Журнал ПЛАС » Архив » 2021 » Журнал ПЛАС №7 »

Visa в Центральной Азии и Азербайджане. Глобальные тренды, социально значимые проекты и поддержка МСБ

Летом 2021 года Visa объявила о назначении Кристины Дорош на должность вице-президента, регионального менеджера Visa в странах Центральной Азии и Азербайджане. А уже в августе она дала журналу «ПЛАС» интервью, в котором поделилась последними результатами работы Visa в регионе, рассказала о новых продуктах компании для МСБ, а также о сотрудничестве с финтехом и продвижении финтех-­партнерств.

К. Дорош: С медиахолдингом «ПЛАС» у меня связаны самые теплые воспоминания. В далеком 2000 году, когда я только начала работать в платежной индустрии, ваше издание было единственным из доступных русскоязычных источников профессиональной информации для участников нашей индустрии. Я помню все тогдашние номера «ПЛАСа», они лежали у меня на рабочем столе, стопочкой, по месяцам. И некоторые обложки вспоминаю до сих пор. Мы по-прежнему очень ценим ваше издание: глубокий аналитический подход и работа с очень качественной аудиторией для нас очень важны.ПЛАС: Кристина, большое спасибо за теплые слова. Для Александра Ивановича Гризова (издателя журнала «ПЛАС». — ​Ред.) платежный карточный бизнес начался еще в 1991 году, когда его пригласили в команду одного из крупнейших на тот момент российских банков, где он стал одним из участников проекта выпуска первой карты Visa в России. Этот факт важен для понимания, почему наша компания изначально создавалась именно как консалтинговая структура с командой, включавшей в себя опытных специалистов-­практиков. Со временем это стало гарантией профессионального подхода к освещению платежного бизнеса первым российским специализированным журналом «ПЛАС», на базе которого сформировался наш медиахолдинг. И, как можно убедиться, «ПЛАС» уже более четверти века продолжает держать руку на пульсе. Итак, первый вопрос, которого мы хотели бы коснуться в нашей беседе: какую предварительную оценку вы могли бы дать результатам деятельности Visa в 2020‑2021 годах?К. Дорош: 2020‑й и нынешний год оказались очень сложными для всех нас и для мировой экономики в целом. И похоже, что большинство трудностей не уходят, пандемия продолжает оказывать влияние на все процессы, и адаптация все еще продолжается.Несмотря на вызовы, с которыми мы столкнулись в период пандемии, есть направления, которые, напротив, получили определенный стимул для развития, и основные изменения останутся и в постковидном периоде: высокие темпы развития бесконтактных платежей и электронной коммерции.Уже сегодня мы можем говорить о том, что в 2021 году компания Visa продолжала в своей работе фокусироваться на постоянном развитии инновационных технологических решений, которые позволяют использовать платежные инструменты максимально удобно, комфортно и безопасно.На локальных рынках одним из приоритетов нашей компании остается и будет оставаться поддержка МСБ. Это то направление, в котором компания прилагает колоссальные усилия, как глобально, так и точечно — ​в том числе на рынках Центральной Азии и Азербайджана.Так, глобальная кампания Visa WhereYouShopMatters или #ПоддержиСвоих поддерживает цифровизацию предпринимателей, раскрытие креативного потенциала и обеспечение адаптации и устойчивости микро- и малых предприятий. В рамках данной платформы мы призываем людей во всем мире задуматься о том, какое позитивное влияние их покупки могут оказать на развитие местных сообществ. Нас очень заботит развитие именно локального предпринимательства: ведь микро- и малый бизнес является основой экономики, и именно этот сектор больше всего пострадал от ограничений, вызванных пандемией.Помимо содействия МСБ мы активно сотрудничаем с небанковскими партнерскими организациями из числа финтех-­структур. Это направление получило заметное развитие именно в 2021 году. Таким образом, основной фокус Visa делает сейчас на развитие технологий и инноваций, на поддержку МСБ, на сотрудничество с финтехом и развитие финтех-­партнерств — ​темы, к которым я сегодня еще вернусь.ПЛАС: Какими факторами обусловлен упомянутый вами фокус на поддержке МСБ, и в чем конкретно она заключается?К. Дорош: Как я говорила, пандемия бросила серьезный вызов предпринимателям по всему миру, но особенно сложно пришлось малому бизнесу. Результаты исследования, которое по заказу Visa проводила исследовательская компания FusionLab летом 2020 года, показали, что негативное влияние пандемии не обошло стороной и казахстанских предпринимателей: это отметили более 80% респондентов, большинство из которых столкнулись с сокращением объемов заказов и продаж из-за снижения уровня потребления и деловой активности своих клиентов, несвоевременностью или прекращением поставок, закрытием торговых точек и ограничительными мерами, связанными с карантином. В Visa мы понимаем, что сейчас как никогда важно поддерживать локальный бизнес. Одним из решений стала уже упомянутая инициатива #ПоддержиСвоих, запущенная в ряде стран региона, включая Центральную Азию и Азербайджан.Мы запустили образовательную программу для МСБ, состоящую из 6 модулей и 26 видеоуроков, представляющих возможность узнать, какие инструменты, решения и навыки необходимы для ведения бизнеса в новых реалиях. Мы рады видеть, что принесли практическую пользу: в рамках программы обучение прошли более 2100 человек.Кроме того, мы «подсветили» локальные бизнесы для потребителей на каждом из рынков — ​рассказали о местных предприятиях малого и среднего бизнеса, предоставляющих по-настоящему интересные и востребованные качественные товары и услуги в самых различных направлениях.Мы также предлагали пользователям платежных решений определенного рода вознаграждения за покупки в предприятиях МСБ в рамках акций. Такая механика позволила нам очень эффективно поддержать малый бизнес. Очень радует, когда мы видим активность, которая возникает после постов Visa в социальных сетях, в частности в Instagram, наблюдаем, как увеличиваются продажи у малого бизнеса. И как представители МСБ говорят о том, что с помощью наших маркетинговых кампаний их обороты растут, и у них появляются новые клиенты. Это, наверное, один из наших главных результатов, которым мы гордимся.ПЛАС: Несколько слов о том, что делает сегодня Visa в направлении поддержки женского предпринимательства.К. Дорош: Говоря о поддержке женского предпринимательства, отмечу, что мы всегда стремимся выступать амбассадорами данного направления. Эта тема также крайне важна и для меня лично, потому что я глубоко верю в необходимость и важность поддержки женщин сегодня во всех профессиональных сферах. Ключевой инициативой является кампания She’s Next. Empowered by Visa, глобальная программа по поддержке женщин-­предпринимателей, которые управляют, финансируют, развивают или только планируют начать собственный бизнес. В нашем регионе инициатива She’s Next реализована в Украине, Беларуси, Сербии, Грузии. Азербайджан и страны Центральной Азии присоединились к программе в 2021 году. По сути, мы инициировали общественный диалог о возможностях и особенностях женского предпринимательства и создали актуальную площадку для обмена опытом, идеями, обучения, поиска партнеров в каждой из стран.В Центральной Азии мы фокусировались на нескольких важных направлениях, для того чтобы эффективно стимулировать развитие женского предпринимательства. Первым из них стало проведение исследования, которое позволило нам глубже вникнуть в аспекты этого вопроса, понять основные драйверы, стимулы и барьеры в развитии женского предпринимательства, понять, в чем состоят реальные запросы женщин-­предпринимателей, которым мы можем оказать техническую поддержку.В результате такого исследования мы разработали и внедрили обучающую программу She’s Next. Empowered by Visa, партнером которой выступил Финтех МФЦА. Программа состояла из серии обучающих вебинаров, доступных для зрителей в Казахстане и Центральной Азии. Пять ведущих бизнес-­экспертов провели лекции на различные актуальные для руководителей бизнеса темы. В частности, женщины-­предприниматели смогли получить различные знания по поводу разноплановых аспектов бизнеса: как начать свое дело, как составить свой бизнес-план, как получить доступ к финансированию. Мы консультировали и на более общие темы, важные для всех: как управлять командой в период кризиса, как поддерживать баланс между предпринимательской деятельностью и семейной жизнью, которая является одним из главных элементов в жизни женщин, рассказали об основах кризис-­менеджмента.Такие образовательные программы позволили нам активно продвигать знания, столь необходимые в среде женщин-­предпринимателей. Могу отметить, что мы зафиксировали в Центральной Азии рекордное число участниц: более 2,5 тыс. человек приняли участие в программе She’s Next. Empowered by Visa. Наши вебинары были просмотрены более 3100 раз, а наше сообщество в Телеграм-­канале превысило 1100 пользователей. Это активные, смелые и сильные женщины, которые развивают свой бизнес. И мы очень рады иметь возможность помогать им в этом.И наконец, третий компонент кампании — ​вдохновляющая серия мотивирующих видеоисторий «Диалоги сильных» с Forbes Kazakhstan. Героинями стали руководители крупных компаний, владельцы собственного бизнеса, общественные деятели и даже легендарная гимнастка Оксана Чусовитина. Все они поделились личными секретами успеха и рассказали о сложностях на своем профессиональном пути.ПЛАС: Расскажите об инновационных решениях и продуктах, которые были внедрены Visa с целью стимулирования и развития безналичной экономики и бесконтактных платежей.К. Дорош: Особо я бы отметила развитие бесконтактных технологий как один из трендов 2021 года, который, безусловно, будет актуален и в следующем году. Возможность платить без физического контакта была очень востребована потребителями во время пандемии. И сейчас мы видим конкретные результаты этого тренда: в некоторых странах показатель проникновения бесконтакта в операциях по картам Visa приближается к 100%. К числу таких стран относится, например, Грузия. В Казахстане 8 из 10 транзакций проходят бесконтактно.Уверена, что эта тенденция будет сохраняться: исследования показывают, что 65% потребителей будут отдавать предпочтение бесконтактным платежам даже в постковидный период, и только 16% могут вернуться к привычным формам платежей.Еще одним важным направлением развития бесконтактных способов оплаты, с нашей точки зрения, является внедрение бесконтактных платежей на общественном транспорте. Эти проекты несут очень важную социальную роль, поскольку
Если у вас есть подписка, нажмите
Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных