Журнал ПЛАС » Архив » 2022 » Журнал ПЛАС №1 »

Настоящее и будущее BNPL-сервисов глазами инвесторов

Десятки миллионов покупателей по всему миру вместо кредитных карт выбирают сервисы рассрочки, позволяющие оплатить покупку частями. За последний год объем транзакций Buy Now Pay Later (BNPL, или «Покупай сейчас — плати потом») уже достиг 97 млрд долл. США. О том, как развивается рынок данных технологий и что его ждет в дальнейшем, рассказывает Ирина Швакман, основатель ведущего в России и Центральной Европе BNPL-сервиса Мокка.

Как работает BNPL?

Финтех-сервисы BNPL позволяют покупателям совершать свои покупки сейчас, а оплачивать их потом — покупка оформляется прямо в магазине в моменте и без каких-либо карт и бумаг. Таким образом, потребители получают моментальную отсрочку и могут воспользоваться ею при совершении самых разных покупок.

Такие сервисы быстро завоевали популярность в онлайн- и офлайн-магазинах, так как стали выгодной и удобной альтернативой кредитным картам. Так, если, например, покупатель хочет заказать куртку в онлайн-магазине за 15 тыс. рублей — он сможет заказать ее сейчас, не проводя какой-либо оплаты, получить доставку, убедиться, что куртка подходит по размеру и цвету, и оплатить ее полностью или частями только через 30 дней без процентов. Это позволяет не волноваться о возвратах средств от магазина и эффективнее планировать свой бюджет.

Сами магазины также высоко оценивают выгоду от использования BNPL. Наличие сервиса в карточках товара и на чек-ауте в магазинах повышает конверсию трафика в покупки, а также приводит к повышению среднего чека. Поставщики BNPL-услуг, как правило, львиную долю дохода получают от комиссий, которые платят магазины, таким образом обеспечивая сервис на беспроцентной основе для покупателей.

Последние события на рынке BNPL

Сервисы BNPL развивались в высоком темпе еще до пандемии. Но изменение привычек потребителей, а также стремительное развитие онлайн-торговли придали им новый импульс за последние пару лет. Растущий спрос на финтех и в том числе на BNPL заметили инвесторы, которые инициировали ряд крупных инвестиций в этот рынок на миллиарды долларов.

Весной 2021 года шведский платежный сервис Klarna, ведущий европейский BNPL-игрок, закрыл новый раунд инвестиций и получил оценку выше 40 млрд долл. США. А крупнейшая австралийская финтех-компания Afterpay была выкуплена Square за 29 млрд долл. осенью 2021 года.

Фото: afndaily.com

Amazon, лидер в сфере электронной коммерции, тоже не остался в стороне, подписав соглашение для обеспечения BNPL на своих ресурсах с BNPL-сервисом от американской платформы Affirm. В результате клиенты Amazon получат возможность с помощью BNPL-сервиса Affirm оплачивать покупки на сумму более 50 долл. частями. Другой крупнейший платежный сервис — PayPal — объявил о планах приобрести японский BNPL-стартап Paidy за 2,7 млрд долл. Еще одну крупную сделку инициировал банк Goldman Sachs, который купил финтех-компанию GreenSky за 2,2 млрд долл. GreenSky специализируется на BNPL в сфере ремонтных работ.

В России за пандемию число продаж в сфере онлайн-торговли также росло. Это оказало положительное влияние на развитие BNPL-сервисов. Например, Мокка, ведущий российский и центральноевропейский BNPL-сервис, сотрудничает с крупнейшими российскими ритейлерами, такими как Детский Мир, LaModa, Связной, OneTwoTrip, ИльДеБоте, 585 и другими онлайн- и офлайн-ритейлерами. В ноябре 2021 года число пользователей Мокка достигло 11 млн человек, и сервис заявил, что рост год к году в период черной пятницы увеличился в три раза.

Перспективы развития BNPL

Популярность BNPL-сервисов по всему миру будет расти. Сейчас на BNPL приходится чуть более 2% от общего объема онлайн-транзакций в сфере e-commerce. По данным Worldpay, к 2024 году этот показатель увеличится вдвое и составит 4,2%. Некоторые аналитики прогнозируют, что объем BNPL-транзакций может занять не менее 10–12% от всех онлайн-операций, или от 300–700 млрд долл. США в год.

В России сервис BNPL находится на начальном этапе развития: менее 1% от общего объема

Если у вас есть подписка, нажмите
Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных