31 декабря 2021, 12:45
Количество просмотров 584

Заметки на полях уходящего года, или Воспоминания о наступающем 2022-м

С чем мы подошли к Новому году? Чем ознаменовался 2021 год в целом для участников рынка? Что, кроме пандемии, следует выделить как тенденции, имеющие самое вероятное развитие в уходящем 2021 м и наступающем 2022 году? Будет ли последний удачнее? Какие моменты можно назвать Самым позитивным и Самым негативным событием года, Цифрой года, Трендом года и Проблемой года? С этими вопросами мы обратились к нашим внешним экспертам.
Заметки на полях уходящего года, или Воспоминания о наступающем 2022-м

Интриги года

По мнению ряда экспертов, уходящий 2021 год обозначил тенденцию взаимного интереса друг к другу финансовых институтов России и стран СНГ. В условиях «ограниченного» пандемического мира наши ближайшие соседи обратили внимание на потенциал друг друга и рынки, которые до последнего времени были недооценены. Скромная иллюстрация этого процесса — покупка Азиатско-Тихоокеанского банка инвестором из Казахстана ТОО Pioneer Capital Invest и сделка по покупке холдингом Kaspi.kz украинского ответвления БТА Банка. Также обозначился интерес крупных российских банков к развитию направления трансграничных платежей, в т. ч. через СБП. Стоит ожидать, что 2022 год принесет еще больше интересных сделок внутри СНГ и появления новых финансовых инструментов и продуктов для развития деловых и торговых связей внутри содружества. Еще одна, не менее важная примета года — развитие финтеха, как платежных, так и технологических сервисов, а также создание экосистем, охватывающих все больше аспектов повседневной жизни. С одной стороны, это очень позитивный сценарий, а с другой — он вызывает у участников рынка ряд не совсем беспочвенных опасений, связанных с тем, что, если говорить о рынке банковских услуг, эти экосистемы создаются группой совершенно конкретных масштабных структур, что отнюдь не свидетельствует о росте здоровой конкуренции на рынке. При этом обращает на себя внимание появление экосистем нового типа, например, экосистемы OZON, традиционно торговой структуры, претендующей на построение собственных экосистем путем создания банков.   Заметки на полях уходящего года, или Воспоминания о наступающем 2022-м - рис.1

  По мнению независимого эксперта Андрея Грачева, в 2021-м продолжился тренд на коммодизацию банковских продуктов. Он и породил создание и рост экосистем вокруг банков. Первыми в этом направлении пошли Сбер и Тинькофф, затем к ним присоединился Яндекс, наконец-то получивший банковскую лицензию, а в конце года появилась новая интрига — «ВКонтакте — Газпром».   Заметки на полях уходящего года, или Воспоминания о наступающем 2022-м - рис.2

  Посудите сами — четыре амбициозных игрока на одном рынке — это очень много! Поэтому будем с особым вниманием наблюдать за развитием ситуации. Кстати, стоит заметить, что в истории с экосистемами несколько особняком стоит ВТБ, который пошел другим путем — строит сеть сервисов с независимыми партнерами на основе API, при этом не называя это экосистемой. Также примечательно, что основным способом монетизации клиентов в экосистемах становятся подписки. Вторым сильным трендом по-прежнему является усиление роли государства, и здесь наиболее яркой приметой уходящего года является Система быстрых платежей. Еще одна интрига — цифровой рубль, который должен начать пилотироваться рядом банков уже в ближайшее время. В свою очередь, по словам Виктора Достова, главы АЭД, «персонально для меня 2021 год запомнится ростом роли государства в платежном секторе. Как с точки зрения инфраструктурных проектов, так и с точки зрения еще более активного регулирования». Как отмечает ведущая нашей авторской колонки, независимый эксперт Мария Красенкова, налицо рост безналичных платежей и интернет- торговли, обусловленный пандемией. А также — рост инфляции и мошенничеств, связанных с социальной инженерией. Впрочем, есть сомнения, что «эти прискорбные тренды найдут сколько- нибудь заметное отражение в статистике». Что, безусловно, также можно считать особенностью 2021 года. Как отмечает Алексей Маслов, сопредседатель Комитета по платежным системам Ассоциации банков России, платежная индустрия в РФ, как и во всем мире, продолжает проходить цифровую трансформацию. Все процессы ускорились еще в 2020 году, также усилилась конкуренция между традиционными и новыми игроками. При этом платежные и финансовые сферы сегодня играют ключевую роль в финансовой жизни правительств, предприятий и людей, и цифровизация затрагивает абсолютно всех и меняет многие устоявшиеся процессы. Практически все платежные и финансовые игроки предлагают все новые варианты дешевых, быстрых и удобных переводов. Для клиентов как никогда стали важны безопасность, простота и максимально низкая цена (а лучше — бесплатный вариант), и все это — в рамках одного продукта или сервиса. Мобильный телефон стал универсальным доступом к огромному количеству финансовых и платежных услуг. А виртуальные карты уже заняли значительную нишу, и в течение двух ближайших лет их количество может превысить количество традиционных пластиковых платежных карт в России. Этому будут способствовать и тренды на устойчивое финансирование и ESG. Инновации становятся причиной внесения изменений в законодательство и регулирование. Происходит совершенствование нормативной базы платежной индустрии и появление новых законов и подзаконных актов для регулирования таких новых сфер, как, например, цифровые финансовые активы. Появилась необходимость создавать условия для возникновения экспериментальных правовых режимов для инновационных проектов. Как пример — недавно PWC представила первый отчет в серии публикаций «2025 и далее», в котором рассматриваются тренды и факторы, влияющие на развитие платежной индустрии. В данном документе подчеркивается, что еще до COVID 19 инновационные «способы оплаты товаров и услуг свидетельствовали об уверенном переходе к цифровым платежам, который в конечном счете может привести к безналичному мировому сообществу. Ожидается, что в период с 2020 по 2025 год мировые объемы безналичных операций вырастут на 80% с примерно 1 трлн транзакций почти до 1,9 трлн, а к 2030 году объемы вырастут в три раза». Таковы выводы анализа Strategy&, стратегического подразделения PWC. В Азиатско-Тихоокеанском регионе темпы роста будут выше: объем безналичных транзакций увеличится на 109% с 2020 по 2025 год и на 76% с 2025 по 2030 й. Далее следуют Африка (78%, 64%) и Европа (64%, 39%). Затем идет Латинская Америка (52%, 48%), а наименьшие темпы роста — у США и Канады (43%, 35%). Таким образом, к 2030 году количество безналичных транзакций на душу населения в разных регионах вырастет примерно в два-три раза относительно текущего уровня. В данном отчете, а также в аналитических исследованиях других игроков глобального рынка выделяется несколько глобальных трендов, формирующих дальнейшее развитие платежной индустрии во всем мире. Как уже упомянуто, мобильные устройства и повсеместное проникновение интернета и связи стали платформой для возникновения цифровой и инновационной среды, при одновременном мощном рывке электронной коммерции, требующей безопасных и мгновенных платежей. Традиционные, глобальные и региональные платежные системы (Mastercard, Visa, JCB, «Мир», RuPay, ELO, WU, PayPal) и новые игроки (технологические игроки, лидеры цифровой коммерции и экосистемы) с новыми бизнес- моделями предлагают все новые продукты и услуги, которые работают в режиме реального времени. Они трансформируют существующие варианты платежей (разнообразные электронные кошельки, возможность платить криптовалютой с помощью платежной карты) и предлагают новые (в т. ч. карты рассрочки). В России в рамках программы «Цифровой профиль» уже выдано более 8 млн согласий. Будет подготовлен законопроект о Цифровом профиле юридических лиц, и нет сомнений, что такой законопроект будет быстро принят законодателями. Все более важную роль играют информация и данные, и информация о платежах клиентов может быть использована для снижения рисков, предложения продуктов и услуг с фокусом на потребности каждого клиента. При этом в российском законодательстве нормы защиты персональных данных часто не позволяют быстрее развивать ряд сервисов, которые зависят от возможности взаимного обмена такими данными, однако ускоренное возникновение новых угроз в области кибербезопасности затрудняет принятие быстрых решений для изменения существующего регулирования.

Самое позитивное и самое негативное событие года

По мнению Алии Юсуповой, руководителя Комитета по правовым вопросам Ассоциации «Финансовые инновации», ведущего эксперта Центра цифровой экономики и финансовых инноваций МГИМО (а также одного из самых популярных авторов журнала «ПЛАС» в уходящем году), 2021 й не принес сюрпризов и не был как-то особенно «эмоционально насыщен». К сожалению, по-прежнему нет решения ряда вопросов, например, вопроса о цифровых валютах, токенизации безналичных расчетов и т. п. В нечетко очерченном правовом поле остаются и небанковские поставщики платежных услуг. По ее словам, «остается надеяться, что решение окажется конструктивным и не заставит себя долго ждать». По оценкам Андрея Грачева, самым позитивным событием года стало приобретение Яндексом банковской лицензии. На финансовом рынке появился новый мощный игрок с ресурсами, технологиями и огромным объемом данных о клиентах, способный в перспективе переосмыслить предоставление финансовых сервисов и составить реальную конкуренцию Сберу: «Нет сомнений, что в ближайшие несколько лет мы еще станем свидетелями Battle Royale!». В свою очередь, Виктор Достов считает самым важным позитивным событием 2021 года публикацию концепции цифрового рубля, а самым негативным — лавинообразный рост активности мошенников в финансовом секторе (до реальной победы над которым или хотя бы сдерживания еще очень далеко! — Ред.). Ряд экспертов называют важным событием года рывок СБП как нового инструмента, в т. ч. для бизнес- клиентов. Этот инструмент уже сейчас ложится в основу новых банковских продуктов — например, внутрь классического эквайринга или трансграничных переводов. Очень важным для МСБ-сегмента, наиболее сильно пострадавшего от пандемии, в этом году становится регулярность поддержки от государства, например, запуск механизма зонтичного кредитования. К наиболее же «грустным» событиям на фоне ускоренной цифровизации банковского рынка ряд экспертов относят торможение процесса сбора биометрической информации и, соответственно, низкие темпы наполнения базы ЕСИА. По их мнению, пока есть ощущение недостаточной информированности населения о преимуществах, которые получат клиенты, сдавшие биометрию (за которой в действительности стоит очередное недоверие российских граждан к инициативам сверху). Со своей стороны, Мария Красенкова предлагает разделить события года даже не на две, а на три категории. Самым показательным, на ее взгляд, стал «урезанный до нескольких мини-сессий виртуальный форум ЦБ — Финополис», а самым позитивным — «победа Wildberries в споре с МПС». Впрочем, только время покажет, будет ли дальнейший рост стоимости безналичных платежей, запланированный за счет увеличения тарифов на стороне МПС, способствовать появлению все новых прецедентов на стороне ТСП со следующего года. И, наконец, самое негативное событие года по версии М. Красенковой — «окончательный переход с работы по нормам закона на работу по духу закона на стороне регуляторов». А для руководителя группы защиты инфраструктурных ИТ компании «Газинформсервис» Сергея Полунина самым заметным событием стал сбой в технологической сети Facebook, когда примерно на 7 часов были не только недоступны сами сервисы Facebook (в том числе Instagram, WhatsApp и прочие), но и перестали работать интеграционные решения, пользователи которых использовали Facebook как средство аутентификации в своих приложениях. По мнению эксперта, на этом проблемы не закончились: «скучающие пользователи активнее пошли в Twitter, Telegram и Discord и создали беспрецедентную нагрузку уже там. Этот кейс примечателен тем, что показывает, как без всяких хакеров и злоумышленников можно оставить без связи несколько сотен миллионов человек».   Заметки на полях уходящего года, или Воспоминания о наступающем 2022-м - рис.3

Самые показательные цифры статистики

На взгляд ряда экспертов, наиболее важными показателями года стали:

  • шестикратный рост числа переводов через СБП (по официальной информации Банка России);
  • количество самозанятых, уже превысившее количество индивидуальных предпринимателей (3,5 млн против 3,49 млн).

Эти цифры говорят о том, что инновационные инструменты и новые налоговые режимы рождают совершенно новый рынок, новые потребности, а соответственно — скачкообразно двигают отрасль в целом. Да, далеко не все игроки успевают за инновациями, но это дополнительный стимул к росту. По мнению Алии Юсуповой, в наибольшей степени характеризует год статистика, связанная с увеличивающейся долей безналичных платежей, а также уже упоминавшийся рост случаев мошенничества и кражи денежных средств со счетов граждан. Андрей Грачев также считает самым значимым показателем уходящего года 76%-ную долю безналичных платежей в розничном обороте, огромный вклад в рост которой внес финтех. С ним согласен и Виктор Достов. Однако столь бурного роста этого показателя, как в последнее время, больше не предвидится, так как, по мнению экспертов, мы вплотную подошли к инфраструктурным ограничениям, связанным с покрытием территории страны качественным интернетом. Так, во многих российских регионах до сих пор нет даже устойчивого 3G-покрытия во всех населенных пунктах, не говоря уже о 4G. Вероятно, развертывание такой инфраструктуры просто нерентабельно для операторов. В результате платежные приложения для физлиц, малого и среднего бизнеса, а также устройства Интернета вещей там просто не работают, и люди по-прежнему вынуждены рассчитываться наличными. Мария Красенкова же считает показателем года многократную смену прогноза годовой инфляции на стороне ЦБ: «Каждый раз, пробив дно, обнаруживалось, что снизу стучат». Интересными с этой точки зрения могут показаться вычисления, сделанные экономистом университета РАНХиГС Александром Абрамовым и связанные с любопытной корреляцией инфляции российского руб ля и доллара США. Так, согласно вычислениям эксперта, в ноябре 2021 года российская инфляция достигла нового максимума в 26,1%, что намного выше официально заявленных 8,4%. При этом инфляция в США выглядит также ощутимой — до 10,0% на конец года.

Проблема-2021 и Проблема 2022

Одной из ключевых проблем 2021 года многие эксперты называют биометрию. По словам Андрея Грачева, «в нее было вложено очень много ресурсов и усилий, но массовой и востребованной она так и не стала, по-прежнему оставаясь нишевым решением конкретных локальных проблем (например, фрода)». Да, стартовал проект с оплатой по биометрии в Московском метрополитене, однако некоторые эксперты предрекают, что при большом количестве пользователей системы и на больших пассажиропотоках резко вырастет число ошибок первого и второго рода («не признал за своего» и «обознался, списал деньги у другого»), что оттолкнет от нее клиентов. Виктор Достов видит проблемой года отсутствие реально эффективной системы удаленной идентификации, несмотря на все усилия и значимость этой проблемы в эпоху пандемии. Алия Юсупова, со своей стороны, приводит в пример неполное освоение регуляторами риск-ориентированного подхода. Ряд экспертов называют таковыми отрицательный рост как экономической активности, так и покупательной способности населения.

Тренд 2021 и Будущий тренд 2022-го

Трендом 2021 года многие эксперты называют цифровизацию платежной отрасли — упомянутое развитие СБП, создание специальной централизованной платформы «Знай своего клиента» (ЗСК), а также проекта цифрового руб ля. При этом тестирование цифрового руб ля как третьей формы денег, которое должно начаться в январе 2022 года, может стать самым интересным событием наступающего года. Изменение платежного ландшафта с появлением цифрового руб ля неизбежно, это в хорошем смысле заставит банки учиться работать с новым мировым трендом и создавать совершенно новые цифровые финансовые продукты. Есть и другие оценки — так, по мнению Алии Юсуповой, главный тренд 2021 года — продолжающийся масштабный теневой оборот персональных данных: «хотелось бы, чтобы трендом 2022 года стало его сокращение». Говоря о тенденциях 2022 года, Андрей Грачев выделяет дальнейшее усиление роли государства и регулирования в финансовом секторе и рост доли безналичных платежей. По его мнению, «2022 год пройдет под знаком банковских API и цифрового руб ля». Из свежих трендов также стоить отметить историю с BNPL, в которую начинают играть все больше игроков. Однако у многих из них может просто не оказаться требуемого массива качественных данных, необходимых для правильной оценки платежеспособности заемщиков. Станет ли эта история трендом, мы узнаем к концу следующего года, когда созреют просрочка и невозвраты. Как показывает жизнь, собрать с заемщиков выданные деньги пока гораздо сложнее, чем привлечь у инвесторов и раздать. Как уверен Виктор Достов, «если в 2022 году регулятор выведет на рынок небанковских поставщиков платежных услуг — это тоже будет весьма значимо». В свою очередь, ряд других экспертов обращают внимание на рост ключевой ставки. Как отмечает Алексей Маслов, в мире продолжает увеличиваться количество электронных кошельков, которые помогают повышать доступность финансовых услуг. На нашей планете по-прежнему остаются около 1,7 млрд взрослых людей (около трети от общего количества взрослого населения Земли), у которых нет счета в банке или электронного кошелька. Таким образом, цель, поставленная Всемирным банком, — обеспечить доступ к простым финансовым услугам для всех взрослых жителей мира к 2020 году — так и не была достигнута. В России уровень доступности финансовых услуг находится на высоком уровне. Мы «перепрыгнули» этап чеков и сразу перешли на карты и электронные кошельки. При этом у нас более 500 млн электронных кошельков, что превышает количество обращающихся платежных карт. Однако для них существует ряд ограничений, так, например, некоторое время назад появилась обязанность уведомлять ФНС об открытии неперсонифицированных электронных кошельков. Дальнейшее развитие электронных кошельков будет происходить в России медленнее из-за ограничений и меньшего функционала, также влияет на ситуацию возможность перевода средств через СБП. В то же время вопрос повышения доступности финансовых услуг остается актуальным. Еще одним трендом года можно считать появление новых классов игроков и развитие локальных и региональных платформ и решений. В России происходит дальнейшее укрепление и развитие инфраструктуры — НСПК, СБП, Маркетплейс. Вскоре появится и новый тип платежных игроков, в результате чего конкуренция усилится. Также нельзя не отметить такие моменты, как изменение роли криптовалюты и появление цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ или CBDC). Изучением цифровых валют сегодня занимаются 60% центральных банков, при этом 14% уже реализуют пилотные проекты. Между тем криптовалюты вызывают шквал критики со стороны центральных банков ввиду высокой волатильности и возможного влияния на денежную политику. Также нас ожидает некий прорыв в области трансграничных платежей — стандартизация (ISO 20022) платежей может обеспечить взаимодействие локальных систем мгновенных платежей. Многие эксперты особо выделяют среди трендов вопросы безопасности — так как уровень подготовки финансовых мошенников постоянно растет, любому игроку нужно защищать все уровни информационных систем, в также обеспечивать нулевой уровень внутренних преступлений. По мнению Сергея Полунина, обращает на себя внимание рост популярности мобильных устройств как векторов атаки. Конечно, они пока не стали самой популярной целью для злоумышленников, но важно понимать, что с каждым годом на руках у людей становится все больше устаревших, но вполне исправных мобильных устройств, для которых уже не выпускаются обновления безопасности. В результате использовать банковское приложение на них становится совсем не безопасно, и в 2022 году мы можем в полной мере столкнуться с этой проблемой.

Поздравление вместо послесловия

Итак, вместе с нашими внешними экспертами мы попрощались с уходящим 2021 годом и хотя бы условно заглянули в наступающий 2022-й. Пусть он будет лучше, пусть он будет еще перспективней, интересней и успешнее для всех нас!   Заметки на полях уходящего года, или Воспоминания о наступающем 2022-м - рис.4

  Не забывайте, мы всегда с Вами! В том числе и в Новом году со всеми его новыми вызовами — точно так же, как были в уходящем 2021-м! Что, безусловно, свидетельствует о важности и прочности нашего общего дела!

Рубрика:
{}Технологии

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
youtube