Журнал ПЛАС » Архив » 2021 » Журнал ПЛАС №3 »

Роль Банка России — снять регуляторные барьеры

Поделиться своим взглядом на роль и место на российском рынке такого формата, как финансовый маркетплейс, мы предложили Елене Чайковской, советнику первого заместителя председателя Банка России.

Ключевые факторы развития маркетплейсов

Цифровизация прочно вошла в нашу жизнь, товары и услуги уходят в онлайн — ​потребительские товары и цифровой контент уже давно перебрались в эту среду, финансовый рынок их активно догоняет. Есть потребительский спрос на возможность совершать все операции дистанционно, желательно через мобильный телефон. Это очевидный тренд, касающийся всего мира. Россия — ​один из мировых лидеров в цифровизации, наше население хорошо воспринимает новые технологии, они быстро «идут в народ». Пандемия просто ускорила этот процесс — ​если раньше о финансовой доступности говорили применительно к небольшим населенным пунктам, то в условиях прошлого года потребность решать свои финансовые вопросы, не выходя из дома, была одинаково востребована как жителями мегаполисов, так и населением отдаленных регионов. Ну и, конечно, сейчас эпоха агрегаторов — ​никто уже не хочет самостоятельно сравнивать информацию на разных сайтах, потребители все больше ценят свое время, им не нравится его тратить на рутину, повсеместно требуется решение «одного окна». И как раз эту потребность закрывают сайты-­агрегаторы, или маркетплейсы.

Что такое настоящий маркетплейс?

Маркетплейсом сегодня называют, по сути, любой сайт-агрегатор, на котором можно сравнить информацию от разных производителей товаров и услуг. Конкуренция давно уже заставила их шагнуть дальше — ​дать возможность потребителю тут же все купить. Это если мы говорим про товарные маркетплейсы — ​там это норма, обычный сервис. Совсем иначе обстоит дело с финансовыми маркетплейсами. Вот тут этот очень простой вопрос до сих пор является критичным — ​можно ли на маркетплейсе только найти информацию и потом все равно нужно идти в офис, или можно сразу оформить сделку онлайн? Как вы понимаете, между этими двумя вариантами пропасть — ​в первом случае потребитель ограничен только возможностями шаговой доступности, в лучшем случае границами своего населенного пункта. Во втором же варианте, если маркетплейс позволяет совершить сделку онлайн, географических барьеров не существует, в мобильном телефоне могут быть представлены предложения от финансовых организаций со всей страны. Для потребителя, помимо удобства и экономии времени, это означает широкий выбор и конкурентные, а значит, лучшие предложения.





Еще недавно для банковских продуктов такое онлайн-­решение было утопией, мечтой агрегаторов об идеальном клиентском опыте. В 2020 году было изменено законодательство, и теперь это стало реальностью — ​финансовые агрегаторы могут предлагать клиенту продукт полного цикла — ​не только подбор варианта, но и заключение сделки. Соответствующие предложения по изменению законодательства были подготовлены Банком России совместно с рынком в ходе реализации проекта «Маркетплейс».

Ключевым изменением стал механизм так называемой делегированной идентификации — ​человеку достаточно один раз встретиться с представителем финансовой платформы (так в законодательстве называются «настоящие» финансовые маркетплейсы), и после этого ни в один подключенный к платформе банк ходить уже нет необходимости, не нужно заполнять дополнительные анкеты — ​весь дальнейший процесс становится абсолютно бесшовным и удобным для клиента.

Проект «Маркетплейс»

Проект «Маркетплейс» был инициирован Банком России три года назад и предполагал создание независимого онлайн-­канала, позволяющего потребителям приобретать и управлять финансовыми продуктами круглосуточно, без личного визита в офисы финансовых организаций, из любой точки нашей страны. При этом задача Банка России в данном проекте заключалась в создании качественной регуляторной среды для эффективного и надежного функционирования системы.

Для разработки предложений по регуляторным изменениям было запущено несколько фокус-­групп с участниками рынка — ​по каждому из продуктов. Сегодня три организации включены в реестр операторов финансовых платформ

Если у вас есть подписка, нажмите
Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных