9 марта 2022, 12:45
Количество просмотров 1037

SWIFT как инструмент западных санкций

Независимый эксперт и ведущая авторской колонки Мария Красенкова рассматривает опыт Ирана, который в свое время был отключен от SWIFT в рамках санкционного давления Запада.
SWIFT как инструмент западных санкций

Страны Европейского союза начали обсуждать возможное отключение России от межбанковской системы SWIFT, утверждает телеканал CNN со ссылкой на ряд высокопоставленных источников в ЕС. Так, например, даже президент Чехии Земан, в свое время показавший себя противником жестких санкций, призвал отключить Россию от системы SWIFT.

С конца 2021 года США угрожали России введением беспрецедентного пакета жестких санкций в случае военного вторжения на территорию Украины. А теперь, с началом российской военной спецоперации 24 февраля, озвучивавшиеся меры могут стать суровой реальностью. И в США, и в ЕС планируют вводить ограничения на деятельность российских финансовых институтов, вплоть до блокировки доступа российских банков к международным финансовым рынкам.

Похожие санкции уже действуют по отношению к Ирану. В 2012 году все финансовые институты этой страны были временно отключены от международной системы SWIFT. Этот шаг нанес ущерб способности Ирана осуществлять внешнюю торговлю и денежные переводы, вынудив его искать альтернативные варианты. Перечислить деньги людям или компаниям в эту страну стало возможно только обходными путями — наличными или переводами на частные счета в банках ОАЭ, Турции, Ирака, Тайваня или иранских банков за пределами Ирана.

Согласно опубликованному в феврале 2022 года отчету Службы Конгресса США о санкциях в отношении Ирана, в период с 2006 по 2019 год США приложили значительные усилия, чтобы помешать американским и зарубежным финансовым учреждениям обрабатывать транзакции иранских компаний и граждан.

Например, в 2012 году HSBC, британский финансовый холдинг, был оштрафован на 1,9 млрд долларов США в том числе за проведение 25 тыс. транзакций в течение семи лет без сообщения о связи этих операций с Ираном. В 2015 году немецкий Commerzbank также должен был выплатить 1,45 млрд долл. США за проведение операций, запрещенных законодательством США, от имени суданских и иранских компаний в период с 2002 по 2008 год.

Альтернативным методом трансграничных расчетов остается перевод средств через хавалу (араб. «передача») — неформальную систему, которая основана на доверии между денежными брокерами, которые могут находиться в одной юрисдикции или далеко друг от друга и переводить деньги, фактически не перемещая их. При переводе выручки через хавалу иранские бизнесмены взаимодействовали с контрагентами в Великобритании, Турции и Дубае. Еще в 2008 году издание Financial Times опубликовало разбор того, как с помощью этой финансовой системы страна обходила санкции, наложенные на ее банки. Как выяснили журналисты, Центральный банк Ирана выдавал брокерам хавалы лицензии на деятельность по переводу денег, которые в конечном итоге оказывались на счетах в банках США, Европы и стран Азии.

В последние годы финтех-компании пытаются предлагать иранцам новые сервисы для обхода экономических санкций. Одна из таких компаний — Payment24 — продавала «спецпакеты», которые в том числе помогали его клиентам покупать и экспортировать программное обеспечение, лицензии на ПО и компьютерные услуги у американских компаний в нарушение закона. «Спецпакеты» включали учетную запись PayPal, поддельное удостоверение личности, IP-адрес из Объединенных Арабских Эмиратов и подарочную карту Visa. За это бывший СЕО компании был приговорен федеральным судом США в Миннеаполисе, штат Миннесота, к 23 месяцам тюремного заключения.

С ростом добычи криптовалют Иран обратился к майнингу, чтобы получить инструмент, который можно было бы использовать для расчетов и уменьшить негативное влияние санкций США. По мнению экспертов, от 4 до 5% всей добычи биткоина сегодня происходит в Иране.

Стоит отметить, что после одностороннего выхода США из иранской ядерной сделки — СВПД (Совместного всеобъемлющего плана действий) в мае 2018 года Иран заручился поддержкой Евросоюза в своих попытках минимизировать последствия односторонних санкций США. В январе 2019 года был создан Инструмент ЕС-Иран в поддержку торговых обменов (INSTEX) для облегчения расчетов, не связанных с долларами США и не связанных с SWIFT. По состоянию на сентябрь 2020 года, к нему присоединились девять европейских государств. INSTEX функционирует как клиринговый центр, который работает со своим иранским аналогом. Хотя считается, что этот бартерный механизм в целом не принес Ирану никакой пользы (его первая сделка по экспорту медицинских товаров была проведена в марте 2020 года), формально механизм является законным и открытым инструментом обхода санкций США.

В Российской Федерации есть свой аналог SWIFT — Система передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС), к которой подключены большинство российских, а также подразделения некоторых иностранных банков — например, Росбанка и Райффайзенбанка. Это оставляет потенциальную возможность осуществлять и международные переводы. В том числе самые востребованные — расчеты с европейскими партнерами. Но пример Ирана показывает, что под угрозой вторичных санкций партнеры — в том числе финансовые институты Китая, Индии, стран ЕАЭС — вряд ли будут рисковать своим будущим ради помощи России.

Итак, ждем ускоренного принятия законопроекта по легализации майнинга криптовалют?

Мнение редакции

Непонятно, как уважаемые аналитики Банка России просмотрели столь очевидные выводы и фактически подвели руководство ЦБ, которое до сих пор пытается доказать свою «правоту» в столь ответственный момент?
Рубрика:
{}Банки и МФО

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube