Журнал ПЛАС » Архив » 2022 » Журнал ПЛАС №3 »

Национальная цифровая инфраструктура. Выбираем модель управления

В текущей ситуации, когда Россия противостоит беспрецедентному в мировой истории санкционному давлению, в числе прочих антикризисных задач государству стоит оперативно заняться строительством национальной инфраструктуры, в том числе — цифровой, аналогично тому, как американцы в кризисные 30 е годы прошлого века строили дороги. Весь вопрос — в выборе эффективной управленческой модели, поскольку прежняя себя не оправдала и тем более совершенно не подходит в изменившихся с 24 февраля 2022 года условиях. Предлагаем вашему вниманию материал независимого эксперта Валерия Борисова, в котором он делится своим видением решения проблемы.

Переход к цифровой экономике [Под цифровой экономикой в этой статье мы понимаем модель экономики, в которой максимально реализованы все возможности, предоставляемые цифровыми технологиями. — прим. авт.] превратился в общемировую гонку цифровизации, в которой участвуют почти все страны. Это, в общем, неудивительно, поскольку ставки весьма велики. Время перемен — это время возможностей и для многих стран — это шанс улучшить свое положение в глобальной табели о рангах. Успешный переход является необходимым, хотя и недостаточным условием сохранения или усиления конкурентных позиций страны в глобальной экономике.

Фундаментальная особенность цифровой экономики и ее отличие от действующей модели «физической» экономики [В настоящей статье мы используем термин «физический» для ссылки на «физические» осязаемые объекты и процессы, связанные с обработкой таких объектов. Термин «цифровой» применяем к информации («цифровым объектам») и процессам, связанным с обработкой информации. Наконец, термин «материальный» используется для ссылки на любые объекты и процессы материального мира, как физические, так и цифровые. — прим. авт.] в том, что в цифровой экономике все экономические процессы, которые можно перевести в цифровую форму, в такую форму переведены.

Осуществление сделок в цифровой форме открывает возможность совершения юридически значимых экстерриториальных транзакций, а также влечет другие приятные для бизнеса последствия — совершение транзакций в реальном времени, моментальная завершенность многих видов транзакций, которые в аналоговой экономике являются длящимися, непрерывная 24×7 доступность сервисов, полная или частичная автоматизация обработки транзакций и близкая к нулю их стоимость, принципиальная возможность совершения юридически значимых сделок кибернетическими субъектами.

Чтобы цифровые транзакции в рамках национальной экономики были технически возможны, должна существовать соответствующая транзакционная среда — национальная цифровая инфраструктура (НЦИ) в виде совокупности цифровых сервисов, образующих интегрированное цифровое транзакционное пространство в национальном масштабе, обеспечивающее возможность совершения в цифровой форме всех видов сделок.

НЦИ является частью общей технологической инфраструктуры национальной экономики и может рассматриваться как расширение уже существующей технологической инфраструктуры экономики в виде дорожной сети, границ, армии и т. п., проектируемой, развиваемой и поддерживаемой государством в интересах общества.

Поскольку технологическая инфраструктура является фундаментом национальной экономики, постольку НЦИ является фундаментом ее цифровой части, и от нее зависит качество всего «здания» цифровой экономики. Создание эффективной НЦИ, таким образом, является ключевой задачей, решение которой необходимо для построения цифровой экономики.

Существующая технологическая инфраструктура экономики в основном сформировалась в доцифровом «физическом» мире. С одной стороны, эта инфраструктура отражает возможности доцифровых технологий, с другой — потребности физической экономики соответствуют и ограничены возможностями существующей физической инфраструктуры.

Фото: pikisuperstar / Freepik

Преобразовать физическую технологическую инфраструктуру в цифровую эволюционным путем невозможно из-за фундаментальных различий физической и цифровой экономик, а значит, цифровую инфраструктуру надо создавать с нуля и сразу проектировать под целевую модель цифровой экономики [При этом существующая физическая инфраструктура также может модернизироваться с учетом возможностей цифровых технологий — прим. авт.]. Следовательно, необходимо эффективное управление процессами проектирования и создания НЦИ. Задача создания НЦИ, являясь частью более общей задачи построения цифровой экономики, представляет собой сложнейшую многофакторную проблему, и для ее успешного решения важно, насколько модель управления учитывает особенности НЦИ.

Отметим, что в случае НЦИ управление не сводится к простому проектному менеджменту. Так как речь идет о создании новой цифровой инфраструктуры, модель управления созданием НЦИ должна в первую очередь обеспечить выработку долгосрочного видения целевой архитектуры НЦИ и стратегии ее построения. Конечной целью должно быть именно построение новой модели экономики, основанной на максимальном использовании возможностей, предоставляемых цифровыми технологиями, а не просто внедрение этих технологий в рамках существующей физической модели экономики. Новое создавать всегда труднее, чем совершенствовать существующее. Поэтому в отсутствие правильного стратегического целеполагания велик риск того, что без целевой архитектуры НЦИ цифровая трансформация может свестись к простой цифровизации «всего, что движется».

В этой статье мы анализируем используемый в настоящее время в России подход к цифровой трансформации экономики. Целью анализа является оценка эффективности применяемой модели управления развитием НЦИ. В частности, мы пытаемся ответить на вопросы: «Ведут ли осуществляемые мероприятия к построению полнофункциональной цифровой инфраструктуры?» и «Как надо изменить модель управления, чтобы обеспечить создание НЦИ с необходимыми функциональностью и качеством сервисов?».

Показано, что используемая «ведомственная» модель управления, в которой отсутствует явно выделенный владелец НЦИ, ответственный за долгосрочное целеполагание, обеспеченный компетентными экспертными ресурсами, финансированием и необходимыми властными полномочиями, не может обеспечить выработку содержательной стратегии развития НЦИ и, как следствие, создание НЦИ с необходимой функциональностью.

Предложен системный подход к выбору оптимальной модели управления. Для проектирования и создания НЦИ предложено использовать матричную модель управления, основанную на комбинации централизованного управления развитием инфраструктуры системных цифровых сервисов и НЦИ в целом и децентрализованного управления инфраструктурой прикладных цифровых сервисов.

Структура НЦИ. Основные понятия

Мы рассматриваем НЦИ как сложную гетерогенную систему, состоящую из большого числа различных компонент, в качестве которых выступают провайдеры цифровых сервисов (ПЦС).

Если у вас есть подписка, нажмите
Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных