
Закон «О цифровых финансовых активах» Часть 2. Анализируем основные положения

В статьях 2‑13 Закон № 259-ФЗ охватывает вопросы выпуска, учета и обращения цифровых финансовых активов, включая регулирование деятельности операторов информационных систем и операторов обмена цифровых финансовых активов.
Выпуск цифровых финансовых активов осуществляется путем внесения в информационную систему записей о зачислении цифровых финансовых активов первым обладателям таких активов. Вносить записи имеют право индивидуальные предприниматели и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), выпускающие активы на основании решения о выпуске цифровых финансовых активов.
Решение о выпуске цифровых финансовых активов должно содержать перечисленную в Законе № 259-ФЗ информацию (сведения о лице, выпускающем цифровые финансовые активы, сведения об операторе информационной системы, вид и объем прав обладателя активов, количество и цена выпускаемых цифровых финансовых активов и т. д.), составляться в электронной форме, подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью и размещаться на интернет-сайте лица, выпускающего цифровые финансовые активы.
Учет цифровых финансовых активов осуществляется в виде записей, которые вносятся в информационную систему в соответствии с правилами информационной системы. Записи о цифровых финансовых активах:
- вносятся (изменяются) по указанию:
- лица, выпускающего цифровые финансовые активы;
- обладателя цифровых финансовых активов;
- иного лица в предусмотренных Законом № 259-ФЗ случаях.
- погашаются в случае прекращения обязательств, удостоверенных цифровыми финансовыми активами.
Обладателем цифровых финансовых активов признается лицо:
- включенное в реестр пользователей информационной системы, в которой учитываются цифровые финансовые активы;
- обладающее уникальным кодом для доступа к информационной системе, в которой учитываются цифровые финансовые активы.
Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, должен:
- являться юридическим лицом, личным законом которого является российское право;
- выполнять требования, установленные Законом № 259-ФЗ, к работникам, перечень которых установлен Законом № 259-ФЗ;
- создать службу внутреннего контроля и службу управления рисками;
- иметь лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по ведению реестра, если осуществляет учет прав на акции непубличного акционерного общества;
- утвердить правила информационной системы.
Правила информационной системы должны содержать:
- правила внесения изменений в алгоритмы программ информационной системы;
- требования к пользователям информационной системы;
- правила выпуска цифровых финансовых активов;
- правила привлечения операторов обмена цифровых финансовых активов;
- требования к защите информации и операционной надежности;
- способы учета цифровых финансовых активов в информационной системе;
- способы внесения (изменения) записей о цифровых финансовых активах;
- правила обеспечения доступа обладателей цифровых финансовых активов к информационной системе;
- порядок ведения реестра пользователей информационной системы;
- правила ведения реестра владельцев ценных бумаг в информационной системе.
Оператор информационной системы вправе осуществлять деятельность с момента включения в реестр операторов информационных систем. Для включения в реестр операторов оператор информационной системы должен согласовать правила информационной системы с Банком России.
Для согласования с Банком России правил информационной системы:
- оператор информационной системы представляет в Банк России документы, перечисленные в Законе № 259-ФЗ;
- Банк России принимает решение о согласовании правил или решение об отказе в согласовании в срок не более 60 рабочих дней;
- в случае внесения изменений оператор представляет на согласование изменения в правила в виде новой редакции правил;
- Банк России принимает решение о согласовании изменений или решение об отказе в согласовании в срок не более 30 рабочих дней.
Оператор информационной системы обязан обеспечить:
- возможность восстановления доступа обладателя цифровых финансовых активов к записям информационной системы;
- бесперебойность и непрерывность функционирования информационной системы;
- целостность и достоверность информации о цифровых финансовых активах;
- корректность реализации в информационной системе алгоритмов, перечисленных в Законе № 259-ФЗ;
- внесение (изменение) записей о цифровых финансовых активах на основании документов, перечисленных в Законе № 259-ФЗ;
- предоставление информации о цифровых финансовых активах по требованию лиц, перечисленных в Законе № 259-ФЗ;
- хранение информации о сделках с цифровыми финансовыми активами и об участниках сделок не менее 5 лет с даты совершения сделок;
- возможность осуществления прав, предусмотренных решением о выпуске цифровых финансовых активов.
Реестр операторов информационных систем ведется Банком России и размещается на официальном сайте регулятора. При этом Банк России:
- включает оператора в реестр операторов не позднее 3 рабочих дней со дня согласования правил информационной системы;
- исключает оператора информационной системы из реестра операторов в порядке, предусмотренном Законом № 259-ФЗ.
Оператор информационной системы ведет реестр пользователей информационной системы, в который включается следующая информация в отношении каждого пользователя:
- сведения о пользователе информационной системы;
- сведения, необходимые для аутентификации пользователя в информационной системе;
- запись о том, в каком качестве пользователь аутентифицирован в информационной системе (осуществляющий выпуск, обладатель или оператор обмена цифровых финансовых активов).
Оператор информационной системы обязан возместить убытки пользователям, возникшие вследствие:
- утраты информации, хранящейся в информационной системе;
- сбоя в работе информационных технологий и технических средств информационной системы;
- предоставления пользователям недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации;
- нарушения оператором информационной системы правил работы информационной системы;
- несоответствия информационной системы требованиям Закона № 259-ФЗ.
Сделки купли-продажи цифровых финансовых активов и иные сделки, связанные с цифровыми финансовыми активами, осуществляются через оператора обмена цифровых финансовых активов. Оператор обмена цифровых финансовых активов обеспечивает заключение сделок:
- путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок на совершение сделок;
- путем участия за свой счет в сделке с цифровыми финансовыми активами в качестве стороны такой сделки в интересах третьих лиц.
Оператором обмена цифровых финансовых активов могут быть кредитные организации, организаторы торговли, а также иные юридические лица, соответствующие требованиям Закона № 259-ФЗ. Оператор обмена цифровых финансовых активов:
- вправе:
- осуществлять деятельность с момента включения в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов;
- совмещать деятельность с деятельностью оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов;
- обязан:
- выполнять требования, предусмотренные Законом № 259-ФЗ, в отношении работников, перечисленных в Законе № 259-ФЗ;
- обеспечить хранение информации о сделках и об участниках сделок не менее 5 лет с даты совершения сделок;
- утвердить и согласовать с Банком России правила обмена цифровых финансовых активов в порядке, установленном Законом № 259-ФЗ.
Правила обмена цифровых финансовых активов должны включать:
- порядок совершения сделок с цифровыми финансовыми активами через оператора обмена цифровых финансовых активов;
- виды цифровых финансовых активов, цифровых прав, сделки с которыми могут совершаться через оператора обмена;
- порядок взаимодействия оператора обмена цифровых финансовых активов с операторами информационных систем;
- требования к защите информации и операционной надежности.
Банк России включает операторов обмена в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов в течение трех рабочих дней со дня согласования правил обмена цифровых финансовых активов.
Отметим, что Закон № 259-ФЗ устанавливает также особенности выпуска и размещения цифровых финансовых активов, удостоверяющих:
- возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг (статья 12);
- права участия в капитале акционерного общества (статья 13).
Оборот цифровой валюты
В рамках регулирования оборота цифровой валюты используются четыре основных термина:
- объекты российской информационной инфраструктуры;
- выпуск цифровой валюты в РФ;
- организация выпуска в РФ цифровой валюты;
- организация обращения в РФ цифровой валюты.
Рассмотрим каждый из перечисленных терминов.
Объекты российской информационной инфраструктуры (как это можно понять из части 1 статьи 14 Закона № 259-ФЗ) представляют собой:
- доменные имена и сетевые адреса, находящиеся в российской национальной доменной зоне;
- и (или) информационные системы, технические средства которых размещены на территории РФ;
- и (или) комплексы программно-аппаратных средств, размещенные на территории РФ.
Выпуск цифровой валюты в РФ — действия с использованием объектов российской информационной инфраструктуры и (или) пользовательского оборудования, размещенного на территории РФ, направленные на предоставление возможностей использования цифровой валюты третьими лицами.
Как представляется, данное определение абсолютно не соответствует смыслу фразы «выпуск цифровой валюты в РФ». В классическом понимании выпуск валюты выражается в предоставлении валюты в распоряжение первого обладателя валюты, но никак не в абстрактных действиях, направленных на абстрактное предоставление абстрактной возможности использования валюты третьими лицами. Фактически здесь наблюдается существенное расширение границ термина, которое может привести к значительным злоупотреблениям при выполнении контролирующих функций.
Организация выпуска в РФ цифровой валюты — деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение выпуска цифровой валюты, с использованием объектов российской информационной инфраструктуры.
К сожалению, размытый характер термина «выпуск цифровой валюты в РФ» естественным образом размывает и значение термина «организация выпуска цифровой валюты в РФ», что также может привести к значительным злоупотреблениям при выполнении контролирующих функций.
Организация обращения в РФ цифровой валюты — деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение совершения гражданско-правовых сделок и (или) операций, влекущих за собой переход цифровой валюты от одного обладателя к другому, с использованием объектов российской информационной инфраструктуры.
В рамках регулирования оборота цифровой валюты Закон № 259-ФЗ выделяет группу лиц, на которых распространяются ограничения оборота (далее — выделенная группа лиц). В нее входят следующие лица:
- юридические лица, личным законом которых является российское право;
- филиалы, представительства и иные обособленные подразделения:
- международных организаций и иностранных юридических лиц,
- филиалы компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданные на территории РФ,
- физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
С учетом этого основные положения Закона № 259-ФЗ в части оборота цифровой валюты сводятся к трем основным ограничениям:
- выделенная группа лиц не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг);
- требования выделенной группы лиц, связанные с обладанием цифровой валютой, подлежат судебной защите только при условии информирования ими о фактах обладания цифровой валютой и совершения гражданско-правовых сделок и (или) операций с цифровой валютой в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.
- в РФ запрещается распространение информации о предложении и (или) приеме цифровой валюты в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг).
Заметим, что в первом ограничении, в котором речь идет только о принятии цифровой валюты, вызывает затруднение конструкция вида «за передаваемые ими (им) товары». При этом в третьем ограничении, где речь идет как о принятии, так и о предложении цифровой валюты, конструкция вида «за передаваемые ими (им) товары» затруднений не вызывает.
Статья подготовлена в рамках проведения исследований, выполняемых за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве РФ на 2020 г.