Санкции Запада – не приговор. Тем более – России. Опыт Ирана в российской проекции
Впервые санкции против Ирана были введены в начале 50-х годов прошлого века в ответ на национализацию «Англо-иранской нефтяной компании», принадлежавшей на тот момент правительству Великобритании. В ответ британское правительство объявило бойкот на иранские нефтепродукты. США, как нетрудно догадаться, присоединились к британскому бойкоту.
Следующий пакет антииранских санкций был принят после того, как в 1979 году в стране произошла Исламская революция, которая сопровождалась массовыми волнениями и захватом американского посольства в Тегеране. В качестве ответной меры власти США заморозили все иранские активы и запасы золота в американских банках. Кроме того, был установлен запрет на ведение бизнеса в Иране для американских компаний и граждан, в том числе в нефтегазовой отрасли.
Затем в 1984 году был установлен запрет для международных финансовых организаций на предоставление кредитов Ирану, а в 1987 году — полностью прекращен товарооборот между США и Ираном. Тем не менее в 1995 году администрация президента Клинтона позволила продажу в Иран американских товаров невоенного назначения через третьи страны.
В начале 2000-х санкционное давление усилилось, в этот раз — в ответ на возобновление Ираном ядерной программы. Новый пакет санкций был направлен в основном на банковский сектор страны, а также на имеющих отношение к атомной и оружейной промышленности физических и юридических лиц. В ответ на западные санкции Иран в 2012 году прекратил поставки нефти в США и Великобританию, а в 2013 году — в Евросоюз.
В 2016 году часть санкций отменили, в том числе и в отношении нефтяных танкеров, тем не менее уже в 2018 году администрация президента Трампа объявила о новых санкциях и ввела ограничительные меры в отношении автомобильного сектора Ирана, торговли золотом и другими металлами, транзакций центрального банка страны. В ноябре 2018 года Иран был отключен от международной системы межбанковских расчетов SWIFT.
Аналогии просматриваются, но не во всем?
С одной стороны, введенные за последнее время санкции против России во многом перекликаются с перечисленными антииранскими санкциями, ну разве что Россия сместила Иран в качестве лидера по числу действующих санкций. По оценке Castellum.AI, против России принято 6807 санкций по сравнению с 3616 санкциями в отношении Ирана. Удивительно, но такая страна, как Северная Корея, против которой принято 2077 санкций, занимает только четвертое место в глобальном санкционном списке! Впрочем, это справедливо в том случае, если считать персональные санкции против конкретных российских лиц как отдельные пункты.
С другой стороны, неправильно было бы проводить прямые аналогии между Ираном и Россией в настоящее время, принимая во внимание ряд обстоятельств. Во-первых, Иран до 70-х годов прошлого века представлял собой малоразвитую аграрную страну и только потом стал развивать промышленные отрасли, которые даже сейчас сложно сравнить с российской промышленностью, более крупной, развитой и технологичной.
В качестве примера можно привести «ВСМПО-Ависма», производителя уникальных комплектующих из титана, который является ключевым поставщиком для международной аэрокосмической отрасли, на 40–100% обеспечивая соответствующие потребности Boeing, EADS и Embraer. Таким образом, даже в условиях санкций некоторые отрасли российской экономики остаются интегрированы в международное разделение труда.
Кроме того, в отличие от Ирана и других подсанкционных стран, Россия в большей степени защищена с точки зрения информационной импортонезависимости. В нашей стране есть собственные поисковые системы в интернете (Yandex), социальные сети (ВКонтакте), маркетплейсы (OZON) и пр. Нельзя не отметить и хорошо развитую в технологическом плане российскую финансовую отрасль (банки, инвестиционные компании). Многие банки предлагают действительно высокотехнологичные решения для повседневных операций, по ряду параметров уверенно превосходя своих коллег из других регионов мира, в том числе из Европы и тем более Америки.
Во-вторых, санкции против Ирана действуют уже не одно десятилетие и принимались постепенно, в отличие от России, шквал санкций на которую обрушился всего за пару месяцев.
При этом часть либерально настроенных аналитиков высказывают мнение, что с течением времени, если военная спецоперация на Украине будет завершена или пойдет на спад, санкционный режим в отношении России якобы несколько ослабнет. Стоит отметить, что большинство экспертов с понятным скепсисом относятся к такого рода беспочвенным ожиданиям. Так или иначе, но сейчас проводить прямые сравнения с последствиями от санкций для иранской экономики несколько преждевременно.
И в-третьих, если запрет на покупку иранской нефти является безоговорочным, то в отношении импорта российских углеводородов (газа, в частности) пока нет полного международного запрета. Иностранным потребителям сложно найти альтернативу поставкам российского газа, поэтому покупатели газа сами принимают решение, стоит ли отказываться от импорта газа из России и в какой степени.
И хочется, и колется?
Эксперты инвестиционного банка JP Morgan недавно предупредили, что в случае санкций западных стран, которые фактически делают попытки копировать колониальную политику Европы по отношению к «осваиваемым» народам-дикарям (установление предельных цен на российскую нефть) в отношении российских поставок нефти, Россия может существенно сократить поставки (примерно на 5 млн барр./сут.), что никак не отразится на российской экономике, но может спровоцировать рост нефтяных котировок до 380 долл. США за баррель.
Такой сценарий, очевидно, повлечет самые негативные последствия для мировой экономики и вряд ли обрадует потребителей западных стран, спровоцирует экономическую рецессию и недовольство электората, мнением которого западные политики традиционно дорожат, как бы они ни пренебрегали его интересами на практике. Кроме того, в отношении экспорта нефти из Ирана действуют вторичные американские санкции, под которые могут попасть все другие покупатели иранской нефти и которые на данном этапе не возникают в отношении российского экспорта нефти. Таким образом, в отличие от Ирана Россия теоретически может избежать жестких ограничений на экспорт углеводородов.
Очевидно, что влияние санкций на экономику России в целом также будет отличаться от последствий санкционного давления на Иран. Тем не менее опыт Ирана имеет смысл рассмотреть с точки зрения прогнозов, что может ожидать экономику России при самом неблагоприятном сценарии (полный запрет на экспорт углеводородов, исключение из международной торговли, технологическое отставание и т. п.).
ВВП, нефтяной экспорт и инфляция
Первое, на что сразу хочется обратить внимание, это нестабильные годовые темпы роста ВВП Ирана в последнее десятилетие, которые варьируются в диапазоне от –7,4% до +13,4%, в то время как среднегодовые темпы роста за период с 2012 по 2020 год практически нулевые. ВВП в пересчете на душу населения с 2012 по 2020 год снизился более чем в три раза (с 8525,8 долл. США до 2756,7 долл. США). В этой связи примечательно, что тенденция к устойчивому спаду ВВП в пересчете на душу началась в 2012 году, что совпадает по времени с прекращением нефтяного экспорта в США и Великобританию, а затем в страны Евросоюза. Объемы экспорта иранской нефти сократились более чем в два раза в период с 2012 по 2021 год (с 1,4 млн барр./сут. до 0,6 млн барр./сут.).