13 апреля 2022, 12:00
Количество просмотров 1795

Санкции 2.0. Начало глобальной дедолларизации, СБП и UnionPay?

Итак, с 24 февраля 2022 года мир вступил в новую эпоху — эпоху открытого противостояния России и коллективного Запада.
Санкции 2.0. Начало глобальной дедолларизации, СБП и UnionPay?

Тот факт, что ЕС использует в качестве арены военных действий территорию чуждой ему во всех отношениях Украины, а США предпочитают «сражаться» в далекой от них Европе — лишь деталь давно назревшего глобального конфликта экономических и геополитических интересов. Очевидно, что в настоящее время мы видим лишь верхушку того айсберга перемен, которые влечет за собой данный конфликт как для его непосредственных участников, так и для всего мира в целом. Но какие моменты в наибольшей степени волнуют российское банковское сообщество именно сегодня? С этим вопросом мы обратились к нашим внешним экспертам.

Уже сейчас очевидно, что у любого коммерческого банка, работающего на рынке РФ, сократятся объемы кредитования на фоне высокой волатильности всех экономических и политических показателей. При этом никто пока не готов прогнозировать, как происходящее в дальнейшем отразится на клиентской базе — хотя бы потому, что ни у кого нет понимания, как и в каких направлениях будут развиваться антироссийские санкции, включая самих представителей коллективного Запада. Пока мы видим с их стороны лишь отсутствие единого подхода к этому вопросу, который неожиданно оказался крайне болезненным для… самих инициаторов санкций.

036.jpg
Рисунок Сергея Корсуна

Неслучайно 31 марта первый заместитель директора-распорядителя Международного валютного фонда (МВФ) Гита Гопинат (Gita Gopinath) в интервью Financial Times заявила, что новые антироссийские санкции грозят постепенно ослабить мировое господство доллара. По ее словам, реальную угрозу американской валюте несет вероятное возникновение небольших валютных блоков, обеспечивающих торговлю между отдельными группами стран. Как было отмечено, Россия давно стремилась к снижению долларизации своей экономики, и теперь этот процесс значительно ускорился по инициативе самого Запада.

Справедливость данных опасений демонстрирует еще одно событие последнего дня марта 2022 года — Россия и Индия заявили об успешном завершении работы над альтернативной платформой для транзакций, рассматриваемой как замена SWIFT, которая, как утверждается в заявлении, может быть запущена уже в течение недели.

Платежный рынок. СПБ, Mir Pay и перспективы возврата к магнитной полосе?

Возвращаясь к ситуации на отечественном банковском рынке, стоит отметить, что под вопросом оказалось и сохранение эквайрингового бизнеса в прежних масштабах, в том числе на фоне закрытия трансграничных операций и резкого снижения конверсии в сегменте онлайн-оплаты. В то же время некоторые эксперты отмечают, что в целом потери некритичны, и по результатам ближайшего квартала доля успешных оплат в сегменте онлайн- и офлайн-платежей российских банков, скорее всего, имеет все шансы приблизиться к прежним, «доспецоперационным» показателям.

Более серьезной проблемой представляется дефицит пластика и чипов для банковских карт, который может стать серьезным сдерживающим фактором эмиссии. Как уже отмечал в свое время журнал «ПЛАС», эта проблема изначально носила глобальный характер, возникнув еще пару лет назад на фоне стагнации и ограничений, связанных с пандемией. Теперь же мы наблюдаем ее обострение на фоне нового витка санкций и сворачивания деятельности в России целого ряда крупных поставщиков. Вопрос, в какой мере ситуацию сможет исправить импортозамещение, остается открытым, как, впрочем, и целый ряд других, не менее животрепещущих вопросов.

А пока банки в массовом порядке отменяют ограничения по срокам действия уже выпущенных карт. При всей своей временной эффективности этот подход имеет серьезные недостатки. Так, например, нельзя забывать, что карточный чип также имеет свой жестко установленный срок действия, и вынужденное использование карты после его окончания может обернуться банальным возвратом к «прокату» чиповых карт с использованием магнитной полосы.

Переход на эмиссию преимущественно виртуальных карт также не представляется в нашем случае панацеей, поскольку ключевые зарубежные Pay-сервисы приостановили свою работу в РФ, а Mir Pay уже и так испытывает предельно высокую нагрузку и нуждается в серьезном апгрейде. Впрочем, многие эксперты уверены, что НСПК уже в скором времени приложит соответствующие усилия.

В этом плане цифровые карты, заметно усилившие свои позиции за последние полтора-два года, могут несколько потерять популярность у российских эмитентов в условиях, когда мобильный телефон неожиданно перестал быть универсальным средством платежа.

На этом фоне СБП будет представляться гораздо более безопасным альтернативным платежным инструментом. Уже сегодня на фоне приостановки работы Google Pay и Apple Pay с картами российских эмитентов мы видим заметный устойчивый рост доли С2B-операций в СБП практически по всем мерчантам. Если до февральских событий она составляла порядка 20 %, то теперь у отдельных ТСП она достигает 50 %. В том же ВТБ объем С2B-платежей в СБП вырос вдвое, тогда как до этого ежемесячный прирост составлял 10–15 %.

UnionPay. Второе дыхание в России?

Что же касается решений, принятых Visa, Mastercard и JCB по приостановке обслуживания карт российских банков за рубежом и карт любых иностранных эмитентов на территории России, то, по мнению ряда внешних экспертов, эти шаги не столько навредят российскому банковскому сектору и гражданам, сколько сыграют на руку укреплению внутри страны ПС «Мир», СБП и, самое главное, китайской UnionPay. Кроме того, самым чувствительным моментом для Visa и Mastercard окажутся репутационные издержки. Ярким примером здесь может выступать приказ Банка России от 17.03.22 об исключении оператора платежной системы из Реестра операторов платежных систем, пункт 11 — Visa, пункт 18 — Mastercard (информация о прекращении деятельности обеих ПС со стороны Банка России на 18 марта).

Сегодня у многих российских банков уже запущены проекты эмиссии UnionPay, которые в списке приоритетов стоят сразу за проектами эмиссии полного спектра продуктов «Мир». Пока сроки реализации оцениваются до полугода в зависимости от выбранного подхода, однако ожидается, что платежная система UnionPay вскоре предложит ускоренную сертификацию, что дополнительно ускорит темпы ее проникновения на российский рынок. По оценкам экспертов, массовой эмиссии карт китайской платежной системы в России следует ожидать ближе к осени, при этом большинство карт будет выпускаться в рамках кобейджинга с ПС «Мир».

01.jpg
Фото: banki.ru

В то же время некоторые эксперты предостерегают участников рынка от переоценки возможностей карт UnionPay как панацеи в отношении западных санкций — совсем не факт, что те ограничения, которые сейчас наложены на российских эмитентов, не будут касаться и карт китайской платежной системы.

Банкоматный бизнес. Разновекторные тренды?

Что же касается банкоматного бизнеса, то здесь отмечается разновекторность текущих тенденций. С одной стороны, объемы наличных денег на руках у населения и в обороте ритейла резко увеличились и продолжат расти. Очевидно, что это обстоятельство само по себе стимулирует развитие систем банковского самообслуживания и решений для работы с наличными.

С другой стороны, в условиях санкций целый ряд мировых вендоров оборудования и ПО в той или иной мере приостановил либо планирует приостановить свою деятельность в РФ.

Под вопросом оказалось даже своевременное обновление прошивок ПО для распознавания иностранных банкнот и российских рублей.

Отдельные эксперты указывают на необходимость поиска структур и стран, через которые можно будет продолжать закупки оборудования мировых вендоров в условиях санкций, как это уже делалось в 2014 году, после введения антироссийских санкций на фоне присоединения Крыма. Впрочем, такие схемы уже тогда показали себя не слишком эффективными, а текущая ситуация заметно отличается от 2014 го. Во-первых, потому что за нашими обходами ограничений теперь гораздо лучше следят, а во вторых — потому что сегодня под санкциями оказались не единичные банки, а практически все банковское сообщество страны в целом.

В то же время нельзя забывать известную истину — любой кризис влечет за собой не только новые проблемы, но и новые возможности. Здесь можно вспомнить Иран, который, 20 лет находясь в условиях санкционного давления, создал сильнейший технологический стек в сегменте банковского ПО и не прекращал закупать банкоматы мировых вендоров. Уверены, что все это в полной мере справедливо и для российского банковского сектора, который уже не раз доказывал свою жизнеспособность и «сейсмоустойчивость» в любых ситуациях, благодаря в том числе высочайшей изобретательности и способности находить нестандартные решения.

Уверены, что наряду со многими другими актуальными темами эти вопросы будут обсуждаться в ходе Международного ПЛАС-Форума «БАНКИ И РИТЕЙЛ. Цифровая трансформация и взаимодействие», который состоится в Узбекистане уже 25–26 мая 2022 года.

Не забывайте, мы всегда с Вами, независимо от уровня санкционного давления и геополитических сотрясений! Что, безусловно, свидетельствует о важности и прочности нашего общего дела!


PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube