13 октября 2021, 15:30
Количество просмотров 859

Visa в Центральной Азии и Азербайджане. Глобальные тренды, социально значимые проекты и поддержка МСБ

Летом 2021 года Visa объявила о назначении Кристины Дорош на должность вице-президента, регионального менеджера Visa в странах Центральной Азии и Азербайджане. А уже в августе она дала журналу «ПЛАС» интервью, в котором поделилась последними результатами работы Visa в регионе, рассказала о новых продуктах компании для МСБ, а также о сотрудничестве с финтехом и продвижении финтех-­партнерств.
Visa в Центральной Азии и Азербайджане. Глобальные тренды, социально значимые проекты и поддержка МСБ

К. Дорош: С медиахолдингом «ПЛАС» у меня связаны самые теплые воспоминания. В далеком 2000 году, когда я только начала работать в платежной индустрии, ваше издание было единственным из доступных русскоязычных источников профессиональной информации для участников нашей индустрии. Я помню все тогдашние номера «ПЛАСа», они лежали у меня на рабочем столе, стопочкой, по месяцам. И некоторые обложки вспоминаю до сих пор. Мы по-прежнему очень ценим ваше издание: глубокий аналитический подход и работа с очень качественной аудиторией для нас очень важны.

ПЛАС: Кристина, большое спасибо за теплые слова. Для Александра Ивановича Гризова (издателя журнала «ПЛАС». — ​Ред.) платежный карточный бизнес начался еще в 1991 году, когда его пригласили в команду одного из крупнейших на тот момент российских банков, где он стал одним из участников проекта выпуска первой карты Visa в России. Этот факт важен для понимания, почему наша компания изначально создавалась именно как консалтинговая структура с командой, включавшей в себя опытных специалистов-­практиков. Со временем это стало гарантией профессионального подхода к освещению платежного бизнеса первым российским специализированным журналом «ПЛАС», на базе которого сформировался наш медиахолдинг. И, как можно убедиться, «ПЛАС» уже более четверти века продолжает держать руку на пульсе. Итак, первый вопрос, которого мы хотели бы коснуться в нашей беседе: какую предварительную оценку вы могли бы дать результатам деятельности Visa в 2020‑2021 годах?

К. Дорош: 2020‑й и нынешний год оказались очень сложными для всех нас и для мировой экономики в целом. И похоже, что большинство трудностей не уходят, пандемия продолжает оказывать влияние на все процессы, и адаптация все еще продолжается.

Несмотря на вызовы, с которыми мы столкнулись в период пандемии, есть направления, которые, напротив, получили определенный стимул для развития, и основные изменения останутся и в постковидном периоде: высокие темпы развития бесконтактных платежей и электронной коммерции.

Уже сегодня мы можем говорить о том, что в 2021 году компания Visa продолжала в своей работе фокусироваться на постоянном развитии инновационных технологических решений, которые позволяют использовать платежные инструменты максимально удобно, комфортно и безопасно.

На локальных рынках одним из приоритетов нашей компании остается и будет оставаться поддержка МСБ. Это то направление, в котором компания прилагает колоссальные усилия, как глобально, так и точечно — ​в том числе на рынках Центральной Азии и Азербайджана.

Так, глобальная кампания Visa WhereYouShopMatters или #ПоддержиСвоих поддерживает цифровизацию предпринимателей, раскрытие креативного потенциала и обеспечение адаптации и устойчивости микро- и малых предприятий. В рамках данной платформы мы призываем людей во всем мире задуматься о том, какое позитивное влияние их покупки могут оказать на развитие местных сообществ. Нас очень заботит развитие именно локального предпринимательства: ведь микро- и малый бизнес является основой экономики, и именно этот сектор больше всего пострадал от ограничений, вызванных пандемией.

 

Visa в Центральной Азии и Азербайджане. Глобальные тренды, социально значимые проекты и поддержка МСБ - рис.1

 

Помимо содействия МСБ мы активно сотрудничаем с небанковскими партнерскими организациями из числа финтех-­структур. Это направление получило заметное развитие именно в 2021 году. Таким образом, основной фокус Visa делает сейчас на развитие технологий и инноваций, на поддержку МСБ, на сотрудничество с финтехом и развитие финтех-­партнерств — ​темы, к которым я сегодня еще вернусь.

ПЛАС: Какими факторами обусловлен упомянутый вами фокус на поддержке МСБ, и в чем конкретно она заключается?

К. Дорош: Как я говорила, пандемия бросила серьезный вызов предпринимателям по всему миру, но особенно сложно пришлось малому бизнесу. Результаты исследования, которое по заказу Visa проводила исследовательская компания FusionLab летом 2020 года, показали, что негативное влияние пандемии не обошло стороной и казахстанских предпринимателей: это отметили более 80% респондентов, большинство из которых столкнулись с сокращением объемов заказов и продаж из-за снижения уровня потребления и деловой активности своих клиентов, несвоевременностью или прекращением поставок, закрытием торговых точек и ограничительными мерами, связанными с карантином. В Visa мы понимаем, что сейчас как никогда важно поддерживать локальный бизнес. Одним из решений стала уже упомянутая инициатива #ПоддержиСвоих, запущенная в ряде стран региона, включая Центральную Азию и Азербайджан.

Мы запустили образовательную программу для МСБ, состоящую из 6 модулей и 26 видеоуроков, представляющих возможность узнать, какие инструменты, решения и навыки необходимы для ведения бизнеса в новых реалиях. Мы рады видеть, что принесли практическую пользу: в рамках программы обучение прошли более 2100 человек.

Кроме того, мы «подсветили» локальные бизнесы для потребителей на каждом из рынков — ​рассказали о местных предприятиях малого и среднего бизнеса, предоставляющих по-настоящему интересные и востребованные качественные товары и услуги в самых различных направлениях.

 

Visa в Центральной Азии и Азербайджане. Глобальные тренды, социально значимые проекты и поддержка МСБ - рис.2

 

Мы также предлагали пользователям платежных решений определенного рода вознаграждения за покупки в предприятиях МСБ в рамках акций. Такая механика позволила нам очень эффективно поддержать малый бизнес. Очень радует, когда мы видим активность, которая возникает после постов Visa в социальных сетях, в частности в Instagram, наблюдаем, как увеличиваются продажи у малого бизнеса. И как представители МСБ говорят о том, что с помощью наших маркетинговых кампаний их обороты растут, и у них появляются новые клиенты. Это, наверное, один из наших главных результатов, которым мы гордимся.

ПЛАС: Несколько слов о том, что делает сегодня Visa в направлении поддержки женского предпринимательства.

К. Дорош: Говоря о поддержке женского предпринимательства, отмечу, что мы всегда стремимся выступать амбассадорами данного направления. Эта тема также крайне важна и для меня лично, потому что я глубоко верю в необходимость и важность поддержки женщин сегодня во всех профессиональных сферах. Ключевой инициативой является кампания She’s Next. Empowered by Visa, глобальная программа по поддержке женщин-­предпринимателей, которые управляют, финансируют, развивают или только планируют начать собственный бизнес. В нашем регионе инициатива She’s Next реализована в Украине, Беларуси, Сербии, Грузии. Азербайджан и страны Центральной Азии присоединились к программе в 2021 году. По сути, мы инициировали общественный диалог о возможностях и особенностях женского предпринимательства и создали актуальную площадку для обмена опытом, идеями, обучения, поиска партнеров в каждой из стран.

 

Visa в Центральной Азии и Азербайджане. Глобальные тренды, социально значимые проекты и поддержка МСБ - рис.3

 

В Центральной Азии мы фокусировались на нескольких важных направлениях, для того чтобы эффективно стимулировать развитие женского предпринимательства. Первым из них стало проведение исследования, которое позволило нам глубже вникнуть в аспекты этого вопроса, понять основные драйверы, стимулы и барьеры в развитии женского предпринимательства, понять, в чем состоят реальные запросы женщин-­предпринимателей, которым мы можем оказать техническую поддержку.

В результате такого исследования мы разработали и внедрили обучающую программу She’s Next. Empowered by Visa, партнером которой выступил Финтех МФЦА. Программа состояла из серии обучающих вебинаров, доступных для зрителей в Казахстане и Центральной Азии. Пять ведущих бизнес-­экспертов провели лекции на различные актуальные для руководителей бизнеса темы. В частности, женщины-­предприниматели смогли получить различные знания по поводу разноплановых аспектов бизнеса: как начать свое дело, как составить свой бизнес-план, как получить доступ к финансированию. Мы консультировали и на более общие темы, важные для всех: как управлять командой в период кризиса, как поддерживать баланс между предпринимательской деятельностью и семейной жизнью, которая является одним из главных элементов в жизни женщин, рассказали об основах кризис-­менеджмента.

Такие образовательные программы позволили нам активно продвигать знания, столь необходимые в среде женщин-­предпринимателей. Могу отметить, что мы зафиксировали в Центральной Азии рекордное число участниц: более 2,5 тыс. человек приняли участие в программе She’s Next. Empowered by Visa. Наши вебинары были просмотрены более 3100 раз, а наше сообщество в Телеграм-­канале превысило 1100 пользователей. Это активные, смелые и сильные женщины, которые развивают свой бизнес. И мы очень рады иметь возможность помогать им в этом.

И наконец, третий компонент кампании — ​вдохновляющая серия мотивирующих видеоисторий «Диалоги сильных» с Forbes Kazakhstan. Героинями стали руководители крупных компаний, владельцы собственного бизнеса, общественные деятели и даже легендарная гимнастка Оксана Чусовитина. Все они поделились личными секретами успеха и рассказали о сложностях на своем профессиональном пути.

ПЛАС: Расскажите об инновационных решениях и продуктах, которые были внедрены Visa с целью стимулирования и развития безналичной экономики и бесконтактных платежей.

К. Дорош: Особо я бы отметила развитие бесконтактных технологий как один из трендов 2021 года, который, безусловно, будет актуален и в следующем году. Возможность платить без физического контакта была очень востребована потребителями во время пандемии. И сейчас мы видим конкретные результаты этого тренда: в некоторых странах показатель проникновения бесконтакта в операциях по картам Visa приближается к 100%. К числу таких стран относится, например, Грузия. В Казахстане 8 из 10 транзакций проходят бесконтактно.

Уверена, что эта тенденция будет сохраняться: исследования показывают, что 65% потребителей будут отдавать предпочтение бесконтактным платежам даже в постковидный период, и только 16% могут вернуться к привычным формам платежей.

Еще одним важным направлением развития бесконтактных способов оплаты, с нашей точки зрения, является внедрение бесконтактных платежей на общественном транспорте. Эти проекты несут очень важную социальную роль, поскольку возможность быстро, удобно, бесконтактно оплачивать проезд на транспорте интересует большинство населения любой страны. Включая тех людей, которые до сих пор никогда не пробовали использовать в качестве платежного инструмента карту, телефон или часы со встроенным платежным функционалом.

Мы наблюдаем, что, единожды использовав возможность оплатить бесконтактно проезд на транспорте, люди затем начинают практиковать этот способ оплаты и в других сегментах и направлениях, что позволяет нам в дальнейшем стимулировать развитие безналичной экономики. Именно поэтому транспортные проекты — ​один из приоритетов для нашей компании. И здесь нам есть чем гордиться. И это даже не обязательно столицы. Например, небольшой украинский областной центр Винница — ​город, в котором на всех видах городского транспорта, включая так называемые маршрутки, есть возможность бесконтактной оплаты. А в Минске мы помогли реализовать особый проект, который позволил владельцам iPhone при помощи решения Apple Express оплачивать проезд на метро, даже не активируя смартфон или Apple Pay. И это проекты, которые были реализованы в партнерстве с Visa.

 

Visa в Центральной Азии и Азербайджане. Глобальные тренды, социально значимые проекты и поддержка МСБ - рис.4

 

Сейчас к этому перечню мест, где внедряются цифровые оплаты на транспорте, присоединяются многие крупные города Центральной Азии. И я могу отметить, что в Казахстане карту Visa на городском транспорте принимают уже в пяти городах: Костанае, Талдыкоргане, Экибастузе, Петропавловске и Туркестане. Это совместный проект, который мы реализуем в партнерстве с Халык банком. В 2019 году запущены бесконтактные оплаты в транспорте в Актау, Актобе, Павлодаре. Запущен пилотный проект в Нур-­Султане.

Также отметим наши недавние успехи в этом направлении в Узбекистане и Кыргызстане. В Ташкенте мы запустили систему оплаты в метро и наземном транспорте бесконтактным способом, при этом Ташкент стал третьим городом в Узбекистане, где Visa в сотрудничестве с партнерами приступила к разворачиванию системы бесконтактной оплаты. А в Бишкеке мы внедрили бесконтактную оплату в сети муниципального транспорта. Это очень важные шаги в направлении дальнейшего продвижения, построения безналичной экономики на рынках Центральной Азии.

ПЛАС: В чем вы видите основные перспективы рынка Центральной Азии и Казахстана с точки зрения развития платежной индустрии и, в частности, бизнеса Visa?

К. Дорош: В целом я бы отметила, что мы наблюдаем устойчивый положительный тренд роста рынка. Рынок Казахстана сегодня очень быстро растет: по данным на конец июня 2021 года, рост по объемам безналичных платежей составил 62%, и 133% — ​по количеству транзакций.

И это очень важные цифры, потому что, сравнивая их, вы видите, насколько быстрыми темпами растет количество безналичных платежей.

Этот тренд говорит о том, что все больше людей используют безналичные платежные средства — ​т. е. не только форм-фактор пластиковой платежной карты, но и все те виды платежей, которые теперь доступны в Центральной Азии. При этом мы также способствовали развитию тех технологий, которые обеспечили возможность расчетов с помощью мобильных телефонов, часов или аксессуаров с платежным функционалом. Говоря о быстром и значительном росте транзакций в Центральной Азии, хочется отметить, что все больше людей используют платежные средства не только для оплаты относительно крупных, как это, возможно, было ранее, или разовых покупок. Они совершают их регулярно в своей повседневной жизни даже при самых мелких расчетах платежей, начиная с транспортных и заканчивая чашкой кофе. Поэтому мы видим значительный рост количества транзакций и аналогичное снижение среднего чека, что является свидетельством правильного прогрессивного тренда в этом направлении.

При этом мы все еще наблюдаем тренд, когда из 100 тенге, которые тратятся посредством безналичных платежных средств, включая карты в Казахстане, чуть меньше 80 тенге расходуются в виде наличных. И это значит, что у нас остается огромный потенциал для роста и влияния на те важные процессы и тенденции, которые происходят в экономике стран при развитии безналичных платежей, включая увеличение налогооблагаемой базы и обеспечение соответствующего пополнения бюджетов, социальные выплаты, развитие государственной инфраструктуры и т. д.

 

Visa в Центральной Азии и Азербайджане. Глобальные тренды, социально значимые проекты и поддержка МСБ - рис.5

 

Еще один важный тренд, который я бы отметила, это развитие электронной коммерции. Мы привыкли использовать электронную коммерцию для определенного вида покупок, обычно у крупных ритейлеров типа Amazon. Однако Visa приложила огромные усилия для того, чтобы целый ряд новшеств стал реальностью, и одно из них — ​очень активное подключение малого бизнеса к среде e-commerce. У нас также есть в этой сфере интересные успешные проекты, которые позволяют малому бизнесу все более активно подключаться к электронной коммерции. И таким образом мы видим, что этот тренд заметно усилился. Кстати, с июля 2020 года ежемесячный рост объемов электронной коммерции составлял практически 20%! Это такие значительные тренды роста, которыми сегодня может похвастаться далеко не каждое направление платежной индустрии. Поэтому мы уверены, что электронная коммерция также будет продолжать свое развитие.

ПЛАС: Как коронакризис отразился на бизнесе Visa и в целом на региональных рынках Центральной Азии? На какие аспекты бизнеса он оказал негативное влияние, а на какие сегменты — ​положительные?

К. Дорош: Конечно, все, что связано с развитием пандемии, оказало сильнейшее влияние на весь мир, и на компанию Visa в том числе. Я бы отметила следующие моменты, которые были важны и являлись для нас приоритетом с самого начала развития пандемии. В первую очередь это обеспечение безопасности сотрудников. С этой целью с начала пандемии в 2020 году и введения карантина мы перешли полностью в режим онлайн-­работы.

Отмечу, что, возможно, мы оказались к этому более готовы, чем многие другие компании на рынке, поскольку изначально работаем максимально децентрализованно в большинстве стран мира, и для нас работа в удаленном режиме была в своем роде уже практически нормой или как минимум очень привычным состоянием.

Эффективность нашей деятельности в целом как компании в сложный период лишь подтвердила этот факт.

Следующим приоритетом было обеспечение стабильности работы платежной системы с технической точки зрения. И здесь нами были предприняты все необходимые технические меры. Могу отметить, что компания Visa на протяжении своей истории и сейчас может гордиться показателями устойчивости своей системы, которые составляют почти 100%. И наконец, третьим нашим приоритетом стала поддержка тех сегментов рынка, которые пострадали от пандемии и связанных с ней ограничительных мер наибольшим образом. Как я уже отмечала, в первую очередь таким сегментом оказался малый бизнес. Не менее важна была и поддержка банков, в рамках которой мы предприняли такие срочные меры, как прояснение финансовым организациям процедур продления срока действия карт, у которых он истек в период локдауна, поскольку клиенты банально не могли посетить отделения, чтобы забрать новую карту. На этом фоне в течение определенного периода было продлено действие карт с истекшим сроком действия.

Еще одним моментом было решение Visa на многих рынках своего присутствия в 2020 году в начале пандемии увеличить лимит суммы транзакций, осуществляемой без ввода ПИН-кода. Мы увеличили его практически вдвое, подняв в среднем по рынку до эквивалента 50 долларов США.

И все это было сделано при сохранении прежнего уровня безопасности всех платежей. Такие действия позволили нам значительно расширить возможности применения бесконтактных платежей для безопасной оплаты. И в целом, говоря о влиянии пандемии на экономику в странах Центральной Азии, можно отметить, что данный регион является интегрированным членом мирового сообщества со схожими трендами и сценариями их развития.

 

Visa в Центральной Азии и Азербайджане. Глобальные тренды, социально значимые проекты и поддержка МСБ - рис.6

 

ПЛАС: В заключение нашей беседы расскажите о наиболее интересных инновационных проектах, над которыми вы работаете в рамках взаимодействия с финтех-­структурами.

К. Дорош: Наши партнерства с компаниями из сферы финтеха дают жизнь решениям, которые в результате успешно внедряются на рынке и приносят конкретные, осязаемые результаты как для бизнеса, так и для конечных пользователей. В качестве примера я отметила бы запуск цифровой карты Visa в Узбекистане в партнерстве с финтех-­компанией Humans и Ravnaq-bank. Буквально в июне текущего года мы осуществили коммерческий запуск программы эмиссии этих карт, которые, по сути, позволяют пользователю, став абонентом мобильного оператора Humans, сразу же выпустить цифровую карту в мобильном приложении и начать оплачивать с ее помощью свои повседневные покупки. При этом клиент получает бонусы и дополнительные преимущества от мобильного оператора.

Также очень интересный проект в этом направлении мы реализовали в партнерстве с Beeline в Казахстане, запустив выпуск цифровой премиальной карты Visa Platinum в июне 2021 года. Уникальной особенностью этого проекта является возможность мгновенной привязки уже выпущенной карты к данному мобильному оператору. При этом номером карты становится номер телефона держателя, что очень удобно для запоминания и является просто очень красивым элементом данного сервиса.

Другой интересный проект, который я хотела бы отметить, реализован нами в партнерстве с компанией MayaSoft в Узбекистане, которая стала первым сертифицированным вендором по программе Visa Ready в стране. Благодаря данной инициативе в Узбекистане было внедрено наше решение Visa Tap to Phone. И это как раз та синергия, о которой я говорила. — ​когда Visa предлагает технологию, а наше взаимодействие с локальными партнерами позволяет ее оперативно реализовать с помощью сертифицированного вендора, который предлагает эту технологию банкам для внедрения.

И очень символично, на мой взгляд, что именно компания MayaSoft стала одним из победителей ежегодного конкурса Visa Everywhere Initiative 2019, который проходил в Нур-­Султане. Через два года после своей победы они доработали и сертифицировали данное решение, и теперь оно доступно к внедрению на рынках всей Центральной Азии и за ее пределами. По-моему, это замечательная история о том, как при поддержке Visa стартапы путем участия или победы в конкурсе, могут получить доступ к экспертизе, консультациям со стороны Visa и таким образом дальше развивать свой продукт, продвигая его на рынок.

Также хотела бы отметить поддержку со стороны Visa в развитии новых направлений финансовых услуг для разных аудиторий. Например, в июле 2021 года мы были рады поддержать запуск банка Tayyab — ​первого цифрового исламского банка в Казахстане. И это действительно очень интересный проект банка, включающий в себя продукт, пользование которым помогает клиенту соблюдать правила шариата. Сейчас мы оказываем поддержку партнерам в развитии полученного опыта в других странах, включая Азербайджан.

Рубрика:
{}

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube