Журнал ПЛАС » Архив » 2020 » Журнал ПЛАС №7 » 54 просмотра

Как онлайн-инкассация помогает казначеям снижать стоимость РКО для ритейлеров

Коронакризис поставил перед казначейскими службами розничных сетей ряд задач, которые можно решить в короткие сроки только внедрением новых технологий. В том числе речь идет об онлайн-инкассации с использованием автоматизированных депозитных машин (АДМ). В условиях непредсказуемой и скачкообразной динамики роста наличной выручки АДМ помогают оптимизировать издержки на обслуживание наличного денежного обращения (НДО). Как казначеи оценивают эффективность использования АДМ? Что будет происходить с инкассаторскими компаниями по мере развития онлайн-инкассации? И какие действия Банка России помогут снизить для ритейлера тариф на электронную инкассацию? Об этом рассказывает президент Ассоциации корпоративных казначеев Владимир Козинец.
ПЛАС: Повлияла ли пандемия и самоизоляция на долю наличной выручки в обороте ритейла? Как долго, на ваш взгляд, продлится эта тенденция?

В. Козинец: Действительно, в последние месяцы в стране зафиксирован существенный рост НДО. Этот скачок можно связать с паническими настроениями, вызванными пандемией, с самоизоляцией и высокой степенью неопределенности, которую порождает эта ситуация. Но не думаю, что это тектонический сдвиг на рынке или зарождение новой тенденции. По моему личному мнению, коронакризис конечен, и к концу этого года или началу следующего динамика НДО стабилизируется на докризисном уровне.

ПЛАС: Часто случается, что технологии, получившие резкий рост в кризис, после его окончания оказывались за бортом новой экономики. Ждет ли такая судьба финансовые онлайн-технологии, развитие которых мы сейчас наблюдаем?

В. Козинец: Некоторые технологии, ставшие востребованными во время пандемии, будут развиваться и после нее. Но сервисы и услуги, которые активно развивались и до кризиса, также продолжат развитие. Например, это касается сервиса онлайн-инкассации с использованием АДМ. Электронная инкассация – важный инструмент для оптимизации расходов ритейлеров, который в последние годы набирает обороты и пользуется доверием казначеев крупных компаний.

ПЛАС: По каким параметрам казначеи оценивают влияние использования АДМ на бизнес? Как онлайн-инкассация отражается на выполнении казначейских функций?

В. Козинец: Главная задача казначея – снизить стоимость рассчетно-кассового обслуживания для своей компании. На рынке есть финансовые модели, которые позволяют рассчитать разницу в эффективность классической и электронной инкассации в розничных сетях. Математические расчеты показывают, что использование АДМ экономит средства ритейлера валовым образом за счет изменения графиков заездов инкассаторских машин, решения вопросов пересчета наличной выручки, снижения операционных рисков и других факторов.

При этом АДМ не только снижает операционные затраты ритейлера, но и повышает уровень безопасности.

ПЛАС: В ходе Online ПЛАС-Форума «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2020 ЧС» представители банков и инкассаторских компаний обсуждали перспективу каннибализации классической инкассации электронной. Что принесет перевозчикам широкое внедрение АДМ?

Главная задача казначея – снизить стоимость рассчет­но-кассового обслуживания для своей компании

В. Козинец: В теории, если ритейлеры меньше тратят на инкассацию, то инкассаторы должны меньше зарабатывать. На деле ситуация сложнее. Если маршруты становятся более редкими, нет необходимости содержать большой штат сотрудников и автопарк. Сами маршруты можно оптимизировать: выезжать, когда меньше трафика и когда это удобно торговой точке.

Происходящее нельзя назвать каннибализацией классической инкассации. Это закономерное изменение рынка, естественное развитие технологий. Когда-то люди ездили по городу на конке, потом появились трамваи. Когда-то был проводной телефон с диском, сейчас мы все пользуемся смартфонами. С инкассацией то же самое: будут меняться технологии, подходы к клиентским задачам и структура бизнеса. Появятся новые бизнес-модели, в которые АДМ будут встроены изначально. Например, пока доставка денег из АДМ в отдаленных торговых точках дешевле их уничтожения прямо в устройстве, инкассация имеет смысл. Но, возможно, позже дешевле будет утилизировать деньги в АДМ, а потом печатать новые.

ПЛАС: Часть рыночных задач невозможно решить без участия госорганов. Какие задачи рынка услуг электронной инкассации должен решить регулятор?

В. Козинец: Технологический прорыв рынку принесет решение с Банком России вопроса иммобилизации денежных средств: чтобы деньги, находящиеся в АДМ, были не только зачислены на расчетный счет организации, но и считались зачисленными на корреспондентский счет в банке. Это решит проблему credit charge – фактора, влияющего на стоимость использования электронной инкассации. Деньги, внесенные в AДM, сразу зачисляются на расчетный счет предприятия. Но на корсчет банка они попадут, лишь когда

Если у вас есть подписка, нажмите
Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных