26 сентября 2022, 15:16
Количество просмотров 2344

Платежное законодательство становится неоднозначным? Заметки на полях

Алия Юсупова, руководитель Комитета по правовым вопросам Ассоциации «Финансовые инновации», ведущая рубрики «Законодательство» журнала «ПЛАС», продолжает анализировать текущие изменения в российском платежном законодательстве. В этот раз рассматриваются июльские изменения в закон «О национальной платежной системе» (далее — Закон о НПС), предусмотренные Федеральным законом № 331-ФЗ.
Платежное законодательство становится неоднозначным? Заметки на полях

В законодательство впервые введен термин «электронная платформа». При этом данный термин является обобщающим: электронная платформа — это и финансовая платформа, и информационная система, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов.

В свою очередь, оператором электронной платформы названы оператор финансовой платформы, оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, а также оператор обмена цифровых финансовых активов.

Исходя из недавно принятых норм, понимаем, что в качестве операторов электронной платформы эти лица рассматриваются только при оказании ими услуг расчетов по сделкам, совершенным с использованием электронной платформы, пользователям соответствующей электронной платформы.

Поскольку указанные операторы, предусмотренные Федеральным законом «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в ряде случаев могут, но не обязаны совмещать свою функциональность, правовое содержание предложенного отличия в субъектном составе в определениях электронной платформы и оператора электронной платформы представляется не вполне раскрытым.

Возвращаясь к термину «оператор электронной платформы», вновь отметим, что квалифицирующим признаком здесь является оказание услуг расчетов по сделкам, совершенным с использованием электронной платформы.

Данная концепция нашла свое отражение также в определении термина «платежная услуга», в которое теперь включены и расчеты по сделкам, совершенным с использованием электронной платформы.

Такие расчеты законодатель делит на две категории:

  • расчеты по сделкам, совершенным с использованием электронной платформы, которые могут осуществляться оператором электронной платформы путем перевода денежных средств по номинальному счету;
  • расчеты по сделкам путем перечисления между бенефициарами по одному номинальному счету принадлежащих им денежных средств без изменения остатка денежных средств по номинальному счету (далее — перечисление денежных средств между бенефициарами)
01-1.jpg
Иллюстрация: Freepik

В этой связи возникает ряд вопросов.

К примеру, является ли оператор электронной платформы оператором по переводу денежных средств — ведь платежная услуга, оказываемая операторами электронной платформы, — это услуга расчетов по сделкам, которые согласно закону могут осуществляться в том числе путем перевода денежных средств.

Установлено, что оператор по переводу денежных средств — это организация, которая в соответствии с законодательством РФ вправе осуществлять перевод денежных средств. Перечень операторов по переводу денежных средств, содержащийся в статье 11 Закона об НПС, — закрытый, и операторы электронной платформы в данном перечне отсутствуют.

Таким образом, оказывая платежную услугу путем перевода денежных средств по номинальному счету, оператор электронной платформы не является оператором по переводу денежных средств, а выступает лишь владельцем номинального счета, распоряжения по которому передаются кредитной организации, ведущей такой счет.

А следовательно, в законодательном поле мы получили лицо, которое осуществляет расчеты по сделкам путем перевода денежных средств по банковскому счету — номинальному счету, не будучи оператором по переводу денежных средств.

Из вышеизложенного следует, что оператор электронной платформы осуществляет определенные законом расчеты путем перевода денежных средств по номинальному счету, при этом сам перевод денежных средств осуществляет оператор по переводу денежных средств — т. е. банк.

Можно предположить, что содержанием таких расчетов путем перевода денежных средств по номинальному счету будут формирование оператором электронной платформы распоряжения о переводе денежных средств с номинального счета в рамках применяемых форм безналичных расчетов и передача его на исполнение ведущему соответствующий счет банку. И здесь не вполне очевидно, чем в данном случае оператор электронной платформы, оказывающий платежную услугу в терминах Закона о НПС, отличается от иных клиентов, передающих распоряжения обслуживающему банку, в том числе от иных владельцев номинальных счетов. Полагаем, что правовая логика законодателя в данном случае не вполне укладывается в ранее выстроенную систему нормативного регулирования отношений в рамках национальной платежной системы.

Как отмечалось выше, расчеты по сделкам, совершенным с использованием электронной платформы, могут осуществляться оператором электронной платформы и путем перечисления между бенефициарами по одному номинальному счету принадлежащих им денежных средств без изменения остатка денежных средств по номинальному счету (перечисление денежных средств между бенефициарами).

Отметим, что термин «перечисление», в отличие от термина «перевод», Законом о НПС не определен.

На этом фоне можно предположить, что в законодательстве термин «перечисление» не идентичен термину «перевод», так как виды переводов четко определены в Положении Банка России от 29.06.2021 № 762-П «О правилах осуществления перевода денежных средств».

То есть получается, что оператор электронной платформы в рамках расчетов по сделкам осуществляет некое не определенное законом действие между разделами номинального счета, которое и относится к платежной услуге. И здесь также нельзя не обратить внимание на следующее.

В соответствии со статьей 860.2 ГК РФ в случае, если на номинальном счете учитываются денежные средства нескольких бенефициаров, банк ведет учет денежных средств каждого бенефициара, за исключением случаев, когда в соответствии с законом или договором номинального счета обязанность по учету денежных средств каждого бенефициара возложена на владельца счета.

То есть теоретически и банк, ведущий учет денежных средств каждого бенефициара по номинальному счету, и любой владелец номинального счета, не являющийся оператором электронной платформы, на которого возложена обязанность осуществлять учет денежных средств каждого бенефициара, может осуществлять подобное «перечисление», при этом в соответствии с законом указанные лица в данном случае не оказывают платежной услуги.

Читайте также:

Таким образом, рассматриваемое действие, выполняемое разными субъектами в рамках отношений по номинальному счету, относится или не относится к платежной услуге в зависимости от участвующего субъекта.

Подобные приемы в целях нормативного правового регулирования, на наш взгляд, вряд ли возможно уверенно отнести к системным, также они едва ли способствуют повышению прозрачности законодательных норм.


PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube