23 марта 2023, 16:49
Количество просмотров 2838

HUMO: «Мы продолжаем трансформировать платежный рынок Узбекистана»

О процессах цифровой трансформации в банковском секторе и платежной индустрии Узбекистана мы беседуем с Шухратом Курбановым, директором НМПЦ HUMO, структуры, выступающей одним из лидеров быстроразвивающегося платежного рынка Республики Узбекистан.
HUMO: «Мы продолжаем трансформировать платежный рынок Узбекистана»

ПЛАС: Ваша оценка основных трендов трансформации платежного рынка в странах Центральной Азии? Роль и место финтеха в Узбекистане на фоне общих процессов, идущих в регионе?

Ш. Курбанов: Я делю платежный рынок Узбекистана на два этапа — до 2019 года и после. И дело не только в том, что в 2019 году появилась платежная система HUMO. В 2019 году в Узбекистане впервые появились понятные правила игры — был принят Закон «О платежах и платежных системах». До его принятия финтех-структуры, платежные агрегаторы и даже сами платежные системы не имели четкого юридического статуса. Финтехам приходилась придумывать формы для своего существования и форматы взаимодействия с банком. После принятия данного закона все стало просто и понятно — есть платежные системы, есть платежные организации, есть банки. Стало понятно, как их создавать и как они должны функционировать. Это привело как к количественному, так и качественному скачку на платежном рынке. Если раньше финтех-структуры были в тени, то теперь они начали смело конкурировать с банками на розничном рынке.

ПЛАС: Сегодняшние позиции HUMO на платежном рынке Узбекистана — ключевые показатели, их динамика, какие тренды оказывают наибольшее влияние на развитие бизнеса?

Ш. Курбанов: Мы продолжаем начатую в 2019 году работу по изменению платежного рынка Узбекистана. Если вначале это было просто внедрение новых технологий — те же бесконтактные платежи, единые устройства приема, оплата через NFC-интерфейс телефона (HUMOPay), прием оплаты через телефон (SoftPOS), то сейчас мы работаем над формированием определенных привычек оплаты.

photo_2021_04_26_13_05_19.webp
Источник: humocard.uz/ru/press_center/news/oplata-v-transporte

Ну и самое главное — для нас важно поддерживать конкуренцию на рынке, причем это касается не только платежей, но и инфраструктуры, т. е. терминального оборудования. У банков появилась возможность выбирать не только платежные системы, но и вендоров, что ранее было просто немыслимо. Выбор поставщиков карт, вендоров банкоматов и терминалов, программных решений и т. д. Все, что кажется обычным для многих, у нас было неким закрытым клубом.

Если останавливаться на показателях и динамике HUMO, то вполне ожидаемо мы наблюдаем рост практически по всем направлениям. Количество выпущенных карт по итогам 2022 года вышло на уровень свыше 14 млн, из них больше 1 млн приходится на кобейджинговые карты совместно с Visa и Mastercard. Также мы поняли, что в стране большая потребность в виртуальных картах, особенно для онлайн-платежей, — в итоге за последний год мы получили десятикратный рост. И, что для меня самое главное, мы смогли научить людей платить бесконтактно — более 75 процентов платежей осуществляются именно таким способом. Мы продолжим развивать это направление, особенно в тандеме HUMOPay и SoftPOS-решений.

ПЛАС: Как вы в целом оцениваете развитие бесконтактных платежных технологий и мобильных платежных сервисов в Узбекистане? Что принципиально изменилось за последний год?

Ш. Курбанов: В целом тренд задан, люди приучаются к бесконтактным платежам, и упомянутый мною уровень в 75 процентов будет только повышаться. Аналогично идет развитие мобильных платежных сервисов, дают о себе знать и выход на рынок новых игроков, и создание супераппов и экосистем, люди все больше и больше платят онлайн. Особенно в нашем случае, когда доля онлайн-платежей в системе HUMO превысила 40 процентов.

ПЛАС: В декабре 2022 года проводись плановые работы, нацеленные на значительное обновление системы, что, по официальному заявлению, позволит расширить возможности системы и повысить ее стабильность, а также поможет создать новые сервисы для клиентов. Не могли бы вы рассказать подробнее о сути обновлений и новых возможностях, которые они обеспечат?

Ш. Курбанов: С точки зрения обновления системы — такие работы ведутся практически постоянно. Основная задача — обеспечить стабильную работу системы, особенно на фоне упомянутого динамичного роста. Количество транзакций за год выросло в 2,5 раза, а эмиссия — в 1,6 раза, и все это требует постоянных усовершенствований. А с точки зрения новых возможностей мы продолжаем работу с банками для расширения продуктового ряда — это и полноценные кредитные карты, и детские карты, и кобейджинговые продукты, и так далее. Есть у нас «в рукаве» и пара продуктов, которые мы запустим в ближайшее время, но про них стоит поговорить отдельно.

ПЛАС: Взаимоприем карт HUMO и UZCARD — какие дальнейшие шаги реализованы на этом пути после создания единой терминальной сети?

Ш. Курбанов: Надо понимать, что HUMO и Uzcard — это абсолютно разные платежные системы, они строились в разное время с учетом разных задач и вызовов. Мы изначально исходили из международного опыта, поэтому задача интегрироваться с международными платежными системами нам далась относительно легко. Поэтому когда мы говорим о взаимоприеме, то эти особенности каждой из систем создают определенные сложности.

Однако, несмотря на эти сложности, мы продолжаем двигаться в данном направлении, в частности, активно ведется работа по построению межхостового соединения между нами, что позволит на первом этапе без проблем обеспечивать взаимный прием карт в банкоматной сети. Не секрет, что по количеству банкоматов мы сейчас занимаем первое место на рынке Узбекистана, но наше проникновение наиболее значительно в регионах, а коллеги сильны именно в столице — Ташкенте. Совместно мы бы могли превратить сильные стороны каждого в удобства для всех наших клиентов и, само собой, банков. В целом горизонт этих задач понятен, думаю, уже в мае мы сможем объявить итоги этого этапа.

(Пока готовилось это интервью, появилась информация, что до 1 мая 2023 года в столице Узбекистана г. Ташкенте поэтапно будет завершена работа по взаимной интеграции инфраструктуры платежных систем HUMO и UZCARD, в частности, сети банкоматов — до мая 2023 года, сети платежных терминалов — до конца 2023 года. — Ред.).

ПЛАС: Взаимодействие национальных и международных платежных систем на рынке Узбекистана — какое развитие получило это направление за последний год? Как вы оцениваете результаты уже упомянутых проектов кобейджинговых карт HUMO Visa и HUMO Mastercard? Какие еще проекты такого рода запущены или планируются банком к реализации? Приход каких международных структур на платежный рынок Узбекистана вы ожидаете в ближайшее время?

Ш. Курбанов: Как вы уже знаете, развитие этого сотрудничества в первую очередь вылилось в совместные проекты HUMO — Visa и HUMO — Mastercard. О востребованности данного продукта говорит хотя бы то, что за год объем его эмиссии достиг 1 млн карт. В ближайших планах у нас пока нет новых кобейджиновых продуктов, поскольку мы еще не реализовали весь потенциал ранее запущенных проектов такого рода.

photo_2022_12_14_15_22_03.webp
Источник: humocard.uz/ru/press_center/news/humo-visa-i-humo-mastercard-vash-nadezhnyy-sputnik-v-puteshestviyakh-i-onlayn-pokupkakh

Однако взаимодействие с зарубежными платежными системами идет в Узбекистане отнюдь не только посредством эмиссии кобейджинговых карт. В 2022 году мы запустили уникальный проект по обслуживанию карт HUMO, открытых в банке TBC BANK Uzbekistan, работающем на территории Грузии. В итоге у граждан Узбекистана появилась возможность беспрепятственно пользоваться картами HUMO во время путешествий по Грузии — совершать оплаты в торговых точках, получать наличность через банкоматы TBC Bank. В этом году мы планируем расширить эту возможность и на карты других банков.

ПЛАС: В заключение — несколько слов о банкоматном бизнесе в Узбекистане. Как вы оцениваете масштабы банкоматного парка республики (по официальным данным, с картами HUMO сегодня работают свыше 5 тыс. банкоматов республики)? Как развиваются такие направления, как бесконтактные и бескарточные операции на банкоматах, какими трендами в целом характеризуется сегодня этот сегмент?

Ш. Курбанов: Пока для многих пользователей банкомат — все еще прежде всего устройство снятия наличных или пополнения карты: 12 процентов от общего количества таких операций по картам до сих пор осуществляются в банкоматах. Чуть реже клиенты совершают валютообменные операции. Однако мы последовательно идем в направлении превращения банкомата в некий мини-офис банка. Последние штрихи — в ближайший месяц наш банкоматный парк получит обновление и новые возможности. А дальше уже совместно с банками, я уверен, мы предложим клиентам через банкомат привычные им банковские продукты, ранее доступные только в отделениях.


PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube