Три категории навыков для работы в будущей индустрии финансовых услуг
будут востребованы в эру быстрых технологических изменений? Финансовый центр
СКОЛКОВО-РЭШ в своем исследовании выделил три типа навыков, необходимых профессионалу в XXI веке: экзистенциальные, цифровые и индустриальные. Рассказывает Екатерина Семерикова, старший исследователь, Финансовый центр СКОЛКОВО-РЭШ.
Профессиональные навыки становятся все более значимым конкурентным преимуществом на рынке труда. Эксперты также отмечают, что конкретные навыки начинают играть более важную роль, чем классическое образование, получаемое в университетах. В основном это происходит из-за высоких темпов изменений в мире, за которыми традиционные университеты просто не успевают. Финансовая индустрия – не исключение. В связи со значительным всплеском инвестиций в развитие искусственного интеллекта многие банки и другие финансовые институты ожидают снижения доли традиционных рабочих мест в их компаниях. И если риски автоматизации и замены труда – одно из веяний данного развития, то усложнение и трансформация профессий – это уже другая сторона происходящих процессов. Даже если не будет полного ухода с рынка конкретных существующих профессий, произойдет их трансформация и изменение спектра задач сотрудников. Именно поэтому уже сейчас как перед работодателями, так и перед существующими и будущими работниками встает вопрос: какие знания, навыки и компетенции будут востребованы в эру быстрых технологических изменений? Финансовый центр СКОЛКОВО-РЭШ в своем исследовании выделил три типа навыков, необходимых профессионалу в XXI веке: экзистенциальные, цифровые и индустриальные.
Экзистенциальные навыки – страховка от потери работы
Если рассмотреть востребованность навыков в общем смысле, т. е. полезность вне зависимости от индустрии, то большинство экспертов сходятся во мнении, что критическими являются следующие навыки:
кооперация (например, коммуникация, умение управлять конфликтными ситуациями, умение убеждать других, качество командной работы, кросс-(суб)культурность, эмоциональная грамотность, в том числе эмпатия);
умение решать проблемы (креативность, критическое мышление, умение задавать вопросы, навыки индукции и дедукция, умение концептуализировать и (пере-) структурировать информацию);
инициативность (внутренняя мотивация, принятие решений, умение работать в одиночку и самостоятельно определять проблему без внешней помощи);
умение управлять стрессом и временем (работа в сжатые сроки, соблюдение сроков, концентрация внимания, приоритезация);
умение учиться и адаптироваться (проактивность в самообучении, получение обратной связи и использование ее для улучшения своих навыков, знаний и компетенций).
Подобные навыки можно назвать экзистенциальными, так как они не зависят от образования, текущей сферы занятости, не устаревают и повышают вероятность трудоустройства независимо от отрасли. В целом они являются так называемой страховкой получения работы и защитой от ее потери.
Особенно экзистенциальные навыки становятся важными на позициях в топ-менеджменте. К примеру, согласно исследованию Mercer & Oliver Wyman «Engaging the Workforce in Digital Transformation», наиболее эффективные лидеры цифровой трансформации наравне со знаниями технологий и подходов для отбора наилучших технологических решений для своей компании должны уметь задавать вопросы и следить за тем, чтобы решения были направлены на правильно сформулированные проблемы.
Цифровая грамотность – новый must have XXI века
На фоне активной цифровизации всех индустрий и становления цифровой экономики еще одной важной областью знаний в XXI веке является цифровая грамотность. Согласно РОЦИТ (Проект Региональной общественной организации «Центр Интернет-технологий» (РОЦИТ) проводит замеры «Индекса цифровой грамотности» жителей России и способствует ее повышению с помощью различных мероприятий):
«Цифровая грамотность – это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Она включает в себя цифровое потребление (знание и использование интернет-услуг для работы и жизни), цифровые компетенции (навыки эффективного пользования технологиями) и цифровую безопасность (основы безопасности в сети)».
Так, например, цифровая безопасность – навык, которого не хватает многим работникам сегодня, из-за чего страдают в первую очередь компании-работодатели (а также сами потребители). Несмотря на то что РОЦИТ обозначает цифровую безопасность только в рамках использования интернета, набор знаний и навыков, связанный с ней, гораздо шире и включает в себя любые аспекты хранения, использования и передачи любой информации в цифровом формате. Уже на протяжении трех лет эксперты из разных стран утверждают, что около 90% хакерских атак вызваны человеческими ошибками. Согласно данным Лаборатории Касперского, беспечность или неосведомленность работников является вторым основным фактором взломов и утечек данных (на первом месте стоят вредоносные программы). Именно поэтому работникам будущего, во-первых, нужно осознавать ответственность за свои знания по цифровой безопасности и принимаемые на работе решения, а во-вторых, быть готовым к проверкам со стороны работодателя по базовым знаниям и навыкам в этой сфере.
Более того, к навыкам цифровой грамотности в рамках цифровых компетенций относится знание необходимых программ, к примеру, языков программирования, инструментария для анализа данных, графического дизайна или специфичного для индустрии софта, а также умение критически воспринимать информацию, создавать и прорабатывать структуру и дизайн проблем, задач и решений и вообще в целом имеющейся информации. Сейчас это часто является одним из критериев при приеме на работу. Разумеется, это не означает, что программирование и подобные навыки становятся ключевым фактором отбора в компании, однако общее понимание структуры, процессов и подхода к решению задач с помощью автоматизации становятся необходимым элементом во многих профессиях в индустрии финансовых услуг. Особенно это актуально в компаниях, где одним из ключевых продуктов или бизнес-линеек является цифровой продукт, так как сотрудникам приходится взаимодействовать с программистами, которые его реализуют. Для этого необходимо иметь представление о том, что возможно сделать с помощью написания кода, сколько времени на это может потребоваться и каким образом наиболее эффективно построить коммуникацию с ИТ-отделом.
Что касается цифрового потребления, то во время рабочего процесса это играет важную роль с точки зрения поиска необходимой информации, проверки используемых источников для ее получения, а также использования облачных и других цифровых сервисов для взаимодействия внутри компании. Это стало особенно релевантным в период пандемии, когда большинство компаний были вынуждены перейти на удаленную работу.
Коммуникация внутри департамента и между департаментами уже переходит в цифровые каналы: мессенджеры, онлайн-переговорные, цифровые доски для отслеживания проектов. Если у сотрудника нет навыка взаимодействия, поиска новых и отказа от старых цифровых продуктов, то он может выпасть из рабочего процесса, что приведет к снижению эффективности как департамента, так и, возможно, всей компании, а в будущем может привести к потере этим работников своей позиции.
Навыки, необходимые в новой сфере финансовых услуг
За 10 лет благодаря активной цифровизации, а в последние пару лет из-за цифровой трансформации традиционных финансовых институтов в банковской сфере все более востребованными становятся специалисты в ИТ разного калибра, связанные с разработкой и адаптацией инноваций, начиная от программистов и разработчиков ИИ и нейросетей, клауд-инженеров и заканчивая экспертами в криптоиндустрии и в цифровой трансформации бизнеса. Однако многие вышеуказанные кадры не всегда оказываются доступными, так как конкуренция за такие таланты происходит уже не внутри одной индустрии, а в межиндустриальном контексте.
Также важными остаются индустриальные знания (специфика, подводные камни, тренды, основные участники и контакты с ними, регулирование и многие другие факторы, которые меняются от индустрии к индустрии). Зачастую как работники среднего звена, так и топ-менеджмент из-за ежедневной операционной деятельности забывают о том, что глобально происходит в индустрии. Тем не менее нередко изменения в ключевых показателях (например, прибыль или количество клиентов) происходят из-за изменившегося тренда (например, предпочтения клиентов). Поэтому знания трендов могут помочь сотрудникам ориентироваться в том, что происходит, как это может повлиять на бизнес и что нужно изменить уже сейчас, чтобы не потерять свои позиции на рынке или выбиться в лидеры.
Знание актуальных трендов также способствует созданию новых продуктов, что особенно важно, если компания работает с корпоративными клиентами (напр., МСБ), которые заинтересованы в собственном развитии и ищут инновационные финансовые услуги. Если представители компании не в курсе этого и не могут ничего предложить, то такого клиента можно запросто потерять, так как он уйдет к конкурентам, которые понимают и разбираются в данном вопросе.
Более того, знания в индустрии помогают постоянно оставаться востребованным на рынке, в том числе при поиске новой работы. Если человеку удается узнавать чуть больше, чем знают другие люди, то он может стать экспертом по теме и заслужить всеобщее индустриальное признание, в том числе посредством комментариев и колонок в СМИ, выступлений на форумах, индустриальных и международных мероприятиях.
Как получить навыки для работы в сфере финансовых услуг настоящего и будущего
Проанализировав кейсы различных компаний и подходов со стороны потенциальных сотрудников, можно выделить три глобальные стратегии (см. рис. 1).
Компании, предоставляющие внутренние тренинги, могут дельт акцент только на специфических знаниях, необходимых для развития сотрудника в нужном компании направлении (например, как это было в случае кейса Сбербанка и Школы 21, готовящей программистов), или же, наоборот, учить экзистенциальным (лидерству, работе в команде, навыкам коммуникации и т. д.). Многие организации выбирают совокупность вышеуказанных навыков и знаний, так как понимают, что и те и другие необходимы в работе для достижения наилучшего результата, как в плане экономических показателей, так и в плане создания внутренней корпоративной культуры.
У сотрудников чаще всего этот выбор не стоит – они вынуждены обучаться и экзистенциальным, и специфическим навыкам, чтобы оставаться конкурентными на рынке труда, однако они могут выбирать, как именно их наработать: пытаться получить навыки и знания самостоятельно или надеяться на обучение в компании и ожидать/искать компании, которые предоставляют такую возможность.
Сотрудники могут проактивно подойти к вопросу развития своих навыков и самостоятельно заниматься своим образованием в выбранном направлении. Однако многие просто не понимают, куда пойти учиться, и часто ждут помощи от работодателя.
При самостоятельном обучении человек может выбрать как офлайн-, так и онлайн-образование. Для экзистенциальных навыков – это специализированные курсы, книги (в том числе self-help), работа над групповыми проектами, публичные выступления и любые другие активности для их отработки в реальной жизни.
Для специализированных знаний ко всему выше перечисленному добавляются вузы, различные учреждения дополнительного образования, а также чтение бизнес-литературы, отчетов и аналитики (например, консалтинговых компаний, ЦБ РФ) и новостей (для финансовых услуг наиболее релевантными в России являются РБК, «Коммерсантъ», а также специализированные источники, как «ПЛАС» или «Банковское обозрение»), для того чтобы постоянно быть в курсе событий индустрии.
Итак, подводя итоги, можно сказать, что на первое место в навыках и компетенциях будущего ставятся экзистенциальные навыки, которые касаются в первую очередь личности человека и его взаимодействия с другими людьми. Подобные навыки являются обязательными для успешного трудоустройства. Несмотря на это, благодаря активному развитию технологий во всех отраслях начинают играть важную роль цифровые и специфичные индустриальные знания, однако они претерпевают постоянные изменения, для чего работнику необходимо постоянно обучаться и заниматься развитием своих навыков.