19 октября 2023, 13:08
Количество просмотров 2850

Офлайн-ритейл и e-Commerce в Центральной Азии. Итоги круглого стола в Ташкенте

21–22 июня 2023 года в Ташкенте уже в третий раз прошел ПЛАС-Форум «Финтех, банки и ритейл». В рамках ряда круглых столов эксперты провели в том числе оживленную дискуссию на тему «Торговый ритейл Узбекистана. Современное состояние e-Commerce. Ключевые тенденции. Новые вызовы и перспективные решения».
Офлайн-ритейл и e-Commerce в Центральной Азии. Итоги круглого стола в Ташкенте

Участниками диалога выступили эксперты из числа руководства таких организаций, как Центр исследований цифровой экономики, юридическая фирма «Vakhidov & Partners», Ассоциация электронной коммерции Узбекистана и представители крупных маркетплейсов в Республике.

На встрече отмечалось, что в начале 2023 года Правительство Республики Узбекистан запустило стратегию электронной коммерции, представленную «Дорожной картой» по развитию сектора электронной коммерции на 2023–2027 годы. Данная инициатива призвана поддержать развитие цифровой экономики республики на протяжении следующих пяти лет. Благодаря этим начинаниям возможно увеличение числа субъектов электронной коммерции в легальном поле, что повысит уровень сервиса, увеличит товарооборот, а также оборот наличных и безналичных денежных средств, включая налоговые поступления.

В то же время, как отмечают эксперты, некоторые факторы тормозят развитие онлайн-ритейла в Узбекистане. Это в первую очередь: недостаток торговых площадей, дефицит сервисной инфраструктуры и квалифицированных кадров в стране, а также низкое качество мобильного интернета за пределами Ташкента.

Ожидается, что рост этого сегмента рынка будет происходить на фоне обострившейся конкуренции между маркетплейсами: как в ходе ценовых изменений, так и за счет расширения категорий товаров. Настоящим прорывом в сфере электронной коммерции стало появление на рынке Узбекистана таких крупных игроков, как Uzum и Wildberries.

Впечатлениями о панельной сессии поделились ее участники.

Зухриддин Шадманов. Фото: PLUS Forum

В частности, заместитель директора государственного учреждения Центр исследований цифровой экономики Зухриддин Шадманов отметил: «Современная ситуация в сфере электронной коммерции оказывает глубокое воздействие на экономические и социальные аспекты общества. Основные направления развития данной отрасли указывают на активный рост онлайн-торговли, увеличение объемов цифровых платежей и формирование новых моделей бизнеса, таких как подписки и коллективные платформы для покупок. Вместе с тем мы сталкиваемся с рядом вызовов, на которые требуется обратить особое внимание и предложить инновационные решения.

Один из ключевых аспектов — это ограниченное понимание возможностей цифровой сферы у поставщиков, продавцов и населения. Недостаточная осведомленность в области электронной коммерции может оказать серьезное влияние на ведение бизнеса в целом и безопасность онлайн-транзакций. В этой связи особое значение приобретает введение в 2022 году новой редакции ЗРУ-792 от 22.09.2022 «Об электронной коммерции». Изменения в законодательстве способствуют созданию благоприятной среды для развития электронной коммерции, а также акцентируют внимание на эффективной регулировке данной сферы с помощью подзаконных актов.

Еще одним существенным моментом является неотложная необходимость проведения налоговой реформы в сфере электронной коммерции. Развитие онлайн-торговли порождает вопросы о системе налогообложения, поддержании фискальной дисциплины и урегулировании финансовых операций. Оптимальное налогообложение может обеспечить равные условия для всех участников рынка и способствовать стимулированию роста электронной коммерции.

В заключение отмечу, что электронная коммерция сейчас активно эволюционирует, но существует ряд сложных вызовов. Перечислю несколько основных. Необходимо повышать цифровую грамотность населения. Совершенствовать существующее законодательство. Внедрять оптимальные налоговые реформы и инновационные практики. В результате это позволит эффективно решить возникающие проблемы и сформировать ландшафт для устойчивого развития электронной коммерции в Республике Узбекистан и за ее пределами».

Зафар Вахидов. Фото: PLUS Forum

Детальнее о регулировании электронной коммерции рассказал Зафар Вахидов, Партнер юридической фирмы «Vakhidov & Partners», который отметил, что электронная коммерция является одной из наиболее динамично развивающихся форм торговли в Узбекистане. Для ее регулирования был принят соответствующий закон и были внесены изменения в нормативно правовые акты (далее — «НПА»).

Ключевыми сферами регулирования электронной коммерции являются:

  • Регуляторные вопросы;
  • Конкуренция;
  • Валютное регулирование;
  • Реклама;
  • Защита прав потребителей;
  • Персональные данные;
  • Налоги и таможня;
  • Экспорт/Импорт.

Более подробно Зафар Вахидов остановился на основных положениях вышеуказанных сфер регулирования электронной коммерции. Он отметил, что электронные торговые площадки должны иметь возможность:

  • размещения оферты, осуществления акцепта, заключения договора;
  • предоставления субъектам электронной коммерции доступа к информации;
  • обеспечения безопасного обмена электронными документами и электронными сообщениями;
  • хранения электронных документов и электронных сообщений на серверах, расположенных на территории Узбекистана.

Кроме того, операторы электронных торговых площадок обязаны:

  • раскрывать информацию о своем полном наименовании, организационно-правовой форме, лицензиях, документах разрешительного характера, оказываемых услугах, условиях их оказания и стоимости;
  • принимать меры по предотвращению продажи запрещенных товаров и услуг, изъятых из оборота или ограниченных в обороте;
  • не изменять содержание и порядок использования электронных документов и электронных сообщений (за исключением случаев, предусмотренных договорами, заключенными субъектами электронной коммерции).

В соответствии с новым законом о конкуренции внедряется: регулирование цифровых платформ как области антимонопольного регулирования, изменение критериев определения доминирующего положения и институт превосходной переговорной силы.

В новом законе о конкуренции цифровая платформа определена как информационная система, обеспечивающая платное или бесплатное использование цифровых продуктов через всемирную информационную сеть Интернет.

В отношении распространения рекламы в сфере электронной коммерции Зафар Вахидов отметил, что реклама, распространяемая посредством сети Интернет, должна соответствовать основным требованиям, предъявляемым к рекламе. Например, запрещается указывать цену товара в иностранной валюте, рекламировать запрещенные к реализации и производству товары и т. д.

Кроме того, запрещено распространение рекламы в случае, когда рекламодатель и распространитель рекламы одновременно являются нерезидентами Узбекистана.

Защита прав потребителей в электронной коммерции обеспечивается не менее уровня защиты, предоставляемого в других формах торговли. Покупатель имеет такие же права, которые предусмотрены в других формах торговли. Например, до заключения договора он имеет право получать следующую информацию:

  • наименование продавца (исполнителя), адрес и порядок приема жалоб;
  • полное наименование и юридический адрес изготовителя (исполнителя, продавца), а для импортируемых товаров — изготовителя и импортера;
  • основные потребительские и специфические свойства товаров (услуг);
  • QR-код (матричный штрихкод) лицензий и разрешительных документов;
  • цена товаров (услуг), поставки и условия оплаты и т. д.

С точки зрения защиты персональных данных требуется:

  • обеспечивать защиту электронных документов, сообщений и персональных данных от несанкционированного использования;
  • не передавать электронные документы, сообщения или их копии, в том числе информацию, содержащуюся в них, третьим лицам;
  • обеспечивать целостность и конфиденциальность информации, содержащейся в информационных системах;
  • организовать электронный архив данных, используемых при осуществлении электронной коммерции, обеспечив их хранение в установленном порядке;
  • при обработке персональных данных граждан Узбекистана обеспечить их сбор, систематизацию и хранение в базах персональных данных на технических средствах, физически размещенных на территории Узбекистана и зарегистрированных в Государственном реестре баз персональных данных.

Относительно валютного регулирования, тарифы, цены на товары (услуги), на национальных электронных торговых площадках должны быть указаны исключительно в валюте Узбекистана — сумах.

Экспорт товаров (услуг) через интернет с оплатой через международные платежные системы до 5 тыс. долларов США по одному инвойсу не требует заключения договора с покупателями и разрешается всем (юридическим и физическим лицам), без внесения информации в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций и оформления грузовой таможенной декларации.

Продавец в электронной коммерции может заключать экспортный контракт в виде электронного документа с использованием электронной цифровой подписи.

Таким образом, при принятии решения о выходе на рынок Узбекистана международные компании должны учитывать положения вышеуказанных сфер регулирования. По мнению международных компаний, слишком строгие требования отдельных НПА могут являться препятствием для выхода на рынок Узбекистана или существенно замедлить данный процесс. Международные компании беспокоятся о репутационных рисках в случае возможного привлечения их к ответственности за нарушение законодательства Узбекистана в связи с тем, что отдельные положения НПА могут быть им непонятны.

Относительно регулирования электронной коммерции в Казахстане, положения регуляторных вопросов, рекламы, защиты прав потребителей и защиты персональных данных являются схожими с положениями НПА Узбекистана. Небольшим исключением является положение о том, что в Казахстане продавец в целях реализации товаров через интернет-ресурсы должен иметь в наличии документы, подтверждающие его право собственности на товар. Данное требование не распространяется на товары собственного производства.

Также, принимая во внимание членство Казахстана в Евразийском экономическом союзе, Казахстан должен руководствоваться НПА и рекомендациями Евразийского экономического союза.

Все эти тезисы относятся к пространству правового поля, где оно смыкается со сферой электронной коммерции. Когда же речь заходит о площадках розничной торговли, здесь имеет смыл обратить внимание на потенциал развития маркетплейсов в Узбекистане. В данном случае это удалось сделать на примере международной онлайн-платформы Wildberries.

Сардор Кадыров. Фото: PLUS Forum

Подробнее пример данного маркетплейса рассмотрел директор по взаимодействию с органами власти Wildberries Узбекистан Сардор Кадыров:

«Рынок Узбекистана стремительно растет и становится все более перспективным для развития онлайн-торговли. В развитии электронной коммерции важнейшую роль играют глобальные маркетплейсы, в том числе Wildberries. Уже сегодня мы ежедневно обрабатываем свыше 8 млн заказов, доставляя их в семь стран на более чем тридцать тысяч пунктов выдачи. При этом ВВП страны за последние 5 лет увеличился на треть.

Совокупность этих фактов говорит о том, что в ближайшее десятилетие Узбекистан станет локомотивом Центральной Азии в данном движении. Важные паттерны — приток иностранного капитала и улучшение качества человеческого потенциала. Это ровно те факторы, которые присущи сегодня Узбекистану, особенно в последние несколько лет.

Касательно человеческого потенциала стоит отметить, что в Узбекистане самая высокая производительность труда (1,7 тыс. долл. в год на душу населения) среди ненефтяных среднеазиатских стран. По данному показателю Узбекистан уже опередил Пакистан, экономика которого в пять раз больше.

Реальные темпы роста экономики Узбекистана превышают 5% уже многие годы, и это далеко не обыденная ситуация. В стране открываются современные заводы, импортируется оборудование, рано или поздно это приведет к существенному росту объемов экспортной продукции и домашнего производства.

Однако стремительный рост производства в Узбекистане, в том числе мелкого и среднего бизнес-сегмента, ставит перед деловыми кругами более значимую задачу по оптимизации постоянных затрат.

Очевидно, что снижение любых затрат увеличивает прибыль. Этот пункт является № 1 для любого бизнеса. Поэтому важно создать условия, при которых у большинства предприятий будет применена низкая точка безубыточности, что уменьшит риск финансовых потерь, повышая при этом устойчивость предприятия и его шансы на выживание.

Когда речь заходит об оптимизации постоянных затрат, прежде всего в голову приходит мысль, как быстро и без дополнительных расходов попасть в структуру розничных продаж, а еще лучше — на торговую площадку, превышающую по объемам весь рынок Узбекистана, вместе взятый. Усилия по расширению доступа к соседним рынкам важны для узбекского бизнеса. Уже сейчас можно компенсировать до 50% затрат на прямую логистику, взять льготное кредитование и получить возврат НДС.

Как показала практика, из общего числа узбекских производителей высоколиквидной, для зарубежных рынков, продукции, более 82% хотят начать экспорт, но чувствуют ряд ограничений. В диапазоне — от сложности различных процедур до поиска своего покупателя. В этом плане маркетплейсы являются драйвером развития торговой сферы.

Маркетплейсы открывают широкие возможности для представителей бизнеса в Узбекистане по началу и ведению дел в онлайн-сегменте. Wildberries чуть больше года работают на рынке страны, и уже на нашей онлайн-платформе реализуют продукцию более 2 тыс. узбекских предпринимателей. Отмечу, что с открытием прямых продаж узбекских юридических лиц на рынки соседних стран появилось окно возможностей, позволяющее выйти на рынок, оцениваемый в 320 млн потребителей.

С открытием собственного логистического комплекса Wildberries на территории страны у предприятий, производящих готовую продукцию, появится своя полка для розничной реализации. В этом случае коммерсанты и компании займутся непосредственно производственными вопросами и передадут функцию по реализации продуктов маркетплейсу. Это позволит жителям страны получить доступ ко всему ассортименту на онлайн-платформе, а предпринимателям — освоить все рынки присутствия компании Wildberries».

Александр Корнилов. Фото: PLUS Forum

Немаловажный аспект — создание инфраструктуры. Об этом подробно рассказал руководитель направления электронной коммерции Beeline Uzbekistan Александр Корнилов: «Если сравнивать Узбекистан со странами СНГ или даже государствами ЕС, то у нас в республике рынок электронной торговли развивается, пожалуй, наиболее быстрыми темпами. Узбекистану удалось фактически перепрыгнуть десятилетний этап становления рынка e-commerce, и если такие страны, как Россия, начинали с нуля, то мы можем использовать уже существующие инструменты и технологии, чтобы намного быстрее проделать тот же путь.

Узбекистан уже сейчас предоставляет клиентам маркетплейсов выгодные условия и самую удобную последнюю милю, что находит выражение в многочисленных пунктах выдачи заказов таких крупных игроков, как Wildberries и Uzum. Про выход на рынок Узбекистана думает и OZON. При этом у республиканского рынка e-commerce есть несколько точек роста — или, если хотите, первоочередных задач, решение которых позволит сделать новый большой шаг в развитии этого сегмента.

Первая из этих задач — создание необходимой инфраструктуры. Еще несколько лет назад спрос на услуги транспортных компаний и data-центров был намного ниже, чем сейчас. С расширением деятельности маркетплейсов потребуется больше перевозчиков и инфраструктурных объектов, задействованных в управлении продажами и логистикой. И конечно же, необходимо улучшать качество интернета, без которого электронные продажи в принципе невозможны. Узбекистан отличается тем, что у нас одна из самых больших долей mobile-only юзеров, то есть пользователей, которые выходят во всемирную сеть исключительно со смартфонов. Поэтому нужно увеличивать скорость и проникновение именно мобильного интернета.

Вторая, не менее важная задача — создание комфортных условий для бизнеса, работающего с использованием электронных площадок. Я имею в виду упрощение процедур таможенного оформления ввозимых товаров и, возможно, пересмотр лимитов, установленных для малого бизнеса. Сейчас «потолок» — это 100 тыс. долл. в год. Если предприниматель ввозит на большую сумму, то ему приходится менять свой статус с ИП на ООО и, соответственно, переходить на другую систему налогообложения. Если смотреть на опыт других стран, то, например, в России лимит для ИП составляет 2 млн долл. в год. Уточню: изменение лимитов позволит не просто ввозить больше — предприниматели смогут расширить ассортимент, в том числе за счет известных брендов, что позитивно отразится на качестве товаров, продаваемых в сегменте e-commerce.

Разумеется, потребуются и специалисты, которые будут работать в электронной коммерции, развивать эту перспективную сферу. Экономика Узбекистана находится на этапе бурного роста, кадровый голод испытывают многие высокотехнологичные отрасли. И если на первых порах можно было покрывать его за счет приглашенных зарубежных специалистов, то сейчас необходимо создавать национальный пул профессионалов в сфере digital.

Все эти задачи требуют скорейшего решения, объединения усилий государства и бизнеса. Ведь в условиях роста ВВП и рождаемости у Узбекистана есть все шансы сделать в ближайшее время колоссальный скачок в трансформации экономики и улучшении качества жизни граждан нашей страны».

Подробнее об итогах других круглых столов, состоявшихся в рамках ПЛАС-Форума «Финтех, банки и ритейл», читайте в одном из ближайших номеров журнала «ПЛАС».

Напоминаем о Международном ПЛАС-Форуме в этом году! «Retail Central Asia» пройдет в Ташкенте 22–23 ноября 2023.

Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube