26 мая 2022, 16:15
Количество просмотров 3646

Самозанятые. Торговая точка или физическое лицо?

С какими проблемами приходится сталкиваться в случае, если самозанятый выступает мерчантом? Этот вопрос, который сегодня все чаще становится актуальным, рассматривает Андрей Рычков, CEO компании Ckassa.
Самозанятые. Торговая точка или физическое лицо?

В этом материале я предлагаю посмотреть на самозанятых (СЗ) под более широким углом, чем обычно принято это делать. Сегодня на самозанятого смотрят в основном как на работника компании, при помощи которого можно снизить налогообложение, если нанять его как СЗ, а не по договору ГПХ или, того хуже, не по договору трудового найма.

Но не будем обсуждать крайние формы СЗ, да и вспомним, что ФНС прямо выступает против работы с сотрудниками в такой концепции.

Другая форма работы с СЗ, в роли ресурса прекарной рабочей силы, или своеобразного «станка» средства производства по запросу (part-time) — одна из самых распространенных форм работы в последнее время, при этом почти все коммерческие предложения банков и финтех-структур строятся на следующих историях:

  1. Автоматизируем работу с самозанятыми для предприятий.
  2. Выплаты самозанятым.
  3. Аутстаферы как часть рынка выплат.
  4. Поиск самозанятых.
  5. Подвид, наем курьеров самозанятых.
  6. В малой степени — полноценные POS, выдаваемые самозанятым на руки.
  7. РКО самозанятому: «Возьми карту, открой счет и зачисляй».

Таким образом, мало кто воспринимает СЗ как самостоятельную торговую точку, т. е. как некоторую единицу, производящую продукт и оказывающую услугу. В лучшем случае СЗ — это ресурс лидогенерации для классического банкинга.

01.jpg
Фото: piqsels

Важно понимать, что самозанятых становится все больше, и причина тому — тяжелое положение многих из них, поскольку люди теряют работу и вынуждены становиться предпринимателями. Фактически самозанятость позволяет кардинально снизить нагрузку в налогах и оставить дополнительный доход людям, сделать экономически осмысленным и легальным процесс ремесленничества.

Однако если смотреть на СЗ как на торговую точку, то СЗ становится не так прост и понятен, как кажется.

Предлагаю проследовать по всем этапам непростого пути торговой точки самозанятого до старта безналичных продаж, итак:

  1. Регистрируемся в приложении «Мой налог»
  2. Открываем карту самозанятого в банке
  3. Пытаемся понять, как зачислить деньги на полученную карту
  4. Начинают возникать сложности:
    1. В СБП сопоставить номер телефона с картой именно для СЗ, а не для нужд физика, чтобы иметь возможность использовать их одновременно. В итоге выбираем самозанятость для СБП, и все переводы от знакомых могут подпадать под налог, а если оставишь СБП для обычного счета, то рано или поздно забудешь про СЗ и в какой-то момент не отразишь выручку.
    2. Как «прикрутить» карту крупного федерального банка к странице ВКонтакте? Ответ: никак или через ЭДС локального игрока ВКонтакте (Деньги.Мейл.Ру) и C2C-перевод самому себе на карту основного банка (как правило, за дополнительную комиссию, часто повышенную).
    3. «Прикрутили», в выписке у потребителя будет стоять «MCC 6050 перевод на электронный кошелек». Но погодите, я же оказываю услуги парикмахера, а почему не начисляется кешбэк? Задача также не решена. Плюс не все банки жалуют этот самый MCC, в результате могут не работать кредитные карты клиентов либо у покупателя будет исключен grace period.
    4. Все перечисленное ведет к снижению конверсии у магазина-самозанятого, и СЗ начинает задумываться: «А может быть, все-таки стать ИП и заключить нормальный договор на эквайринг с зачислением выручки, иными словами, все по-взрослому?». По факту же 30–40 % предпринимателей отваливаются на этой мысли в зону наличных или C2C-сервисов СБП без оплаты налога, а из оставшегося количества предпринимателей дойдут до заключения договора с банком только 50 % из-за жестких требований платежных систем и банков к сайтам. Но, к сожалению, сайтов у СЗ зачастую и нет, а банк, скорее всего, не пропустит страницу ВКонтакте в качестве сайта.

    Возьмем сервисы необанков, которые научились делать посадочные страницы для таких СЗ и продавать этот сервис как эквайринг для самозанятых. Такие примеры уже появились на рынке, и некоторые крупные игроки выпустили продукты для СЗ. В то же время мы часто видим те же проблемы: вновь MCC-перевод на электронный кошелек, и никаких кешбэков, перевод, а не платеж или P2P-транзакция, и никакой защиты потребителя. В итоге потребителю выгоднее просто посетить обычную парикмахерскую или просто не обращать внимание на то, что фактические услуги СЗ никак не соответствуют записям в выписках банков эмитентов, включая СБП (что просто выглядит как C2C-перевод).

    Кроме того, под капотом обслуживания СЗ в финтехе лежит большой ворох нерешенных проблем законодательства и обстоятельств, в том числе:

    1. Плохо работающий, а в последнее время и вовсе отключенный интерфейс со СМЭВ, — и это при том, что мы говорим про конкуренцию! А между тем у необанков нет отделений и курьеров, как у крупных игроков, чтобы обеспечить идентификацию по паспорту при очном общении с потребителем (а это в остатке — единственный доступный вариант).
    2. Проблемы с наличием функциональных приложений федеральных банков на телефонах Apple, Android.
    3. Невозможность зачислять выручку на ЭДС в виде выручки (модель, применяемая необанками), так как удаленная упрощенная идентификация клиентов (УПРИД) — это не банковские счета, а лицевые счета учета, и формально по ФЗ 161 можно зачислить только перевод, а выручку зачислить нельзя.
    4. Самим потребителем формально осуществляются переводы, а не платежи, — как следствие, отсутствуют механизмов защиты потребителя от неисполнения торговыми точками своих обязательств, ведь в отличие от платежа перевод практически не опротестовать, только через суд.
    5. Нет подходящих вариантов MCC, например 9999 для СЗ выбран в ПС «Мир», но по сути это заглушка, которая не характеризует операцию списания, ну а если применять подходящие, то возникает вопрос — кто является владельцем POS-терминала, СЗ или банк, а может быть — платежный агрегатор? Но кто в таком случае юридически несет ответственность по chargeback — банк или самозанятый?

    Для решения многих проблем из этого списка, а значит, для масштабирования рынка СЗ в рынок предпринимательства, а не только в части прекарной занятости для большого бизнеса, необходимо решить следующие проблемы:

    1. Понять, каким образом выдавать конечный POS-терминал на СЗ, причем речь идет не только о физических POS-терминалах, но и о виртуальных, т. е. о полноценной eCommerce.
    2. Решить задачу идентификации СЗ удаленно (ЕБС — проблема с распространенностью, Госуслуги задействовать нельзя, поскольку СМЭВ отключен), с учетом того, что в ФНС вы можете удаленно получить статус СЗ, а удаленный доступ к банковской инфраструктуре получить не можете.
    3. Решить вопрос корректного зачисления выручки с точки зрения учета на счета ЭДС, не превращая ее в перевод между физиками и не нарушая ФЗ 161.
    4. Вывести на рынок новых игроков в лице НППУ, чтобы подстегнуть конкуренцию на рынке СЗ.

    Если всего этого не сделать, рынок самозанятых будет формироваться и дальше, но уже в сугубо теневом секторе, на основе наличных или других форм обмена ценностью.

    Читайте также:
    02.jpg
    Фото: Max pixel

    В моем понимании, именно легальное предпринимательство — ключевая цель для развития самозанятости как направления, не нужно превращать СЗ в физика, делать переводы вместо платежей и сохранять неизменными устаревшие ограничения и обстоятельства. Если уж мы начали процесс легализации ремесленников, то необходимо его завершить, чтобы СЗ был таким же полноценным участником рынка, как ООО или ИП.

Рубрика:
{}Финтех

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube