Журнал ПЛАС » Архив » 2020 » Журнал ПЛАС №9-10 » 47 просмотров

Перспективы быстрых платежей обсудили на октябрьском ПЛАС-Форуме «Online & Offline Retail»

Специальная сессия «Банки и ритейл: перспективы дальнейшего взаимодействия» стала одним из наиболее резонансных событий первого дня прошедшего в Москве 12–13 октября 7-го Международного ПЛАС-Форума «Online & Offline Retail».

В оживленной двухчасовой дискуссии приняли участие представители Национальной системы платежных карт (НСПК), коммерческих банков, процессинговых компаний и крупного ритейла. Модератором и активным участником сессии выступил Николай Петелин, советник председателя правления, куратор блока МСБ, банк Восточный.

Дмитрий Колесников, директор по развитию инновационных сервисов, НСПК, рассмотрел в ходе своего онлайн-­выступления основные варианты сценариев работы с СБП в рамках C2B-транзакций. К ним можно отнести оплату по QR-стикеру, динамическому QR-коду на кассе, QR-коду на сайте ритейлера, а также по присланной платежной ссылке или с помощью кнопки в мобильном приложении. Как подчеркнул спикер, в основе всех этих сценариев лежит очень простая механика платежей, поэтому востребованность СБП будет только расти. Помимо такого очевидного преимущества СБП для ритейлеров, как снижение издержек на прием безналичных платежей, Д. Колесников назвал возможность системы предоставлять единое решение для всех каналов оплаты. Особый акцент представитель НСПК сделал на платежах со стороны юрлиц в пользу физических лиц, отметив, что в ближайшие годы ожидается заметный рост количества и объемов таких платежей.

В свою очередь, Георгий Коннов, руководитель направления развития электронной коммерции, Райффайзенбанк, поделился опытом подключения к СБП клиентов банка с помощью собственного решения. Банк адаптировал решение для компаний из разных индустрий: упоминались проекты с благотворительными фондами, страховыми компаниями, а также пилот с сетью АЗС SHELL.

Как отметил спикер, техническая сторона вопроса на практике является достаточно несложной, интеграция с ИТ-инфраструктурой заказчика проста и напоминает классическое подключение на эквайринговое обслуживание — «зачастую сложнее бывает подписать сам договор». При этом появились готовые решения, когда СБП включается в настройках кассового решения ритейлера без доработок.

 

 

Коснувшись вопроса мотивирования потребителей платить по СБП, Георгий Коннов подчеркнул, что важно акцентировать внимание на СБП: в классическом офлайновом ритейле необходимы стикеры, размещаемые на самых видных местах кассы, а в онлайн-­коммерции сервис СБП не должен быть «спрятан» за общей вкладкой (например, «QR-Платежи» или даже «Оплата в приложении банка»).

В качестве примера доверия к СБП спикер привел пожертвование в Благотворительный фонд Константина Хабенского на сумму в 400 тыс. руб­лей — по утверждению Г. Коннова, число оплат через систему также растет, причем «очень агрессивно» — на 50% в месяц и даже более.

Максим Митусов, независимый эксперт, ex-сотрудник НСПК, рассказал о мировом опыте развития и применения быстрых платежей. По его словам, в США первым QR-кошельком стал Starbucks, который Apple Pay пришлось догонять по транзакционной активности потребителей в течение 7 лет! В свою очередь, говоря о ситуации в Китае, М. Митусов отметил, что значительная доля потребителей в этой стране используют и WeChat Pay, и Alipay одновременно, поэтому говорить о том, что может победить только один кошелек, не приходится. Именно на этот факт стоит обратить внимание экспертам, обсуждающим сегодня возможные результаты «противостояния» СБП и системы онлайн-­переводов Сбера.

По мнению спикера, в ближайшее время нас ждет масса экспериментов в этой области, и ритейл будет активно в них участвовать, создавать свои собственные кошельки с пополнением через СБП. При этом Дмитрий Колесников (НСПК), комментируя его выступление, добавил, что уверен — на ПЛАС-Форуме 2021 года «будет много обсуждений QR-кошельков с русскими названиями, и это будут очень интересные решения».

Евгений Колобов, генеральный директор и совладелец процессинговой компании VEPAY, отметил, что массовый переход ритейла в СБП состоится только в том случае, если быстрые платежи будут осуществляться бесшовно и удобно для потребителя, а пока над клиентским сценарием еще предстоит поработать. Он подчеркнул, что китайский массовый потребитель с самого начала был приучен платить с помощью мессенджеров и QR-кодов, поскольку в КНР велика доля микробизнеса, для которого классические карточные платежи слишком дороги. В России же население привыкло именно к расчетам банковскими картами. Кроме того, для россиян очень важным моментом являются всевозможные кешбэки, без которых фактически единственной реальной нишей для СБП спикеру представляется оплата ЖКУ.

Виталий Копысов, директор по инновациям, СКБ-банк, заявил, что история с поддержанием регулятором «докризисной» эквайринговой ставки по картам обращает на себя особое внимание на фоне европейского опыта регулирования платежных комиссий.

По мнению спикера, сегодня в России карточный бизнес в целом уже не самостоятельный бизнес, а часть «обязательного сервиса» клиентам, и он может быть прибылен лишь для банков, имеющих от 600 тыс. активных карт. При этом таких банков в РФ насчитывается единицы, в остальных же карточные бизнес-­департаменты «лишь пускают пыль в глаза своему руководству, заявляя о своей якобы прибыльности».

По мнению В. Копысова, именно СБП — первый шаг к реализации концепции Open Banking в России. При этом крупный ритейл уже стремится стать прямым, а не опосредованным участником платежных сервисов, однако при любом платежном сценарии непосредственно расчетные функции в системе лежат исключительно на банках как прямых участниках СБП.

Марина Мамонова, руководитель Операционного маркетинга, Связной, поделилась опытом подключения данной розничной сети к Системе быстрых платежей. По ее словам, как показала практика, изначальные опасения низкой конверсии из-за большого количества действий при оплате через СБП были излишни. Само внедрение приема быстрых платежей в сети Связной прошло примерно за два месяца, при этом уже первые результаты показали более чем 200‑процентный рост таких операций. В настоящее время в сети Связной порядка 35% платежей осуществляются в безналичной форме, при этом на быстрые платежи приходится уже порядка 5% от их доли.

Среди вопросов, связанных с определенной сложностью, спикер назвала доработки, занявшие даже чуть больше времени, чем сам ролл-аут, а также возвратные платежи, которые пока осуществляются в течение 15 дней.

В числе планов развития приема быстрых платежей Марина Мамонова назвала реализацию этого сервиса на сайте и в мобильном приложении.

Предлагаем вам ознакомиться с видео— и фотоматериалами форума.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных