23 ноября 2020, 15:15
Количество просмотров 29

Закон «О цифровых финансовых активах» Часть 2. Анализируем основные положения

Закон «О цифровых финансовых активах» Часть 2. Анализируем основные положения
Во второй части своей публикации Валерий Лопатин, к.э.н., доцент Департамента менеджмента и инноваций факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ, анализирует Основные положения Закона № 259-ФЗ в части выпуска, учета и обращения цифровых финансовых активов.

Основные положения Закона № 259-ФЗ в части оборота цифровой валюты сводятся к трем основным ограничениям

В статьях 2‑13 Закон № 259-ФЗ охватывает вопросы выпуска, учета и обращения цифровых финансовых активов, включая регулирование деятельности операторов информационных систем и операторов обмена цифровых финансовых активов.

Выпуск цифровых финансовых активов осуществляется путем внесения в информационную систему записей о зачислении цифровых финансовых активов первым обладателям таких активов. Вносить записи имеют право индивидуальные предприниматели и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), выпускающие активы на основании решения о выпуске цифровых финансовых активов.

Решение о выпуске цифровых финансовых активов должно содержать перечисленную в Законе № 259-ФЗ информацию (сведения о лице, выпускающем цифровые финансовые активы, сведения об операторе информационной системы, вид и объем прав обладателя активов, количество и цена выпускаемых цифровых финансовых активов и т. д.), составляться в электронной форме, подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью и размещаться на интернет-­сайте лица, выпускающего цифровые финансовые активы.

Учет цифровых финансовых активов осуществляется в виде записей, которые вносятся в информационную систему в соответствии с правилами информационной системы. Записи о цифровых финансовых активах:

  1. вносятся (изменяются) по указанию:

    • лица, выпускающего цифровые финансовые активы;
    • обладателя цифровых финансовых активов;
    • иного лица в предусмотренных Законом № 259-ФЗ случаях.
  2. погашаются в случае прекращения обязательств, удостоверенных цифровыми финансовыми активами.

Обладателем цифровых финансовых активов признается лицо:

  • включенное в реестр пользователей информационной системы, в которой учитываются цифровые финансовые активы;
  • обладающее уникальным кодом для доступа к информационной системе, в которой учитываются цифровые финансовые активы.

Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, должен:

  • являться юридическим лицом, личным законом которого является российское право;
  • выполнять требования, установленные Законом № 259-ФЗ, к работникам, перечень которых установлен Законом № 259-ФЗ;
  • создать службу внутреннего контроля и службу управления рисками;
  • иметь лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по ведению реестра, если осуществляет учет прав на акции непубличного акционерного общества;
  • утвердить правила информационной системы.

Правила информационной системы должны содержать:

  • правила внесения изменений в алгоритмы программ информационной системы;
  • требования к пользователям информационной системы;
  • правила выпуска цифровых финансовых активов;
  • правила привлечения операторов обмена цифровых финансовых активов;
  • требования к защите информации и операционной надежности;
  • способы учета цифровых финансовых активов в информационной системе;
  • способы внесения (изменения) записей о цифровых финансовых активах;
  • правила обеспечения доступа обладателей цифровых финансовых активов к информационной системе;
  • порядок ведения реестра пользователей информационной системы;
  • правила ведения реестра владельцев ценных бумаг в информационной системе.

Оператор информационной системы вправе осуществлять деятельность с момента включения в реестр операторов информационных систем. Для включения в реестр операторов оператор информационной системы должен согласовать правила информационной системы с Банком России.

Для согласования с Банком России правил информационной системы:

  • оператор информационной системы представляет в Банк России документы, перечисленные в Законе № 259-ФЗ;
  • Банк России принимает решение о согласовании правил или решение об отказе в согласовании в срок не более 60 рабочих дней;
  • в случае внесения изменений оператор представляет на согласование изменения в правила в виде новой редакции правил;
  • Банк России принимает решение о согласовании изменений или решение об отказе в согласовании в срок не более 30 рабочих дней.

Оператор информационной системы обязан обеспечить:

  • возможность восстановления доступа обладателя цифровых финансовых активов к записям информационной системы;
  • бесперебойность и непрерывность функционирования информационной системы;
  • целостность и достоверность информации о цифровых финансовых активах;
  • корректность реализации в информационной системе алгоритмов, перечисленных в Законе № 259-ФЗ;
  • внесение (изменение) записей о цифровых финансовых активах на основании документов, перечисленных в Законе № 259-ФЗ;
  • предоставление информации о цифровых финансовых активах по требованию лиц, перечисленных в Законе № 259-ФЗ;
  • хранение информации о сделках с цифровыми финансовыми активами и об участниках сделок не менее 5 лет с даты совершения сделок;
  • возможность осуществления прав, предусмотренных решением о выпуске цифровых финансовых активов.

Реестр операторов информационных систем ведется Банком России и размещается на официальном сайте регулятора. При этом Банк России:

  • включает оператора в реестр операторов не позднее 3 рабочих дней со дня согласования правил информационной системы;
  • исключает оператора информационной системы из реестра операторов в порядке, предусмотренном Законом № 259-ФЗ.

Оператор информационной системы ведет реестр пользователей информационной системы, в который включается следующая информация в отношении каждого пользователя:

  • сведения о пользователе информационной системы;
  • сведения, необходимые для аутентификации пользователя в информационной системе;
  • запись о том, в каком качестве пользователь аутентифицирован в информационной системе (осуществляющий выпуск, обладатель или оператор обмена цифровых финансовых активов).

Оператор информационной системы обязан возместить убытки пользователям, возникшие вследствие:

  • утраты информации, хранящейся в информационной системе;
  • сбоя в работе информационных технологий и технических средств информационной системы;
  • предоставления пользователям недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации;
  • нарушения оператором информационной системы правил работы информационной системы;
  • несоответствия информационной системы требованиям Закона № 259-ФЗ.

Сделки купли-­продажи цифровых финансовых активов и иные сделки, связанные с цифровыми финансовыми активами, осуществляются через оператора обмена цифровых финансовых активов. Оператор обмена цифровых финансовых активов обеспечивает заключение сделок:

  • путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок на совершение сделок;
  • путем участия за свой счет в сделке с цифровыми финансовыми активами в качестве стороны такой сделки в интересах третьих лиц.

Оператором обмена цифровых финансовых активов могут быть кредитные организации, организаторы торговли, а также иные юридические лица, соответствующие требованиям Закона № 259-ФЗ. Оператор обмена цифровых финансовых активов:

  1. вправе:

    • осуществлять деятельность с момента включения в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов;
    • совмещать деятельность с деятельностью оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов;
  2. обязан:

    • выполнять требования, предусмотренные Законом № 259-ФЗ, в отношении работников, перечисленных в Законе № 259-ФЗ;
    • обеспечить хранение информации о сделках и об участниках сделок не менее 5 лет с даты совершения сделок;
    • утвердить и согласовать с Банком России правила обмена цифровых финансовых активов в порядке, установленном Законом № 259-ФЗ.

Правила обмена цифровых финансовых активов должны включать:

  • порядок совершения сделок с цифровыми финансовыми активами через оператора обмена цифровых финансовых активов;
  • виды цифровых финансовых активов, цифровых прав, сделки с которыми могут совершаться через оператора обмена;
  • порядок взаимодействия оператора обмена цифровых финансовых активов с операторами информационных систем;
  • требования к защите информации и операционной надежности.

Банк России включает операторов обмена в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов в течение трех рабочих дней со дня согласования правил обмена цифровых финансовых активов.

Отметим, что Закон № 259-ФЗ устанавливает также особенности выпуска и размещения цифровых финансовых активов, удостоверяющих:

  • возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг (статья 12);
  • права участия в капитале акционерного общества (статья 13).

Оборот цифровой валюты

В рамках регулирования оборота цифровой валюты используются четыре основных термина:

  • объекты российской информационной инфраструктуры;
  • выпуск цифровой валюты в РФ;
  • организация выпуска в РФ цифровой валюты;
  • организация обращения в РФ цифровой валюты.

Рассмотрим каждый из перечисленных терминов.

Объекты российской информационной инфраструктуры (как это можно понять из части 1 статьи 14 Закона № 259-ФЗ) представляют собой:

  • доменные имена и сетевые адреса, находящиеся в российской национальной доменной зоне;
  • и (или) информационные системы, технические средства которых размещены на территории РФ;
  • и (или) комплексы программно-­аппаратных средств, размещенные на территории РФ.

Выпуск цифровой валюты в РФ — действия с использованием объектов российской информационной инфраструктуры и (или) пользовательского оборудования, размещенного на территории РФ, направленные на предоставление возможностей использования цифровой валюты третьими лицами.

Как представляется, данное определение абсолютно не соответствует смыслу фразы «выпуск цифровой валюты в РФ». В классическом понимании выпуск валюты выражается в предоставлении валюты в распоряжение первого обладателя валюты, но никак не в абстрактных действиях, направленных на абстрактное предоставление абстрактной возможности использования валюты третьими лицами. Фактически здесь наблюдается существенное расширение границ термина, которое может привести к значительным злоупотреблениям при выполнении контролирующих функций.

Организация выпуска в РФ цифровой валюты — деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение выпуска цифровой валюты, с использованием объектов российской информационной инфраструктуры.

К сожалению, размытый характер термина «выпуск цифровой валюты в РФ» естественным образом размывает и значение термина «организация выпуска цифровой валюты в РФ», что также может привести к значительным злоупотреблениям при выполнении контролирующих функций.

Организация обращения в РФ цифровой валюты — деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение совершения гражданско-­правовых сделок и (или) операций, влекущих за собой переход цифровой валюты от одного обладателя к другому, с использованием объектов российской информационной инфраструктуры.

В рамках регулирования оборота цифровой валюты Закон № 259-ФЗ выделяет группу лиц, на которых распространяются ограничения оборота (далее — выделенная группа лиц). В нее входят следующие лица:

  1. юридические лица, личным законом которых является российское право;
  2. филиалы, представительства и иные обособленные подразделения:

    • международных организаций и иностранных юридических лиц,
    • филиалы компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданные на территории РФ,
  3. физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

С учетом этого основные положения Закона № 259-ФЗ в части оборота цифровой валюты сводятся к трем основным ограничениям:

  1. выделенная группа лиц не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг);
  2. требования выделенной группы лиц, связанные с обладанием цифровой валютой, подлежат судебной защите только при условии информирования ими о фактах обладания цифровой валютой и совершения гражданско-­правовых сделок и (или) операций с цифровой валютой в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.
  3. в РФ запрещается распространение информации о предложении и (или) приеме цифровой валюты в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг).

Заметим, что в первом ограничении, в котором речь идет только о принятии цифровой валюты, вызывает затруднение конструкция вида «за передаваемые ими (им) товары». При этом в третьем ограничении, где речь идет как о принятии, так и о предложении цифровой валюты, конструкция вида «за передаваемые ими (им) товары» затруднений не вызывает.

 

Закон «О цифровых финансовых активах» Часть 2. Анализируем основные положения - рис.1

 

Статья подготовлена в рамках проведения исследований, выполняемых за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве РФ на 2020 г.

Рубрика:
{}
Теги:
#