EPI. 10 решающих факторов успеха и ключевых стимулов реализации

Питер Джонс (Peter Jones), глава и основатель консалтинговой компании PSE Consulting (PSE — ​Payment Systems Europe), анализирует будущее Европейской платежной инициативы.

Европейская ассоциация консалтинга в сфере платежей (European Payments Consulting Association — ​EPCA) — ​панъевропейская сеть независимых консультантов по платежным системам и продуктам, созданная в 1998 году. Ее совокупный оборот — ​20 млн евро, число клиентов превышает 500, штат профессиональных консультантов по вопросам платежных систем насчитывает 80 специалистов.

С конца 1990‑х годов, после утраты Европой своей платежной системы Europay, участники систем были обеспокоены неуклонным сокращением локальных программ дебетовых карт и постепенным их вытеснением (в настоящее время доля дебетовых карт составляет порядка 70%) с рынков, где они еще сохраняются. Ряд усилий по замене этих программ не увенчались успехом либо из-за отсутствия поддержки или финансирования, либо из-за регуляторных проблем. Многие утратили всякую надежду из-за неспособности Европы конкурировать с американскими и азиатскими системами и построить независимую платежную карточную сеть. Поэтому Европейская платежная инициатива (European Payment Initiative, EPI), возглавляемая более чем 20 банками и процессинговыми компаниями стран ЕС, заслуживает всяческих похвал как смелая и имеющая большой потенциал концепция создания современной платежной системы и сети обслуживания для граждан ЕС, корпораций и финансового сектора.

У Европы есть признанный во всем мире опыт стандартизации процессов электронных платежей в рамках проекта SEPA. Тем не менее программа SEPA for Cards в течение многих лет боролась за то, чтобы сдвинуть этот проект с мертвой точки. Участники EPI теперь поняли, что для реализации новой европейской системы посредством формирования отдельной компании нужна «свежая» структура под эгидой EPI.

Однако диапазон концепций осуществления платежей в рамках EPI очень широк. Как только будут сформулированы требования, план реализации проекта может стать очень амбициозным. Изучение аналогичных крайне сложных межбанковских инициатив, столкнувшихся в прошлом с конкретными трудностями, заставляет проводить неудобные параллели. Довольно высоки риски того, что проект столкнется с его неприятием участниками рынка, или сроки реализации растянутся и возникнет перерасход выделенных на нее средств.

По этим причинам девять членов Европейской ассоциации консалтинга в сфере платежей (European Payments Consulting Association, EPCA) разработали список предлагаемых решающих факторов успеха (Critical Success Factors, CSF) и ключевых стимулов, которые EPI может рассматривать при проектировании архитектуры системы и определении сферы ее использования в рамках минимально жизнеспособного продукта (MVP) для новой платежной системы ЕС.

 

 

Разделение платежных систем и систем денежных переводов. Как известно, «технико-­эксплуатационная» модель розничного карточного бизнеса очень сложна. В нее входит множество многофункциональных компонентов, которые выстраивались в течение более 50 лет вокруг проверенных на практике надежных рабочих принципов управления рисками, связанными с безопасностью операций, и выплаты возмещений потребителям при возникновении диспутных ситуаций. Создание интегрированной архитектуры клиринга электронных платежей (ACH) и сложной современной системы работы с картами — ​это новаторский проект, которым еще предстоит заняться разработчикам межбанковских систем. За заманчивой простотой запуска в рамках системы быстрых платежей (SCT) для реализации фронтальных и срединных компонентов (с P2P в качестве первой фазы реализации) стоит перспектива превращения в структуру, страдающую от поиска компромиссов и половинчатых решений. Можно привести веские доводы в пользу разработки с нуля чисто карточной архитектуры, в которой электронные платежи используются только для клиринга и расчетов CSM. Будет важно перенять опыт последних современных платформ, разработанных в России, Турции и на некоторых внутренних рынках ЕС.

 

 

Трансграничный бренд. С 1990‑х годов в Европе делаются крупные инвестиции в развитие оставшихся семи локальных (страновых) систем дебетовых карт. Однако со временем становится все более очевидным, что кобейджинговые проекты с брендами международных карточных систем для целей трансграничного использования приводят к смене бренда эмитента. Таким образом, по логике, любая новая общеевропейская система должна сначала сосредоточиться на решении проблемы брендинга на базе простой архитектуры Фазы 1. Ключевым решающим фактором успеха стала бы возможность сначала реализовать международную кобейджинговую карту EPI, что даст локальным платежным системам время для согласования правил и позволит отложить поглощение локальных брендов системой EPI на более поздний этап.

Различия между платежными системами в Бельгии, Дании, Франции, Италии, Португалии и Испании невелики. В наибольшей степени инициативой EPI будет затронута уникальная немецкая система Girocard (уже объединяющаяся с другими сервисами): ей потребуются значительные изменения, и более длительные сроки реализации проекта пойдут ей только на пользу.

В центре внимания — ​только сеть как таковая. Международные платежные системы направляют очень большую долю сделанных инвестиций на построение и расширение своих базовых сетей и обеспечение легкого подключения в каждой стране. Таким образом, они избежали сложностей и затрат, связанных с разработкой платформ, кошельков и сервисов эмиссии и эквайринга отдельно для каждой страны. Предполагается, что EPI должна изначально сосредоточиться на проектировании и построении основ базовой сети (во многом прослеживается сходство с подходом международных платежных систем), оставив локальный процессинг внутренним коммерческим и межбанковским процессинговым структурам. Это снизит степень сложности, уменьшит риск перерасхода средств, обеспечит сохранение суверенитета страновых систем и мощностей по обработке платежей, трудовых и прочих ресурсов.

Право собственности на ИС. Суверенитет — ​это не только владение системой и брендом. Это также касается владения интеллектуальной собственностью (ИС), стоящей за компонентами, связанными со стандартами, сетью и доставкой услуг. Все крупнейшие игроки рынка платежей и платежные системы владеют своей ИС, считая это основополагающим подходом. Владение ИС позволяет создавать конкурентоспособные уникальные торговые предложения (УТП), обеспечивает маневренность и гибкость, необходимые для быстрого внесения изменений и контроля за приоритетом выпуска продуктов. Несмотря на существенные затраты, владение ИС является жизненно важным долгосрочным условием развития успешной конкурентоспособной сети системы и стратегии доставки услуг.

Независимость от инфраструктуры. В результате внедрения PSD / IFR и других законодательных актов ЕС новая система EPI будет обязана отделиться от своего сервиса доставки. Одним из решающих факторов успеха будет исключение возможности зависимости любого процессингового сервиса от ­какого-то одного поставщика услуг и его «захвата» посредством заключения долгосрочного контракта. Оперативный контроль сети — ​это давно установившаяся политика мэтров платежного рынка, включая международные платежные системы и ряд региональных и локальных систем в ЕС. Передача процессинга транзакций в сети на аутсорсинг коммерческому провайдеру привлекает дешевизной и способностью этого решения обеспечить более быстрый вывод продуктов на рынок. Однако платформы и сервисы многих европейских платежных процессоров предназначены в первую очередь для поддержки локальных систем. Адаптация к современной системе EPI неизбежно потребует компромиссов при проектировании. Ключевым условием реализации является назначение со стороны EPI нейтрального владельца процессора и избежание зависимости от поставщика.

 

 

Коммерчески привлекательная модель. Помимо стратегических целей и задачи обеспечения суверенности инициативы EPI, новая система также нуждается в сильном и убедительном экономическом обосновании в качестве решающего фактора успеха, чтобы стимулировать эмитентов к уходу от локальных брендов или брендов международных платежных систем (МПС), а эквайреров — ​обеспечить прием карт. Ограничение размера межбанковских комиссий по операциям с дебетовыми картами будет важной составляющей коммерческой модели EPI для обеспечения преимуществ эмитенту. Однако даже если регулирующие органы снизят эти комиссии до нуля, тарифы международных платежных систем будут приносить высокие доходы, что обеспечит сильные маркетинговые стимулы для смены эмитента и сохранения бренда. Таким образом, EPI имеет возможность снизить размер комиссий международных платежных систем (которые в настоящее время составляют в среднем 0,20%) до высококонкурентных ставок, не превышающих 0,05%, при условии сохранения затрат на разработку.

Процессы авторизации. Одним из наиболее важных различий между системой быстрых платежей (SCT) и карточными платежами является использование торговым предприятием отдельного этапа авторизации между эквайрером и эмитентом для каждой карточной транзакции. Архитектуры, построенные на одноэтапной обработке транзакций, привязанные к быстрым платежам, являются более простыми, обеспечивают бездокументарную пакетную отправку на клиринг и расчеты в реальном времени. Однако авторизация карточных платежей имеет значительную ценность для потребителей и продавцов не только для управления рисками / снижения мошенничества и поддержки специализированных секторов (таких, как заправочный бизнес), но также за счет использования предварительной авторизации для повторной валидации сохраненных реквизитов карт при осуществлении инициированных ТСП регулярных платежей. Кроме того, многие ТСП ценят возможность пакетной отправки транзакций на клиринг, и мало кто (если вообще таковые найдутся) предпочел бы осуществлять отдельный расчет по каждой транзакции. Ключевым механизмом будет создание карточной системы и сети, которая поддерживает как одно-, так и двухэтапную технологию обработки транзакций.

Дополнительные услуги (VAS). Крупнейшие международные платежные системы предлагают широкий спектр «дополнительных сервисов в сетях» торговым предприятиям, эквайрерам и эмитентам для поддержки электронной коммерции, приема платежей в POS-терминалах и управления рисками. К ним относятся мониторинг мошенничества, обновление счета и его валидация, рекуррентные платежи, обработка чарджбэков, токенизация и многое другое. Visa и Mastercard вложили значительные средства и предлагают 45‑50 встроенных в сеть обслуживания дополнительных услуг, ряд из которых стали важнейшими сервисами, особенно для бизнеса эмиссии карт. Несмотря на их высокую стоимость, признание важности 6‑7 основных функций дополнительных услуг и концентрация внимания на их разработке будет важным ключевым условием успеха предложения системы EPI, если эмитентов нужно убедить сменить бренд.

Возмещение потребителям и управление рисками. Электронные ACH-платежи являются новинкой для ​​платежей в POS-терминалах и электронной коммерции и, как результат, не создавались с учетом необходимости управления уникальными рисками мошенничества, рисками невыполнения обязательств контрагентом и требованиями компенсации потребителям ущерба (включая отказ от транзакций) в ходе повседневных розничных платежей. Предлагается встраивать в любую новую европейскую карточную систему сквозные процессы выплаты возмещения потребителям, включая беспрепятственный возврат средств, возвратные платежи и ответственность за качество продуктов — ​как жизненно важные функции для новой системы. Точно так же для ТСП и эквайреров существенными компонентами системы являются гарантия платежей и мониторинг дефолта ТСП.

Минимально жизнеспособный продукт (MVP). Наконец, предполагается, что основополагающим фактором успеха EPI будет разработка минимально жизнеспособного продукта (MVP) для карточной системы, включая ее архитектуру, построение и запуск. Результаты Фазы 1 должны быть максимально сосредоточены на картах, чтобы не допустить помех со стороны не согласованных четко сфер применения, которые потенциально могут отвлечь от разработки основной карточной системы. В идеале MVP, полученный по завершении Фазы 1, должен обеспечивать только базовую функциональность сети основной карточной системы.

В EPCA считают, что хотя эти 10 пунктов могут показаться свидетельством приверженности традиционному американскому образу жизни, история свидетельствует о том, что многие сложные проекты по разработке систем платежей быстро начинали страдать от неконтролируемого «расширения сфер применения». Проектировщики часто не осознают необходимость определенного прагматизма и простой ясной философии, проектируя атрибуты, необходимые для обеспечения низкого риска и реализации проекта в установленные сроки и в рамках бюджета.

EPI занимает уникальную позицию с точки зрения разработки и реализации еще одной платежной инициативы мирового уровня, но она сможет стать успешной только при сильном целенаправленном управлении и гибкой методологии, которая ограничит объем ее стратегической архитектуры и операционных моделей, предназначенных для новой системы и сети.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных