не были его основными источниками.

В-четвертых, ожесточилась политическая конкуренция между странами. Лидером в эпоху Великих географических открытий была Португалия, и за ее успехами ревностно следили в соседних странах, прежде всего в Испании (объединенных династическим браком королевствах Арагон и Кастилия).

Победой над Гранадским эмиратом закончилась Реконкиста – длившаяся не одно столетие война за освобождение Пиренейского полуострова от арабского владычества, и объединенное королевство отчаянно нуждалось в деньгах. Ибо продвижение уже на территорию собственно Африки требовало небывалых ресурсов. Огромная армия, стоявшая без дела, разлагалась: в отсутствие финансирования от короны мелкие дворянчики-идальго, привыкшие жить войной, становились разбойниками. Многие пойманные за грабежи попадали на каторгу – и именно отсюда в «команде заключенных» Колумба оказалось достаточное количество профессиональных солдат и моряков. Забегая немного вперед – именно те самые мелкие идальго, не имевшие за душой ничего, кроме отцовского меча и заржавленных доспехов, как и ранее «однощитовые» рыцари в эпоху Крестовых походов, самураи-ронины периода японской экспансии в Корею, новгородцы-ушкуйники, кочевники-монголы, русские казаки в Сибири, стали массовой социальной силой, сформировав целый профессиональный слой конкистадоров: закончилась Реконкиста – началась Конкиста.

В поисках золота, достатка, славы и реализации других ценностей «пирамиды Маслоу» конкистадоры стали основной силой экспансии. Притом, что их численность была невелика, не превышая на пике несколько тысяч человек.

Разумеется, мальтузианские и марксистские выводы не были знакомы средневековым монархам. А за некоторые положения структурно-демографической теории в те времена вполне можно было попасть на костер Инквизиции (а если точнее, то все-таки светских властей, которым церковные силы передавали преступников для казни).

Руководствуясь сочетанием многих факторов: поиск средств для продолжения экспансии. политическая конкуренция с другими странами, стабилизация внутриполитической обстановки, – король Фердинанд и королева Изабелла все же согласились снарядить в 1492 году экспедицию Христофора Колумба.

По легенде, уговаривая своего более приземленного мужа, Изабелла, ревностная и набожная католичка, обещала заложить свои личные украшения и драгоценности. Впрочем, широкий королевский поступок был галантно «скорректирован» за счет кредитов и обещаний от Луиса Сантахеля и Габриеля Санчеса, которые, как основные инвесторы, вместе с упомянутыми католическими монаршими особами впоследствии первыми получили известия об открытиях и успехах Колумба. 

Впрочем, открытия не принесли особой славы и богатства для Христофора Колумба. Некоторое время, обвиненный в «растрате государственных средств», он даже сидел в испанской тюрьме. Да и его наследники потом судились с государством, претендуя на часть обещанных от открытия новых земель доходов.


Марс для Илона Маска – это «Западный путь в Индию»

Илон Маск, человек с тремя гражданствами (ЮАР, Канада и США), если сравнивать его биографию с Колумбом, имеет с ним много общего, включая переезд с родины (родился и вырос в Претории, ЮАР). Его предки, как и он сам, испытывали сильную склонность к перемене мест и конфликтный характер. Так же, как и Колумб, он по-своему «путешествовал в Исландию» – в начале нулевых годов Маск посещал Россию с идеями покупки ракеты и космического сотрудничества, но его предложения не были приняты всерьез, – и в итоге предприниматель принял историческое решение строить ракеты самостоятельно.

В большей мере на интерес Маска к космосу повлияли труды фантаста Айзека Азимова (цикл «Основание»), они же породили фанатичную мечту о колонизации Марса как способе для выживания для человеческой цивилизации. И по аналогии с великим генуэзцем, путь Илона Маска имел и еще будет иметь свои взлеты и падения – экономические и финансовые проблемы предприятий, разочарование массовой аудитории, зависть конкурентов и опалу от государственных деятелей.

Образ Илона Маска, растиражированный Голливудом и СМИ, бесспорно затмевает все те политические и финансовые интриги, которые вне всякого сомнения имеют место быть на его истории: о них мы узнаем в биографиях и хрониках будущих историков, но можем предположить, что страстей и драматизма в космической гонке наших дней не меньше, чем в эпоху Великих географических открытий.

В отличие от Христофора Колумба, который пришел со своей идеей на все готовое (были и корабли, и опыт путешествий, техника хождения против ветра, способы определения местоположения в море и направления движения, научное обоснование расчетов времени в пути), Илон Маск создал свой собственный сегмент космических запусков. Его ракеты изначально готовились к многоразовой эксплуатации с возможностью тиражирования и мультипликации. При массовом производстве и эксплуатации сотен «Старшипов» цена вывода килограмма на космическую орбиту действительно может опуститься до 100 долларов и ниже. Теоретически – если будет достигнута наработка в 100 пусков на один корабль – до 50 долларов. 

Влияние «Старшипа» на экономику и финансы предприятий и стартапов 

Жилой объем МКС на текущий момент немногим менее 400 кубических метров, внутренний объем порядка 1000 кубометров. Общий объем грузового отсека «Старшипа» – 1100 кубометров. Каждый запуск корабля сопоставим с появлением новой МКС. А это уже стадиально новый уровень возможностей. Тот самый «диалектический скачок». Из истории: фактически это испанский галеон по сравнению с предшественниками – каравеллами и каракками.   

С экономической точки зрения, массовое производство и эксплуатация «Старшипов» означает, что приобрести новый или подержанный корабль может позволить себе не только транснациональная корпорация, а даже коммерческая организация вполне себе средних размеров, ведущая деятельность на уровне региона или области.

Забегая немного вперед – и создание лунной базы стоимостью в несколько миллиардов долларов будет вполне по силу мировой корпорации даже не из топ-20 или же региональной державе – ОАЭ, Саудовской Аравии, – список игроков возрастает на порядок от Индонезии, Малайзии до Сингапура, Бразилии и Аргентины, Тайваня и Южной Кореи, до половины стран Европы, помимо традиционных США, России, Китая и Индии.

В результате в течение ближайших десяти лет доставка груза на орбиту логистически будет не сложнее, чем поставка стандартного транспортного контейнера с одного материка на другой. Только представьте себе, что доставка сборного груза с поверхности Земли до Луны со временем будет проще (если с подачи недальновидных политиков G7 сохранятся существующие санкции и ограничения, «торговые войны»), чем от Владивостока до Лиссабона!

Следующий важный шаг – массовое поточное производство космических аппаратов на единой элементной базе (так сейчас создаются спутники-ретрансляторы интернета Starlink). Это означает, что запуск собственного космического аппарата может позволить себе совсем рядовой стартап с начальным капиталом в несколько сотен тысяч долларов. Впрочем, не обязательно запускать спутник – например, для целей космической разведки и зондирования Земли, для поиска полезных ископаемых или определения загрязнений можно арендовать время работы и ресурсы соответствующего космического аппарата.

Маленькие динамичные компании из сферы «спейстеха» очень быстро обгонят современных индустриальных гигантов за счет более эффективного использования ресурсов и внедрения передовых технологий. И если с момента открытия Америки на ее завоевание конкистадорами потребовалось порядка полутора столетий, то на освоение околоземного пространства и строительство первых баз на Луне, Марсе понадобится на порядок меньшее количество времени. Автоматизация, роботизация и развитие искусственного интеллекта также не потребуют большого количества новых «конкистадоров космоса».

Децентрализованные финансы, криптовалюта, совместное инвестирование и шеринговая экономика могут сопровождать деятельность «космических дальнобойщиков», генерируя десятки и сотни процентов годовой прибыли, предлагая потенциальным инвесторам хоть и рисковые, но все же более прибыльные проекты, чем вложение, например, в акции нефтегазовых компаний, военно-промышленного комплекса и другие традиционные отрасли экономики. К этому времени уже закончится очередной мировой финансовый кризис с распродажей активов, уляжется хайп вокруг технологических гигантов, и инвесторы будут обращать пристальное внимание на две перспективные отрасли – «спейстех» и «биотех».

Технические проблемы: разрушение теплозащиты, рулевых плоскостей и другие – могут быть преодолены уже в текущем году. «Полный цикл» взлета-посадки-подготовки к взлету может быть полностью отрепетирован к концу 2024 года. К концу 2025 года «Старшип» вполне сможет достичь Луны в беспилотном варианте. А это означает, что перспективы повторной высадки человека в 2026–2027 годах уже не кажутся излишне оптимистическими.

Следовательно, в 2026–2027 годах многие страны будет ждать мощнейший геополитический шок: национальные космические системы разом перестанут быть конкурентоспособными и востребованными, население государств как во время «спутниковой лихорадки 2.0» неизбежно будет задаваться вопросом: куда шли наши налоги и платежи и насколько эффективна наша политическая система?



В какой ситуации находится современное мировое сообщество?

Современная политическая и макроэкономическая ситуация ничуть не уступает по драматизму и накалу страстей, чем эпохи Позднего Средневековья и Ренессанса. Неудачный проект «однополюсной глобализации» может привести как к фрагментации мировой экономики, ожесточению политической напряженности и наступлению в итоге новых «темных веков», так и к кооперации, сотрудничеству отдельных компаний и целых стран на равноправных, партнерских условиях ради общей финансовой выгоды и процветания.

С одной стороны, сейчас мы имеем жесткий геополитический кризис и противостояние по осям «Россия – Запад», торговые войны, риск геополитического конфликта за Тайвань между Китаем и США, формирование экономического, а потом и политического блока БРИКС, выход на новый этап развития стран Глобального Юга.

С другой стороны – мы наблюдаем демографический кризис: сокращение населения развитых стран, продолжающийся рост населения Глобального Юга, миграционные потоки, «перепроизводство» мировой политико-экономической элиты, связанное с ожесточением внутриполитической и межгосударственной конкуренции. И все это наряду с одновременной деградацией, падением креативных и когнитивных функций у ее наиболее консервативной части, с доминированием хищнических амбиций и нежеланием, идейной неготовностью к компромиссам, фанатичной преданностью надуманной «повестке» и утратой связи с реальностью и здравым смыслом.   

Илон Маск и его будущие последователи в скором времени предложат вполне нормальный выход для цивилизации, одновременно снимающий несколько противоречий: военно-политических, демографических, элитарных и экономических. Этот выход заключается в космической экспансии.

Космическая экспансия для коммерческих предприятий по оборачиваемости капитала и норме прибыли может превысить соответствующие уровни в военно-промышленной сфере и смежных отраслях «старой» экономики.

Экспансия, новые открытия пространства — это всегда обновление элиты, снятие внутриэлитного напряжения. Появляется больше места для реализации собственных амбиций и устремлений человека. Открытые ресурсы безграничного космоса делают ненужными конкуренцию и борьбу за редкие на Земле полезные ископаемые. Растет тот самый «экономический пирог».

Космическая экспансия — это снятие демографических противоречий, новые направления для миграции и средство перераспределения общественного блага, снижения уровня неравенства в обществе, появление новых рабочих мест с высоким уровнем дохода.

При реализации благоприятного сценария космической экспансии в гонку включатся Китай, Россия, Индия и другие страны, для которых это будет соревнованием с положительным для всех участвующих результатом, несущим пользу и политический смысл – в отличие от дискредитировавших себя по причине политиканства, ограничений и допинговых скандалов спортивных состязаний. 

  

Современный западный путь в Индию в представлении нейросети

Рубрика:
{}Финтех

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube