13 апреля 2022, 11:15
Количество просмотров 4238

Россия на переломе. Будущее – в гражданской позиции каждого

Глобальная экономическая ситуация с начала специальной военной операции на Украине обострена практически в той же мере, что и политическая. На повестке дня – два вечных вопроса: «Кто виноват?» и, конечно же, «Что делать?». Ряд небанальных прогнозов относительно будущего российской и мировой экономики в новых условиях высказал член президиума Совета по внешней и оборонной политике Александр Лосев в эфире программы «Московское время» на радиостанции «Вести ФМ». Также своим видением ситуации мы предложили поделиться нашим внешним экспертам из числа практикующих топ-менеджеров банковского сектора и платежной индустрии.
Россия на переломе. Будущее – в гражданской позиции каждого

Весь санкционный кризис осознанно выстроен американским истеблишментом

Вначале — небольшой исторический экскурс. Продолжая считать себя победителем по итогам холодной войны, коллективный Запад рассматривал весь постсоветский рынок в качестве своего рода «трофея». Именно открытие этих рынков для американских компаний позволило США эпохи Билла Клинтона (1993–2001 гг.) избежать дефицита бюджета. В результате он стал единственным американским президентом, при котором не было дефицита бюджета, поскольку смог в полной мере воспользоваться плодами крушения Советского Союза и Восточного блока. Взгляд Запада на российский сырьевой рынок как на трофей превалировал до самого последнего времени. Что изменилось? «Они это все получили, и вот, смотрите, сейчас этот «трофей» выпадает у них из рук. И перестает быть трофеем, обретая субъектность и самостоятельность». Мало того, вчерашний «трофей» встал в боевую стойку. Более того, англосаксонская часть Запада (так называемые англосаксы) не только рассматривала Россию и СНГ как сырьевой ресурс, но и ставила целью дальнейший развал РФ, поскольку огромная и плохо управляемая снаружи страна их не устраивала даже в качестве сырьевого придатка. Признаем, до определенного этапа им сопутствовал успех, более того, на какой-то момент мы оказались в шаге от окончательного развала, и только смена государственного лидера неожиданно для англосаксов остановила данный процесс. Что сильно испугало и заметно взбесило наших оппонентов. Более того, самостоятельный курс Кремля последних полутора-двух десятилетий и принятые недавно стратегические решения как нельзя лучше выявили и реальные цели, и возможности блока НАТО, созданного США прежде всего как экспортер оружия в страны за пределами Америки и механизм глобального сбора финансовых средств, но отнюдь не как орган реальной коллективной безопасности Европы.

pxhere-02.jpg
Фото: PxHere

Коллективный Запад освободил российские компании от платежей?

В результате нового витка беспрецедентных санкций у российских компаний, которые выпускали еврооблигации и занимали на внешнем рынке, появляются юридические основания не платить по своим обязательствам зарубежным партнерам. Так, например, расторжение договоров авиализинга западными компаниями неминуемо приведет к конфискации иностранных самолетов российским правительством. Как временный выход из создавшейся ситуации — авиахабами для международных перелетов россиян уже сегодня становятся Белград и Стамбул, а на российский рынок авиаперевозок могут зайти китайские авиакомпании. То же самое относится и к интеллектуальным правам — за лицензии на ПО, например, тому же Microsoft никто в России платить больше не будет, а пользоваться его решениями продолжат.

Matti-Blume---wm---Istanbul-Int-Airport.jpg
Международный аэропорт, Стамбул
Фото: Matti Blume / Wikimedia

По словам Александра Лосева, «то, что сейчас мы видим, — это даже не слон в посудной лавке, это просто стрельба в доме с хрустальными стенами. По сути, конфисковав наши деньги, они еще ждут, что мы продолжим исполнять свои обязательства в договоре».

Как известно, в числе прочих с российского рынка ушел лидер производства программного обеспечения Microsoft. Что же теперь будет с обеспечением и поддержкой ПО в нашей стране? В нынешних условиях западное патентное и интеллектуальное право просто не будет соблюдаться. Что же касается возможного дефицита компьютерных комплектующих, то не все так плохо: например, Южная Корея, которая производит 95% машинной памяти, не поддержала санкции против России.

Впрочем, по некоторым оценкам, такой сценарий излишне оптимистичен. Англосаксы, вероятнее всего, будут додавливать до конца и прессовать санкциями всех, кто попытается продолжать что-то продавать России. В отличие от Китая, Южная Корея слишком сильно зависит от США, чтобы долго сопротивляться такому давлению. Это же относится и к Венесуэле. Остановить англосаксов могут только внутренние проблемы типа недовольства собственного населения высокими ценами на газ и автомобильное топливо.

pxhere-03.jpg
Фото: PxHere

Во времена холодной войны нам было намного сложнее создавать технологии, чем США и европейским странам. Весь остальной мир не дотягивал технологически и до уровня Запада, и до уровня Советского Союза. Сейчас есть Китай, который нам может заменить если не все (вспомним, например, недавний отказ с поставкой ЗиПа для авиации), то очень многое из того, что мы не найдем теперь на Западе.

Как недавно спрогнозировал экономист одного из крупнейших инвестиционных банков Goldman Sachs Клеменс Грейф в интервью Financial Times, преодолеть финансовый кризис российская экономика сможет за шесть–девять месяцев. Эксперт считает, что решению внутренних экономических задач России поможет использование доходов от продажи энергоресурсов для закупки импортных товаров, например, в Китае.

Разумеется, это справедливо только при условии, что существующая неэффективная система управления российской экономикой будет фундаментально трансформирована, и рычаги управления наконец перейдут в руки профпригодных людей. Текущая ситуация напоминает 1941 год, когда риск поражения заставил верховные власти привлечь к управлению армией и промышленностью дееспособных руководителей вместо имитаторов и приспособленцев. В нашем случае пока этого не произошло. Напротив, наблюдается пик активизации бурной и бессмысленной деятельности министерств, которые начали запрашивать разные отчеты и проводить многочисленные совещания. Иными словами, они пытаются срочно сделать то, что должны были сделать еще лет пятнадцать назад. Поэтому надо менять управленческие подходы в корне, равно как и самих управленцев. От суетящегося бюрократа-имитатора в создавшейся ситуации будет только вред, несравнимый с ущербом, который могут нанести и десятки специально подготовленных врагов.

Заканчивается тридцатилетний День сурка?

Если же говорить об уходе инвесторов, справедливости ради надо отметить, что сейчас из страны уходит очень много, по сути, колониального западного бизнеса, который нам в свое время навязали. И теперь мы возвращаемся к началу приватизации, попадая, условно говоря, в 1989 год. Иными словами, мы снова оказываемся в той точке, откуда можем все изменить.

Комментируя массовый уход иностранных компаний из России, эксперт высказал мнение, что иностранные франшизы все равно теперь не смогут отправлять прибыль на Запад и рано или поздно полностью свернут свою деятельность в России. Зато здесь открываются новые возможности для российских игроков, и в ближайшее время нас ждет замена иностранных сетей другими. Особого внимания, с его точки зрения, заслуживает в этой связи ESG-концепция: «Я могу теперь только посочувствовать тем самым финансистам, которые контролируют 40 трлн долл. США и которые запустили всю эту зеленую трансформацию, потому что она тоже «накрылась». Потому что Россия и Китай в этой зеленой трансформации уже не участвуют по понятным причинам. Китаю не надо, а нам тем более. Уж что-что, а углеродный налог мы европейцам теперь точно не заплатим».

pxhere-04.jpg
Фото: PxHere

И это один из очевидных плюсов происходящего. Теперь мы точно не будем выступать активными участниками проектов, неявно направленных на развал России, т. е. — нашей собственной страны. Также радует уход из России (по крайней мере декларируемый) ряда крупнейших западных консалтинговых компаний. Мало того, что они делали здесь огромные деньги, они также выступали рычагом влияния на принимаемые стратегические решения, беря на себя роль как агентов по продвижению западных продуктов, так и агентов западных спецслужб. Этот уход, возможно, даст их российским филиалам с многочисленным штатом возможность самостоятельно продолжить работу в РФ на благо нашей страны, обеспечивая внутренние объективные рейтинги российскому бизнесу, и проявить себя высокопрофессиональными неангажированными специалистами.

«Уходя — не уходи»?

При этом многие международные корпорации сейчас просто взяли своего рода каникулы до конца мая, отправив весь личный состав своих российских офисов в отпуска с полным содержанием зарплаты. Как известно, публичные западные компании крайне дорожат котировками своих акций, поэтому вынуждены без оговорок подстраиваться под все вновь вводимые антироссийские санкции во избежание крупного ущерба для капитализации. С другой стороны, они не хотят терять российский рынок, прекрасно понимая: уйдя с него полностью, потом с большой долей вероятности не будет возможности сюда вернуться. Именно поэтому сейчас, в крайне неясной с точки зрения любых прогнозов ситуации, они ищут пути компромисса вопреки известной пословице «уходя — уходи», чтобы потом не пришлось восстанавливать все с нулевого цикла.

В свою очередь, те западные компании, которые не являются публичными и могут не беспокоиться за судьбу котировок, имеют возможность избежать прямого следования условиям санкций с помощью различного рода легальных юридических уловок.

Более того, к настоящему моменту далеко не все санкции, которые уже были с помпой обнародованы в СМИ, положены на бумагу, т. е. имеют юридическую силу. Потому с равной долей вероятности к концу мая 2022 года они либо обретут правовое поле, либо так и останутся голой декларацией. Как это будет в реальности, покажет только время. Именно поэтому международные корпорации и берут упомянутый тайм-аут.

Как известно, Америка — страна знаменитых на весь мир юристов, которые прекрасно знают свое дело и сумеют, несмотря на наложенные санкции, найти пути их легального обхода. О справедливости такого рода прогнозов можно судить хотя бы на примере запрета США на покупку в России нефти — уже через день в СМИ появилась информация: если нефть продается Россией третьей стране, нам придется заплатить лишь какую-то комиссию, после чего покупатель имеет право перепродавать российскую нефть в США.

pixabay-05.jpg
Фото: Pixabay

По этой же причине не стоит сжигать мосты вслед уходящим западным компаниям — возможно, в скором времени они перестанут быть «уходящими». На этом фоне вполне оправданна позиция российского руководства в отношении неуместности тотальной национализации имущества западных компаний, пожелавших уйти с рынка. Ведь такой шаг исключит любые перспективы возврата, в то время как многие западные структуры на сегодняшний день, возможно, планируют лишь на какое-то время сократить свой ассортимент в России.

Что же касается временного порядка осуществления выплат по государственным долговым обязательствам в иностранной валюте со счетов «С», предназначенных для выплат нерезидентам рублями, который в середине марта утвердил Минфин России на фоне беспрецедентной заморозки почти половины активов ЦБ РФ коллективным Западом, то пока непонятно, смогут ли рассчитываться по такой схеме коммерческие юрлица со своими зарубежными партнерами.

Более того, на фоне недавнего заявления министра финансов РФ Антона Силуанова о том, что «заморозку валютных счетов Банка России и правительства РФ можно расценивать как желание ряда зарубежных стран организовать искусственный дефолт, не имеющий под собой реальных экономических оснований», становится понятно, что схема расчетов с Западом по гособязательствам рублями с последующим перерасчетом этих сумм в доллары и евро и списыванием с временно замороженных активов ЦБ пока еще является чисто российским концептом, которому только предстоит быть одобренным (или отвергнутым) Западом.

При этом у многих экспертов возникает стойкое ощущение: на Западе пока не решили, что в реальности делать с похищенными (этот термин в нашем случае юридически безупречен) у России средствами, поскольку прецедентов такому глобальному воровству в мировой истории просто не было. Возможно, какие-то решения на этот счет обсуждались на недавней встрече руководства стран ЕС в Версале, однако конкретные вердикты озвучены не были. Само же население ЕС уже в полной мере вкусило все прелести экономического давления на традиционного поставщика углеводородов в регион в виде подорожавшего на несколько тысяч евро в год отопления даже скромных домохозяйств, наплыва агрессивных «нерусскоговорящих» беженцев, а в ближайшей перспективе — заоблачно подорожавшей пшеницы и т. п. Как известно, Россия и Украина традиционно являются самыми крупными экспортерами пшеницы на мировой рынок, и растущие уже фьючерсы напоминают, что первая страна в созданных не без активного участия ЕС условиях планирует отказаться от экспорта, а вторая рискует, мягко говоря, не успеть к посевной…

Те риски, которые возникают в связи с произошедшим для американского доллара как мировой валюты, мы уже подробно рассматривали на портале PLUSworld.ru. А пока остается лишь констатировать резкое обострение ранее начатых процессов вытеснения доллара национальными валютами из расчетов России с такими нашими крупными партнерами, как Китай и Индия.

В какой валюте будем торговать на внешнем рынке?

Как известно, долгое время во всех международных расчетах российские компании использовали доллары США. Даже с Китаем мы торговали исключительно в долларах и только спустя годы очень медленно переходили на торговлю в юанях. Народный банк Китая никак не мог договориться с Банком России о том, чтобы российские и китайские компании, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, могли торговать напрямую, а не на Московской бирже.

Мировые цены на нефть и газ, на удобрения сегодня стремительно растут. Цена на зерно бьет рекорды — оптовая цена на пшеницу подскочила в два раза. Сейчас нужно придумать, как и в каких валютах рассчитываться с такими странами, как, например, Индия и Бразилия, с которыми у нас приличный товарооборот. Это займет какое-то время: «Может быть, не один месяц, но, может, месяца через три откроются счета. Будет придумана схема, каким образом производить оплату, и все войдет в норму».

montypeter-fpk-growing-wheat-wind.jpg
Фото: montypeter / Freepik

Да, в настоящий момент англосаксы пытаются этому активно помешать, оказывая давление на китайские банки. Время покажет, что из этого получится.

Стратегическая концепция экономики в новых условиях

Стратегическая концепция экономики в новых условиях прорабатывается очень тщательно.

И если раньше у советской номенклатуры не хватало рыночных управленческих компетенций, то сейчас все необходимое в этом плане уже имеется. Поэтому никакой масштабной безработицы у нас не будет, и производство не будет остановлено, а просто перепрофилируется.

Александр Лосев, например, считает, что уход из России многих люксовых брендов пойдет экономике только на пользу, т. к. вложение денег населения в них способствовало оттоку капитала из страны. Тем же, кто захочет остаться в нашем реальном секторе, сейчас придется банкротить офшорные компании и восстанавливать собственность здесь. Эти меры приведут к началу реальных инвестиций в нашу страну, т. к. капиталы наконец-то перестанут вывозиться из России.

Сейчас надо сделать максимум для создания условий взрывного роста отечественного бизнеса и бизнеса из стран СНГ. В частности, это касается дешевых кредитов и снятия административной нагрузки. Стоит даже временно запретить силовикам и налоговикам устраивать проверки малого и среднего бизнеса, кроме случаев выявления тяжелых преступлений. Сейчас важнее дать этому бизнесу вырасти. В этой ситуации запуск печатного станка — также совсем не грех. Пусть будет инфляция, сейчас это второстепенно.

group-young-business-people-working-office.jpg
Фото: ArthurHidden | Freepik

Ну а напоследок стоит предложить государству оперативно заняться строительством национальной инфраструктуры, в том числе цифровой. Аналогично тому, как американцы в 30-е годы прошлого века строили дороги. Есть задачи, которые государство решает эффективнее бизнеса, и это касается прежде всего инфраструктуры. На эти задачи не стоит жалеть бюджетных денег. Но чтобы средства не были потрачены впустую, необходимо сразу создать систему стратегического планирования и проектирования этой самой инфраструктуры: отраслевые экспертно-аналитические центры и над ними — единый национальный центр, который обеспечил бы общую координацию. Пора забрать эти задачи из рук министерств, которые с ними откровенно не справляются.


PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube