быстрый доступ
15 ноября 2022, 16:15
Количество просмотров 62

Трансформация банков. Мода или требование времени?

Трансформация банков. Мода или требование времени?
В современном мире, где практически любой банк имеет доступ к цифровым технологиям, основной разрыв заключается между теми, кто просто пользуется этими технологиями, и теми, кто эффективно применяет их для внедрения инноваций и преобразования своих повседневных коммуникаций. Фактически сегодня конкуренция идет уже на уровне цифровых технологий, создавая так называемый «цифровой разрыв», — ​уверен Содир Мелибаев, директор департамента информационных технологий Центрального банка Республики Узбекистан.

Предпосылки, или Что сдвинуло камень с места?

2019–2021 годы стали новой реальностью для ведения бизнеса, пересмотра своих бизнес- целей и дальнейшего развития не только для бизнеса, но и для финансовой системы, а для обычных потребителей это стало изменением образа жизни.

Без преувеличения можно сказать, что COVID задал новые условия как для бизнеса, так и для банковского сектора и финансовой сферы в целом.

Все больше финансовых операций стали осуществляться в режиме онлайн: покупки в интернете, онлайн денежные переводы, контроль расходов и доходов, оплата комунальных услуг, штрафов и пошлин. Современные технологии постепенно вытесняют традиционные методы обслуживания клиентов через кассу и предоставляют все больше возможности для самостоятельного ведения финансовых операций.

Технологии сформировали новые тренды в поведении клиентов. Вслед за поведением меняются требования клиентов к банковским услугам.

Сейчас уже клиенты не только хотят, но и, можно сказать, требуют ведения и предоставления новых банковских услуг, при этом должно быть:

  • быстро: в момент появления потребности;
  • качественно: сервис выполняется оперативно;
  • удобно: в один клик, без лишних бумаг;
  • оперативно: экономия времени;
  • экономно: без лишних затрат.

Потребность рынка услуг требует от банков решительных действий и внедрения новых цифровых банковских услуг.

Рынок очень быстро реагирует на изменения правил игры в бизнессе, и, соответственно, финансовые учреждения, реагируя на новые вызовы, связанные с возросшими потребностями в цифровых финансовых услугах со стороны потребителей и конкуренцией на рынке, заинтересованы в оптимизации своих внутренних процессов и минимизации затрат и расходов.

Следует отметить, что у банков появились новые конкуренты, которые активно продвигают розничный бизнес. Небанковские компании (ломбарды, микрокредитные организации, крупный торговый ритейл, платежные организации т. д.) усиливают конкуренцию, в результате мы наблюдаем:

  • передел рынка онлайн-платежей (между мобильными приложениями платежных организаций и банков);
  • маркетплейсы, телеком-услуги (операторы связи, платежные организации позволяют открывать виртуальные карты и предоставляют банковские услуги);
  • финтех-компании, стартапы (предлагают товары в рассрочку, деволоперские компании — ипотеку, кредиты — микрокредитные организации);
  • конкуренция между мобильными приложениями за клиента (кешбэки, бонусы).

Цифровизация банков. Переход от аналогового обслуживания к цифровому

Анализ ряда зарубежных источников [https://www.forbes.com/, https://topmobilebanks.com/, https://www.banks.com/] позволяет выделить следующие направления развития банковского учреждения:

  1. Развитие «многоканальной системы банковского обслуживания», объединяющей традиционные технологии и новые инструменты:
    • банковское самообслуживание с использованием банкоматов и инфокиосков;
    • дистанционное обслуживание через личные кабинеты, мобильные приложения;
    • использование интернета, социальных сетей, мессенджеров, ботов;
    • кол-центры по предоставлению банковских услуг;
    • высококвалифицированные индивидуальные консультации по банковским продуктам.
  2. Виртуальные банковские и финансовые технологии: управление банковским счетом, наличные расчеты, электронная подпись, заключение договоров, финансовые организации (биржи, банки).
  3. Комплексное использование новых информационных и коммуникационных технологий для электронного и смешанного (традиционного и нового) маркетинга в банковской системе.
  4. Сбор, хранение и аналитическая обработка внутренней информации. Новые возможности внутреннего контроля и аудита.
  5. Изменения в квалификации работников: продукт-менеджер, консультант, специалист по кредитам, маркетолог.
  6. Новые банковские продукты (услуги) на базе новых технологий.
  7. Новые автоматы самообслуживания (моно- и многофункциональные, информационные) наряду с открытием смарт-офисов 24/7.

Не стоит рассчитывать на традиционные бизнес-модели, так как они уже неактуальны. Банки начали пересматривать свою стратегию по вовлечению клиентов, созданию цифровой банковской сети и цифровой возможности для банковских аналитиков. При этом они усердно работают в поисках новых способов предоставления банковских продуктов и услуг в реальном времени.

Wavy_Tech-31_Single-01.webp
Иллюстрация: vectorjuice / Freepik

Банки должны реконструировать свои бизнес-модели. Пришло новое поколение цифровых технологий: искусственный интеллект, машинное обучение, Большие данные, наконец, уже ставшие привычными бесконтактные платежи (Apple Pay, Android Pay, Samsung Pay, HUMO Pay).


magazine-green
Полный текст доступен только по подписке
Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь
Подписаться
Рубрика:
{}Банки и МФО