Журнал ПЛАС » Архив » 2020 » Журнал ПЛАС №8 » 51 просмотр

Законопроект № 613239-7: катализатор биометрии или страховка для ЕБС?

Законопроект № 613239-7: катализатор биометрии или страховка для ЕБС?

В Государственной думе обсуждается законопроект № 613239‑7 о внесении изменений в статью 7 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в части совершенствования регулирования деятельности кредитных организаций по сбору биометрических персональных данных и проведению удаленной биометрической идентификации). Наш постоянный автор и ведущий колонки «Законодательство» Алия Юсупова, руководитель Комитета по правовым вопросам Ассоциации «Финансовые инновации», ведущий эксперт Центра цифровой экономики и финансовых инноваций МГИМО, дает свою оценку как основным положениям этого документа, так и реальным перспективам его влияния на рынок в случае принятия.

Законопроект предусматривает расширение перечня операций с использованием удаленной идентификации банковских клиентов, что предполагает право банков проводить с клиентами физическими лицами любые банковские операции и иные сделки дистанционно.

Работающую сегодня конструкцию биометрической идентификации представляется возможным оценить как добровольно-­принудительную.

Так, банки в установленных случаях обязаны наполнять единую биометрическую систему с согласия клиентов их биометрическими данными. Выполнение этой обязанности в рамках установленных технических требований приводит к дополнительным издержкам.

В то же время важно понимать, что использование механизма удаленной идентификации сейчас является правом, но не обязанностью банков. В зависимости от аппетита к рискам и особенностей своих операционных процессов они самостоятельно принимают решение о применении удаленной идентификации в целях оказания услуг и совершения операций.

Получается, что законодательно установленная обязанность банков вынуждает их платить за инфраструктуру без учета наличия или отсутствия у них необходимости ее использовать.

Есть и еще один проблемный момент: размещая персональные данные своих клиентов в информационных системах, открытых и иным участникам рынка, банки фактически поощряют прием на обслуживание клиентов конкурентами.

Поэтому предусмотренное законопроектом № 613239‑7 расширение перечня операций с использованием механизма удаленной идентификации видится, прежде всего, как шаг к его перенастройке для банков, нацеленный в числе прочего и на урегулирование некоторого дисбаланса между затратами и преимуществами в связи с использованием этого механизма.

Инициаторам законопроекта предстоит нелегкая работа по дальнейшей адаптации этого механизма к потребностям рынка

На этом фоне предлагаемые законопроектом изменения могут рассматриваться как компенсирующее издержки банков решение, нацеленное на экономию за счет масштаба в связи с увеличением количества продуктов в наборе дистанционных сервисов банков, а также как окно новых возможностей по оптимизации процессов. Но сработает ли на практике упомянутый эффект масштаба в текущей ситуации?

Несмотря на имеющиеся плюсы механизма удаленной идентификации, не все клиенты спешат оставлять свои биометрические персональные данные в Единой биометрической системе.

И связано это может быть не только с отмеченным ростом мошенничества в сфере финансовых операций и потребностью в дополнительных мерах по сохранности и правомерному использованию персональных данных. Существуют вопросы и к самой технологии удаленной идентификации, имеющей в основе однократное обязательное присутствие клиента в офисе банка. Получается, что механизм удаленной идентификации и в текущей, и в предлагаемой законопроектом версиях полностью не закрывает ни проблемы доступности финансовых услуг в отдаленных районах, ни вопроса о банковском обслуживании в условиях так называемых противоэпидемиологических ограничений.

Кроме того, обременительный характер технологии для банков в законопроекте компенсируется значимым смягчением требований к обязательному размещению данных о клиентах в задействованных информационных системах. Лишь части банков необходимо будет незамедлительно выполнять установленные требования к такому размещению.

Понятно, что при дальнейшем прохождении законопроекта его инициаторы попытаются «расшить» и иные слабые места, связанные с реализацией существующего механизма удаленной идентификации. Например, за счет увеличения количества точек сбора биометрических данных и добавления в их число многофункциональных центров (МФЦ). Этот вопрос уже стал предметом широких дискуссий.

Безусловно, предполагаемая законопроектом модификация механизма удаленной идентификации весьма масштабна. И тем не менее в настоящий момент вряд ли можно обоснованно утверждать, что эти меры смогут обеспечить ожидаемый уровень доверия пользователей к системе удаленной идентификации и ощутимо добавят энтузиазма и массовости процессу предоставления биометрических персональных данных в ЕБС.

Более того, представляется очевидным, что если существующий механизм удаленной идентификации принципиально ­все-таки не в полной мере востребован, дальнейшие шаги по его расширению могут оставить следы преимущественно в тексте соответствующих нормативных правовых актов или их проектов.

В этой связи инициаторам законопроекта предстоит нелегкая работа по дальнейшей адаптации этого механизма к существующим потребностям рынка в лице всех его участников, укреплению доверия клиентов к удаленной идентификации, в том числе посредством непрерывного совершенствования систем информационной безопасности, а также по формированию пакета бесспорных преимуществ этой технологии для ее последовательного продвижения.

Будем продолжать следить за тем, как решаются обозначенные вопросы, актуальные для всех участников рынка.

Удаленная идентификация — как и зачем?

Идентификация проводится банками до приема на обслуживание клиентов и представляет собой мероприятия по установлению определенных законом сведений о клиентах и иных лицах и подтверждению достоверности этих сведений.

Удаленная идентификация предусматривает использование единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы.

В настоящее время, сдав биометрические данные в одном банке, возможно получить услуги в другом банке. Банки помогут клиенту — физическому лицу зарегистрироваться в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), «снимут» его биометрические данные (фото и запись голоса) и загрузят их в единую биометрическую систему (ЕБС). После прохождения данной процедуры клиент может дистанционно получать определенный перечень продуктов и услуг любого банка, предоставляющего их с использованием ЕСИА и ЕБС (механизм удаленной идентификации).

Сейчас механизм удаленной идентификации применяется банками к физическим лицам и дает возможность открыть банковский счет, вклад, получить кредит и осуществить перевод денежных средств.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных