Журнал ПЛАС » Архив » 2020 » Журнал ПЛАС №9-10 » 51 просмотр

Гиперавтоматизация банков: не было бы счастья, да пандемия помогла

Наталья Роменская, независимый эксперт по цифровой трансформации и автоматизации, экс-директор по цифровой трансформации в Банке ВТБ, о влиянии пандемии на автоматизацию бизнес-­процессов.

Гиперавтоматизация банков: не было бы счастья, да пандемия помогла

Отдельного тренда на автоматизацию как такового не было никогда: просто с момента появления первых производственных и иных процессов человек постоянно стремился их упростить. Это было естественным стремлением к улучшению, а не «заражение» некоей новой технологией. Упрощение процессов автоматически подразумевало упрощение жизни, уменьшение количества ошибок, увеличение количества товаров и услуг и сокращение времени на выполнение работы.

Выплыл? Теперь учись плавать!

Несколько лет назад начали появляться такие фразы, как «цифровые сотрудники», «диджитализация», «гиперавтоматизация». Тренд на гиперавтоматизацию (использование всего спектра технологий для максимальной автоматизации) появился как результат хайпа на использование большого количества различных технологий и смелых установок вроде «бэк-офис в ноль». Банки и большие предприятия устраивали настоящую ярмарку тщеславия в области финансово успешных проектов, соревнуясь друг с другом по количеству внедренных технологий, по уровню оптимизации процессов и сокращению персонала. Делались более или менее осторожные инвестиции в технологии диджитализации, появлялись свои лидеры и последователи.Пандемия внесла свои коррективы в поведение бизнеса. Когда большинство сотрудников внезапно оказались на дистанционной работе, в ход пошли все технологии, способствующие гиперавтоматизации. Остро встал вопрос не экономической эффективности, а выживания, сохранения процессов и бизнеса в целом. В короткий срок необходимо было обеспечить возможность проведения дистанционных встреч, организации демонстраций, хранения данных и т. д.Появилась необходимость во внедрении новых процессов, обеспечивающих возможность дистанционной обработки информации. Первый удар приняли на себя службы поддержки, а также организации по обслуживанию населения. Обеспечить прием звонков, заявок, выдачу необходимых справок стало задачей номер один. В корпорациях остро встал вопрос безопасности — как ИТ, так и физической. Многие предприятия шли на нарушения указов и оставляли часть работников на местах — только потому, что «не успели подписать приказ» или «запроцессить перевод на удаленку». Труднее всего пришлось «забюрократизированным» корпорациям — было непонятно, какое решение принять, какие будут штрафы и последствия, если «не по уставу» и без получения согласований на всех «сакральных» уровнях распустить работников по домам. Учитывая, что почти во всех российских регионах происходящее так и не было признано форс-мажором, многие компании все еще имеют серьезные шансы стать объектами штрафов и взысканий.С одной стороны, коронавирусный кризис показал нам, как можно под давлением обстоятельств сделать за несколько дней то, что при других условиях внедрялось бы годами. Как известно, научить ребенка плавать можно по-разному. Можно с тренером-­педагогом, мастером спорта международного класса и занятиями трижды в неделю (чтобы организм лучше адаптировался и восстанавливался в спокойном режиме после каждого занятия). Красиво, стильно, медленно, качественно. А можно просто швырнуть детеныша в воду, а там как пойдет: большинство «брошенных в воду» выплывают, но случаются и «форс-мажоры». В случае с пандемией реализовался именно второй вариант «обучения плаванию» — бизнес одномоментно, без всякой подготовки бросили в воду, причем весьма бурную и глубокую.С другой стороны, когда первый, болезненный и дорогостоящий опыт прошел, возникла другая задача — «ребенок» выжил, но как теперь ему научиться плавать технично, быстро и по правилам? Как извлечь выгоду из произошедшего, переоценить текущие процессы и переформатировать бизнес наиболее выгодным образом? Как полноценно внедрить гиперавтоматизацию и качественно измениться в относительно короткие сроки?  

Три волны гиперавтоматизации

Если продолжить выбранную аналогию, связанную с обучением плаванию, то можно сказать, что гиперавтоматизация проходит в три волны: пересмотр текущих процессов, масштабирование новых процессов и формирование культуры гиперавтоматизации.
Изменить скорость внедрения означает не просто перетряхнуть процедуры и бюрократию, но и повысить риск-аппетит
У гиперавтоматизации много преимуществ — ускорение цифровизации, увеличение отказоустойчивости, легкое масштабирование и, безусловно, снижение издержек. Иногда гиперавтоматизация стремится исключить человека из процесса или позволить ему эффективнее выполнять свои функции, а в других случаях она дает специалисту возможность выполнять свои функции эффективно из любой точки мира.Из личной практики могу добавить: гиперавтоматизация позволяет банкам неплохо зарабатывать и расширять клиентскую базу. В частности, у меня был случай, когда клиент был готов перевести весь свой бизнес на обслуживание в один банк (у него было три банка-­контрагента), если он будет удовлетворен степенью централизации и скоростью обработки операций (речь шла о раскрытии аккредитивов). Думаю, это та ситуация, когда
Если у вас есть подписка, нажмите
Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных