Журнал ПЛАС » Архив » 2020 » Журнал ПЛАС №9-10 » 47 просмотров

Платежное поведение россиян за границей: что мотивирует и что мешает платить безналично?

Екатерина Семерикова, старший исследователь Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ, анализирует результаты проведенного исследования платежного поведения россиян в зарубежных поездках.

Платежное поведение россиян за границей: что мотивирует и что мешает платить безналично?

Трансграничные платежи традиционно имели большое значение для индустрии финансовых услуг. Однако до коронавируса безналичные платежи в поездках были не самым популярным методом оплаты. С наступлением пандемии ситуация изменилась. В начале 2020 года ВОЗ рекомендовала использование безналичных платежей в качестве основного типа оплаты для минимизации физического контакта с другими людьми и, соответственно, предотвращения распространения коронавируса.Центр исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ в своем новом исследовании[1] проанализировал, как российские потребители готовятся к поездкам за границу с точки зрения планирования своих платежей, что именно останавливает некоторых российских путешественников использовать безналичную оплату, а что, наоборот, является фактором выбора карты в качестве основного платежного инструмента за границей. Благодаря этим данным появляется возможность выработать новые продукты, а также рекомендации по снижению потенциальных барьеров, чтобы безналичные методы стали приоритетными способами оплаты в поездках после открытия границ.Казалось бы, поездки за рубеж — это последняя тема, о которой стоит разговаривать во время пандемии коронавируса: доходы потребителей заметно снижаются, а закрытые границы оставляют большинству россиян возможность преимущественно внутренних поездок. Несмотря на это, около 10% населения весной[2] 2020 года продолжали откладывать на путешествия и ждали открытия границ, уже активно планируя свои будущие поездки. Согласно исследованию Финансового центра СКОЛКОВО-РЭШ[3], пандемия дала стимул начать путешествовать тем, кто до этого никуда не выезжал по ­каким-либо причинам, поэтому ожидание относительного роста трансграничных платежей вполне оправданно. В исследовании, посвященном анализу платежного поведения за границей, мы провели два этапа:1) качественный анализ для определения отношения к безналичным платежам в поездках, а также для понимания причин отказа от использования карт, и наоборот;2) количественный анализ — для того чтобы понять, какие из этих драйверов и барьеров являются наиболее релевантными для российских туристов.

Желание использовать карты в поездках

Стоит сразу оговориться, что туристы, участвующие в исследовании, активно пользуются различными безналичными платежными инструментами в России: 78% туристов в среднем оплачивают картой более 70% своих ежемесячных расходов внутри страны.Согласно полученным результатам, готовность пользоваться картой в поездках также очень высока. При условии, что безналичная оплата доступна везде, почти треть российских туристов готовы оплачивать картой 80‑90% своих трат в поездке, а еще треть — все свои расходы в путешествиях. Только 13% отдали бы предпочтение наличным при условии повсеместного приема карт за рубежом.Однако на практике показатели использования безналичных платежей гораздо ниже. В последней международной поездке только 16% респондентов оплатили 80‑100% своих трат безналично. При этом основная часть туристов не сталкивалась с проблемами, связанными с безналичной оплатой (см. рис. 1).  Такие потенциальные проблемы, упоминаемые путешественниками на фокус-­группах, как многократные списания из-за технических накладок или неработающие POS-терминалы, оказались не такими распространенными — с ними сталкивались менее 10% путешественников.Возникает вопрос: если россияне любят платить картой дома, почему они этого не делают в поездках?

Барьеры и драйверы использования безналичных платежных инструментов

Еще в 2018 году мы определили, что существует три типа барьеров и драйверов при использовании различных платежных инструментов[4]: функциональность (например, скорость осуществления транзакции), безопасность и финансовая выгода.Когда речь заходит о путешественниках, эта классификация остается актуальной, поэтому барьеры и драйверы ниже будут рассматриваться именно в этих трех измерениях.

Функциональность

Большинство пользователей карт видят функциональные преимущества безналичной оплаты за рубежом (только 2% их не замечают, они же, к слову, и являются «фанатами» наличных).В основном россияне выделяли скорость оплаты (49%) и экономию времени на поиске обменных пунктов (45%). К менее популярным драйверам с точки зрения функционала туристы отнесли возможность лучшего контроля расходов (24%), доступ к некоторым услугам, недоступным за наличные, например, аренда автомобиля (22%), возможность пополнения счета денежным переводом по карте из России в случае недостатка средств (21%), а также отсутствие волнений по поводу того, достаточно ли денег с собой (16%).Очевидно, что карта для многих ассоциируется с удобством и доступом к дополнительным возможностям. Но, несмотря на это, туристы отмечают и некоторые функциональные барьеры. Иногда проблемы возникают при необходимости поиска банкомата, если наличные ­все-таки нужны (22%), невозможности оплатить чаевые картой (18%) или получить моментальный возврат (17%), а также при блокировке и восстановлении карты (17%).Для 19% безналичная оплата — источник сложности контроля расходов, так как нет ощущения траты денег, и расходы по картам делаются психологически гораздо легче, чем при «расставании» с наличными.  

Безопасность

С точки зрения безопасности 46% российских туристов считают карты наиболее безопасным способом оплаты за рубежом, в то время как 15% придерживаются противоположной точки зрения (см. рис. 2 и 3). Парадоксально, но современные способы — смартфон и часы — воспринимаются ими скорее как более опасные, чем безопасные.Более того, когда мы проанализировали, что
Если у вас есть подписка, нажмите
Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных