Журнал ПЛАС » Архив » 2020 » Журнал ПЛАС №8 »

Debex.Касса. От АДМ до федеральных операторов

В конце лета 2020 года российский онлайн-­аукцион по продаже «плохих» долгов Debex запустил первый в мире сервис для быстрой оплаты просроченных кредитов — Debex.Кассу. Отличительная особенность нового сервиса — возможность закрыть кредит на любой стадии с существенным дисконтом от первоначального размера долга. Мы беседуем с Сашей Даниловым, генеральным директором Debex.

Debex.Касса. От АДМ до федеральных операторов

 

ПЛАС: Что сегодня собой представляет российский рынок кредитования в разрезе просрочки?

С. Данилов: Основная доля торгуемой «просрочки» — портфели крупных банков. В основном это достаточно старые долги (1000‑2000 дней с даты последнего платежа). Долги микрофинансовых организаций, несмотря на то, что их объем растет, все же занимают долю порядка 10%. Правда, эти долги намного свежее — 300–700 дней просрочки, поэтому взыскание по ним зачастую проще.

 Debex.Касса — это собранные в одном месте специальные предложения коллекторов для владельцев просроченных кредитов

 

ПЛАС: Несколько слов о том, как работает ваш сервис?

С. Данилов: Если совсем просто, Debex.Касса — это собранные в одном месте специальные предложения коллекторов для владельцев просроченных кредитов. Они представлены в виде скидки от общей суммы долга в зависимости от скорости погашения. Например, если долг составляет 100 тыс. рублей, то при моментальном погашении скидка может быть 50%. Чуть позднее у должников появится возможность погасить кредит в течение полугода, ­кому-то так удобнее. В этом случае скидка может составлять порядка 30% от общего долга. Чтобы ее получить, необходимо ввести свое ФИО и год рождения. Далее система найдет акцию и пришлет ссылку на указанный email. Если нет акции — можно настроить уведомление.

Отмечу, что сервис полностью безопасен для должника: никаких дополнительных данных вводить не нужно. После оплаты долг с указанной скидкой будет гарантированно погашен кредитором. Если этого не произойдет, Debex вернет деньги.

ПЛАС: Какова доля неплательщиков, которые готовы погасить просроченный кредит на «специальных» условиях?

С. Данилов: Всех неплательщиков можно разделить на две группы. Первую составляют люди, которые еще на этапе получения кредита вообще не планировали его возвращать. Разумеется, ­какие-либо предложения по погашению долга им не могут быть интересны в принципе. Вторая группа — те, кто попал в разряд неплательщиков под действием обстоятельств — потеря работы, кормильца и т. д. Она состоит из заемщиков, которые потенциально готовы закрыть долг при условии предоставления скидки, и тех, кто не готов, поскольку не располагает средствами на покрытие даже части долга. По нашим оценкам, порядка 20‑30% неплательщиков потенциально готовы погасить долг со скидкой. Но все, конечно, напрямую зависит от ее размера.

ПЛАС: Поможет ли ваш сервис существенно улучшить ситуацию с «плохими» долгами?

С. Данилов: Наш сервис может помочь 20‑30% неплательщиков избавиться от долгов. Но на общую ситуацию с объемом «плохих» долгов мы повлиять не сможем. Просто потому, что на объем таких долгов значительное влияние оказывают макроэкономические факторы (пандемия, например, и, как следствие — банкротства предприятий, потеря заемщиком работы). Второй значимый фактор — качество скоринга клиентов в банках и МФО. Если у человека три незакрытых кредита и ему дают четвертый — велика вероятность, что он его не вернет никогда.

ПЛАС: Существуют ли примеры аналогичных услуг в мировой и российской практике?

С. Данилов: На мировом рынке мы не нашли подобных сервисов. В России же банки или коллекторы пытаются самостоятельно работать со своими клиентскими базами, объявляя своего рода «распродажи». Есть десятки юридических компаний, которые декларируют: «Приходите к нам, и мы поможем вам разобраться с долгами!». Но в этом случае речь идет не более чем о предоставлении юридических услуг. Централизованного сервиса, который в федеральном масштабе вел бы реестр акций по должникам, до появления Debex.Кассы в России до сегодняшнего дня не было.

ПЛАС: За счет чего формируется возможность предоставления дисконта по задолженности?

С. Данилов: Как правило, коллектору, который приобрел долг, выгодно договориться с заемщиком о закрытии кредита со скидкой. Да, теоретически он может получить с него больше после суда и работы судебных приставов. Но это требует подготовки документов к суду, участия в процессе и, самое главное, занимает время (до года и более). В случае же дисконта коллектор получает деньги «здесь и сейчас», пусть и со скидкой. Поэтому многие коллекторы готовы провести «распродажу». Разумеется, в «минус» они не уходят, поскольку долги приобретаются у банков большими пакетами и со значительным дисконтом. Проблема же работы с заемщиком в целом заключается в том, что о действительно интересном для него предложении порой очень непросто проинформировать самого должника, который мог сменить телефонный номер и место жительства. И наш сервис как раз сводит между собой обе стороны процесса.

ПЛАС: Каким образом выстраивается сотрудничество с банками и коллекторскими агентствами?

С. Данилов: Схема довольно проста. Любая компания-­кредитор может выставить на платформу портфель акций по своим должникам. Ежедневно сотни или даже тысячи людей заходят на портал Debex.Касса и ищут акции по своим кредитам. Если должник нашел акцию, то может сразу же ею воспользоваться и погасить платеж со скидкой через всевозможные системы оплаты. Мы холдируем деньги на специальном защищенном счете, информируем кредитора о том, что оплата поступила, и ждем, пока тот оформит справку об отсутствии задолженности. Как только справка приходит в систему, мы переводим деньги кредитору, а должнику отправляем справку.

ПЛАС: Сервис больше похож на некий маркетплейс? Рассматривают ли его крупные банки как потенциальную часть своей экосистемы с интеграцией в свои суперприложения?

С. Данилов: Наш сервис интересен любым кредиторам — банкам, коллекторам и МФО — в качестве канала привлечения дополнительных денег. Не думаю, что мы могли бы стать частью экосистемы ­какого-то одного банка, пусть и крупного. После того как сервис заработает на полную мощность, можно будет говорить о его интеграции с большими государственными сервисами.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных