27 сентября 2023, 15:00
Количество просмотров 3672

Розничные платежи 2023. Текущий ландшафт и тренды. Новые клиентские сценарии

В своем обзоре независимый эксперт Максим Митусов рассматривает новые клиентские сценарии и текущие тренды сегмента розничных платежей и переводов в России на фоне изменений платежных привычек россиян за 15 лет.
Розничные платежи 2023. Текущий ландшафт и тренды. Новые клиентские сценарии

Начиная с 2020 года в России происходит много интересного в сфере розничных платежей и переводов: доля безналичных платежей превысила 70%; переводы по номеру телефона в рамках одного большого банка стали настоящим культурным феноменом; был запущен новый платежный сервис Банка России под названием СБП… Что же касается России в целом, то она стала одной из самых безналичных стран в мире и демонстрировала выдающиеся показатели в проникновении привычки платить безналичным способом, в т. ч. и через смартфон.

Затем случились события 2022 года, и ряд платежных трендов кардинально изменились. При этом текущие платежные тренды не «отменились», но претерпели принципиальные корректировки, исходя из изменившейся геополитической и экономической ситуации.

Данный материал полностью посвящен тому, как складывались платежные тренды и привычки россиян платить в промежутке 15 лет, с 2008 по 2022 год, а также описанию тех трендов, которые зародились после 2020 года и стали вполне заметны в окружающей среде, но пока еще не стали всепроникающими. При этом, конечно же, в 2023–2024 годах все может вновь радикально измениться.

Изменения платежных привычек россиян за период 2008–2022 гг.

За последние 15 лет платежные привычки россиян очень сильно изменились. Из страны only-cash, каковой Россия являлась в 2008 году, к началу 2020-х мы превратились в признанного мирового лидера по внедрению самого широкого спектра платежных инноваций. Доля безналичных платежей в начале 2020-х перевалила за 70%, при этом около половины платежей совершалось со смартфонов. Проникновение банковских приложений стало тотальным, а различные платежные механики, вроде «переведи мне на Сбер», стали совершенно нормальными в любой бизнес-среде — от бизнес-услуг до самого мелкого рынка в отдаленной деревне.

Все это подтверждается статистикой платежей и переводов, опубликованной на сайте Центрального банка России (в данном материале используются данные Отчета № 14 «Операции, совершенные на территории России и за ее пределами, с использованием расчетных и кредитных карт, эмитированных кредитными организациями и Банком России, по видам клиентов», регулярно публикуемого регулятором). Из данного отчета мы взяли только данные по картам физических лиц (без учета карт ИП и ЮЛ), также в материалах не учитываются предоплаченные карты.

При этом в настоящем исследовании мы сделали некоторый перерасчет, пересчитав общие данные ЦБ РФ из миллионов карт, миллиардов операций и триллионов рублей в штуки, единицы операций и тысячи рублей, приходящиеся на одного взрослого жителя России в конкретный год.

Также стоит отметить, что в исследовании приведены данные не за все 15 лет выбранного промежутка времени, а только лишь за 2008, 2015 и 2022 годы (пример того, с чего начинали, каков был промежуточный результат и какие стартовые позиции имеем сейчас).

Общее количество банковских карт в России за прошедшие 15 лет увеличилось более чем в три раза (см. рис. 1). Если же смотреть не просто на эмиссию, а на количество активных карт (согласно методике ЦБ РФ), то показатель еще более впечатляет: стартовав с 60 млн карт в 2008-м, на конец 2022 года общее количество активных карт достигло 250 млн штук, т. е. налицо рост в 4,5 раза.

Рис. 1. Общее количество банковских карт в России

ifgr-01.webp

Однако важнее смотреть не на общее число активных карт, а на количество карт в пересчете на одного взрослого человека.

Итак, в пересчете на одного взрослого данные ЦБ дают нам следующие показатели: 0,65 активной карты на одного взрослого в 2008 году, 1,5 карты в 2015 и 3 активные карты на каждого взрослого жителя страны.

Сразу оговоримся: методология пересчета показателей на одного взрослого неидеальна, поскольку для упрощения в расчете задействовано только население в промежутке с 18 до 60 лет. Соответственно, мы теряем часть молодежной аудитории, которая часто является активными пользователями соответствующим образом таргетированных проектов, а также аудиторию пенсионеров, которые также все чаще используют «пластик» для ежедневных расчетов. Тем не менее даже с учетом несовершенства методологии предложенные расчеты позволяют нам оценить, какие фундаментальные изменения произошли в пользовательских привычках снимать наличные, платить и осуществлять денежные переводы.

Итак, критерий активности карты согласно методологии ЦБ РФ — наличие одной операции по карте в отчетном периоде (квартал).

Сначала посмотрим, как менялась привычка снимать наличные в банкоматах (см. рис. 2): в 2008 году на каждого россиянина приходилось 1,5 операции снятия наличных в месяц суммарно на 7,5 т. руб./мес., что составляло менее 60% от средней зарплаты по стране. Напомню, что на тот момент на зарплатные проекты перешли далеко не все жители страны, и многие еще по старинке получали наличные в кассе предприятия (а то и просто в «конвертах»). Карты уже не были экзотикой, но еще не стали безальтернативным способом получения зарплаты. А все полученные на карту деньги практически моментально снимались в банкоматах.

Рис. 2. Как менялась привычка снимать наличные в банкоматах*

ifgr-02.webp

* На основании данных ЦБ РФ и Росстата. В расчетах использована информация о населении РФ в возрастном промежутке 18-60 лет

В 2015 году (а точнее, в 2015–2016 гг.) виден пик снятия наличных, более трех операций на человека в месяц, а средний объем снятий уже превысил среднюю зарплату. Общий объем снятий наличных с тех пор вышел на плато, 24–26 трлн руб./год, на котором и пребывает до сих пор.

К 2022 году привычка снимать наличные снизилась до чуть более двух операций в месяц на человека, объем операций на человека вырос меньшими темпами, чем в предыдущий период.

Более радикально изменилась привычка платить картой (см. рис 3). Если еще в 2008 году это была практически экзотика — менее 0,5 операции в месяц на человека, то в 2015-м этот показатель составлял уже почти 9 операций в месяц на человека. Таким образом, можно смело утверждать: привычка платить картой вполне сформировалась, хотя наличные снимают все еще в большем объеме. В 2022 году мы имеем уже прежде всего безналичное общество: 54 операции в месяц на человека и почти 50 тыс. руб. платежных операций по карте. Что с большим отрывом опережает снятие наличных.

Рис. 3. Как менялась привычка платить картой*

ifgr-03.webp

* На основании данных ЦБ РФ и Росстата. В расчетах использована информация о населении РФ в возрастном промежутке 18-60 лет

Еще большие изменения видны в привычке совершать прочие операции по карте (см. рис. 4). Прежде всего речь идет о переводе по номеру карты, а затем и по номеру телефона: в 2008-м это некая экзотика (0,01 операции на человека), в 2015-м — решение для каких-то очень узких ниш и знатоков (0,75 операции). А вот в 2022 году это уже основной объем операций по суммам — 76 тыс. руб. в месяц на человека (против 48 тыс. руб. платежных операций и 30 тыс. — операций снятия наличных).

Рис. 4. Динамика прочих карточных операций*

ifgr-04.webp

* На основании данных ЦБ РФ и Росстата. В расчетах использована информация о населении РФ в возрастном промежутке 18-60 лет

И пусть вас не вводит в смущение тот факт, что сумма всех снятий, платежей по карте и переводов значительно превышает средний заработок по стране. Все легко объяснимо тем фактом, что и снятия, и переводы могут многократно «задваиваться». Абсолютно стандартный кейс: зарплату получать в одном банке, затем переводить деньги в другой банк и уже с карты этого банка совершать покупки. Т. е. один и тот же заработанный россиянином рубль попадает в статистику несколько раз.

В итоге мы видим, что к 2023 году объем прочих операций в два с лишним раза превышает объем операций по снятию наличных в банкомате и операции торгового эквайринга.

В этом плане интересно еще посмотреть объемы операций по СБП. Последние отдельно выделяются в отчетности и легко отслеживаемы. Так, за прошедшие 4 года с момента запуска объемы СБП (C2C-переводы) хорошо видны на графике (см. рис. 5), и уже очень понятны рядовому потребителю — четыре операции в месяц общим объемом 20 тыс. руб. До объемов прочих переводов еще есть куда расти, но темпы роста замечательные.

Рис. 5. Рост операций в Системе быстрых платежей*

ifgr-05.webp

* На основании данных ЦБ РФ и Росстата. В расчетах использована информация о населении РФ в возрастном промежутке 18-60 лет

С С2B-платежами в СБП пока несколько сложнее. По результатам 2022 года они составляли в среднем 0,3 операции на одного взрослого пользователя. Но в первом квартале 2023-го показатель уже удвоился и дальше продолжает расти. Т. е. скоро и этот метод платежа станет повседневным и распространенным — к этому есть все предпосылки.

Рис. 6. Ключевые события в истории платежного рынка

ifgr-06.webp

Итак, мы с вами посмотрели, как изменились привычки использовать карты для снятия наличных, а также оплат и переводов. Тем интереснее понять, а что же повлияло на изменение этих привычек.

Наверняка невозможно назвать какое-то конкретное единственное событие, которое поменяло все. Такие глобальные изменения — всегда сочетание факторов. Тем не менее всегда есть некоторые моменты, которые можно назвать знаковыми и приписать им некое почти сакральное значение.

Например, принимать карты в российской рознице начали еще в 1990-х. В целом это была почти экзотика. Так вот главным триггером, благодаря которому привычка платить непосредственно картой, а не снимать с нее наличные, стал запуск приема карт в продуктовой рознице. До этого момента карты были на руках населения уже достаточно давно, но использовались исключительно для снятия наличных. И одним из первых торгово-сервисных предприятий прием карт организовал в далеком 2011 году «Ашан», да еще и с определенными кредитными и прочими продуктами (вместе с Кредит Европа Банком и Merchant Direct Exchange (MDEX).

Следующим знаковым событием стал запуск функционала перевода по номеру телефона в Сбере.

Сервис был запущен более 10 лет назад. Но в бурный рост пошел в 2014–2015 гг. Сначала — как переводы между друзьями и родственниками, а начиная с 2017-го это уже стало распространенным методом платежа и в бизнес-среде. А к 2019–2020 гг. данный сервис стал тотальным в микрорознице. В целом сейчас перевод по номеру телефона — это основа многих экономик в стране.

Разумеется, безусловно знаковыми событиями оказались и запуск НСПК (ПС «Мир»), и приход (а затем и уход) Apple Pay и Android Pay (позднее переименованный в Google Pay). Первое событие обеспечило нашу независимость (что очень пригодилось в 2022 году), а второе повлияло на привычку платить даже без наличия при себе карты, о чем многие в том же 2022 году вдруг начали очень скучать.

В промежутке с 2020-го по текущий 2023 год зародилось сразу несколько трендов. Они значительно усилились и развились за последние 1,5 года, но в целом появились именно в этом промежутке, после пандемии и с внедрением СБП во всех банках.

Даже несмотря на то, что они пока не являются доминирующими, и карты все еще преобладают, я все же считаю, что семена посеяны и теперь осталось лишь понаблюдать и удивиться, каких объемов достигнут эти новые тренды.

Но об этом мы расскажем в следующей части обзора.

Также вопросы изменения потребительских привычек населения будут подняты на 4-м Международном ПЛАС-Форуме «Финтех без границ. Цифровая Евразия», который пройдет в Алматы 17–18 октября 2023 года!


PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube