Платежный рынок Уругвая. Часть вторая. Инфраструктура обслуживания и госрегулирование

Продолжаем публикацию1 Федора Богородского, экономиста, президента группы компаний ALFEBA, основателя первой в мире государственной криптовалюты El Petro и члена попечительского совета Карамзинского фонда поддержки культурно-исторического наследия. В этот раз он рассказывает о платежной инфраструктуре Уругвая, государственной политике в области регулирования платежного рынка и тенденциях в области цифровизации банковского сектора страны, к которой сегодня присматриваются многие финтех-структуры, в том числе из России.

Первую часть публикации «Платежный рынок Уругвая. От чеков до QR-транзакций» читайте в июньском номере журнала «ПЛАС» (№ 05/2020).

Инфраструктура обслуживания

Как уже отмечалось в первой части публикации, на платежном рынке Уругвая в основном присутствуют мировые лидеры – международные системы Mastercard и Visa, которые занимают здесь доминирующие позиции. Помимо них в стране оперируют American Express и некоторые локальные игроки. Одним из них является платежная система ÓКA (на исп. «OCA»), принадлежащая крупнейшей уругвайской кредитной компании с одно­именной картой. Около 7 лет назад она была приобретена банком ITAU и в настоящее время стала постепенно замещать свои карты кобейджинговыми продуктами совместно с Mastercard и Visa. Единственным эмитентом национальной платежной карты в Уругвае по-прежнему остается система CABAL, однако спрос на ее продукт не растет в силу его локального характера: эмиссия и обслуживание ограничены территорией страны.

Основу инфраструктуры розничного обслуживания в Уругвае исторически формируют сети банкоматов, POS-терминалов, а также касс приема платежей и платежных операций Abitab и Redpagos, позволяющих, помимо осуществления платежей, подать заявления на открытие карты, обменять валюту, получить кредит и т. п., а также отделения банков. Структуру этих каналов и статистику по ним отражает рис. 1.

Банкоматный бизнес

Остановимся подробнее на развитии банкоматного бизнеса. Объем операций в банкоматной сети с 2014 по 2019 год вырос на 30% по уругвайским картам со счетами в национальной валюте – уругвайском песо, и снизился по картам со счетами в долл. США почти на 40%. Тот же тренд отражают операции по картам зарубежных эмитентов, осуществляемые через банкоматы на территории Уругвая, что видно на рис. 2. Статистическая информация предоставлена Центральным банком Уругвая по сетям банкоматов Banred и BROU.

Диаграмма операций по картам, помимо операций через классические устройства банковского самообслуживания по снятию и внесению наличных, включает также операции через так называемые POS-банкоматы (POS-терминалы на кассах ТСП, на которых с помощью кассира владельцы карт могут осуществлять операции внесения на счет и снятия наличных) и мини-банкоматы (по сути являющиеся информационно-платежными терминалами). Мини-банкоматы не оснащены оборудованием для работы с наличными и устанавливаются в основном в отделениях платежных сетей и магазинах. Владелец карты указывает на таком устройстве денежную сумму, которую он хочет депонировать или снять со счета наличными, самостоятельно распечатает купон со штрихкодом и затем предъявляет его на кассе для получения или внесения денежных средств на свой банковский счет.

Банкоматные сети в Уругвае организованы двумя участниками – Banred и BROU. Первая является компанией, созданной совместно коммерческими банками Уругвая по процессированию банкоматных транзакций. Вторая же является сетью банкоматов основного государственного розничного банка Уругвая – Banco de la República Oriental del Uruguay (BROU). Такая высокая централизация банкоматного бизнеса обусловлена прежде всего технологическими ограничениями, а именно – отсутствием на рынке Уругвая современных технологических решений управления сетями устройств самообслуживания и cash-менеджмента, а также консервативными подходами к развитию бизнеса местных участников рынка. Сдерживание рынка банкоматов оказывают и законодательные ограничения, среди которых присутствует условие обязательного владения банкоматом непосредственно банком.

Последний момент объясняет практически нулевое развитие в Уругвае таких популярных сегодня в большинстве стран мира инновационных направлений, как биометрия, искусственный интеллект, машинное обучение, распределенные реестры и нейронные сети. Это происходит потому, что банки, не являясь технологическими компаниями и не испытывая конкуренции со стороны небанковских структур, не стремятся к дальнейшему развитию данных технологий самообслуживания.

Если говорить о динамике банкоматных операций, то можно сделать следующие выводы: снятие наличных по локальным картам растет, а по картам зарубежных эмитентов уменьшается в силу развития рынка розничного эквайринга. Соответственно, объемы транзакций по зарубежным картам и число операций по ним – на порядок меньше, чем по национальным картам.

Торговый эквайринг

Важным событием стало поглощение компанией First Data Uruguay S.A. уругвайского оператора сети POS-терминалов – GEOCOM

Что касается уругвайского рынка торгового эквайринга, то здесь практикуется американская модель создания и развития эквайринговых сетей. Согласно последней, операторы POS-терминальных сетей являются операторами и маршрутизаторами транзакций. Они не имеют лицензий платежных систем на торговый эквайринг и выступают только техническими операторами по установке POS-терминалов и их обслуживанию. Договоры по приему карточных платежей торговые точки и сети касс приема платежей и платежных операций подписывают напрямую с эквайрерами соответствующих продуктов платежных систем. Ими являются непосредственно платежная система Visa, работающая через учрежденную совместно с уругвайскими банками компанию Visa NET, и Mastercard, представленный компанией First Data Uruguay, также являющейся процессором карт Mastercard и некоторых локальных карточных продуктов.

В число операторов сетей POS-терминалов в уругвайских точках продаж входят такие компании, как Abitab, Geocom, New Age Data, POS 2000, Resonance, Scanntech, Sebatop и Sisteco.

Важным событием на рынке торгового эквайринга явилось недавнее поглощение процессинговой компанией First Data Uruguay S.A. местного оператора сети POS-терминалов – компании GEOCOM, которая долгое время являлась лидером рынка и фактически монополистом в сегменте торгового эквайринга Уругвая. Прошедшая сделка и намерения First Data Uruguay приступить к обслуживанию карт Visa наравне с Mastercard усилят конкуренцию на рынке. Безусловно, это будет способствовать усилению здоровой конкуренции на рынке торгового эквайринга и появлению на нем новых игроков, лицензированных платежными системами.

Сети приема платежей представлены компаниями Abitab, Administración Nacional de Correo, Redpagos, Tienda Inglesa y Agencia Nacional de Vivienda.

Увеличение активности пользования картами показывает, что объем операций по картам внутри страны растет. Все больше жителей Уругвая использует карты, а вновь появляющиеся на рынке компании, предлагающие карты, активно реализуют на их базе зарплатные проекты.

В то же время монополизированный рынок супермаркетов диктует необходимость приобретения товаров на уличных рынках воскресного дня – фериях (Feria), где карты практически не принимаются. Поэтому перед походом на рынок покупателям приходится подготавливаться и снимать наличные в банкоматах. Показательно, что консервативный менталитет уругвайцев обусловливает снятие наличных даже для оплаты счетов наличными через сети приема платежей Abitab и Redpagos, несмотря на то, что там карты принимаются к оплате.

Законодательные инициативы и их результаты

Результатом обновления банковского и платежного законодательства Уругвая за последние 10 лет, включая принятие Закона об электронных деньгах, стал рост новых сегментов рынка электронных платежных инструментов, о чем мы рассказывали в июньском номере журнала «ПЛАС». К настоящему времени электронные платежи составили уже почти 50% платежного рынка страны. При этом ожидается, что к 2022 году их доля достигнет 70%. На рынке появились новые игроки. Традиционные платежные агенты, обменные пункты и кредитные компании и кооперативы начали авторизовываться в Центральном банке Уругвая для возможности эмиссии электронных денег и работы с предоплаченными картами, обеспечивая лэндинг для своих основных продуктов. А те, кто не желает попасть под банковский надзор, спешно ищут партнера для продажи кредитов в сетях ТСП с использованием карточных продуктов.

Правительством страны ведутся работы по анализу решений в области криптовалют для их возможного регулирования

Так, если тот или иной кооператив сбережений и кредита не имеет авторизации в ЦБ Уругвая на эмиссию карт и работает как «касса взаимопомощи» времен СССР, то он не может эмитировать карты, поскольку не является институтом, подконтрольным ЦБ. Соответственно, такой кооператив заключает соглашение с компанией, авторизованной на эмиссию карт со стороны ЦБ, получает от нее инструмент в виде карты и кредитует население в партнерстве с ней. Поскольку многие кооперативы не хотят тотального контроля со стороны ЦБ, они выбирают именно такую схему работы.

Следует отметить, что рынок платежных инструментов Уругвая довольно консервативен. Здесь только совсем недавно, в 2019 году, появились бесконтактные карты Mastercard и Visa. О таких сервисах, как Apple Pay, Samsung Pay и им подобные, пока не идет даже и речи. Под мобильными платежами здесь понимается работа через мобильные приложения с использованием аппликаций, таких, например, как TicketAntel, внедренная государственной телекоммуникационной компанией ANTEL изначально в целях продажи футбольных билетов на стадионы, а также билетов в театры и киноконцертные залы.

Одним из последних инструментов, появившихся к настоящему времени на платежном рынке страны, стали платежи по QR-коду через мобильное приложение торгового аукциона MercadoLibre, который является дочерней структурой eBay в Уругвае со штаб-квартирой в Аргентине. В то же время появление на рынке такого продукта не принесло ему до сих пор большого развития, несмотря на растущую сеть приема QR-платежей на АЗС и в сети торгово-сервисных предприятий.

При всех нововведениях государство жестко регулирует рынок и следит за состоянием и развитием инфраструктуры обслуживания путем ее лицензирования и регулирования коридоров эквайринговых ставок в целях недопущения демпинга на рынке.

Открытый банкинг и Open API

Первые компании, предлагающие агентскую роль в сфере приема интернет-платежей с использованием банковских API, начали появляться на рынке Уругвая еще несколько лет назад. В то же время число игроков на данном рынке по-прежнему исчисляется единицами в силу доминирующей позиции площадки MercadoLibre. Клиентов для таких агентов сегодня не так много, поскольку ритейлеры предпочитают открывать свои интернет-магазины быстро и без первоначальных затрат. Всеми признанная торговая площадка для этого подходит наилучшим образом. Она пользуется самой большой популярностью в стране, несмотря на комиссии, доходящие порой до 20% от суммы транзакции.

Развитие цифрового банкинга и межбанковская удаленная идентификация

В Уругвае присутствуют два разработчика цифровой подписи для удаленной идентификации: это государственная телекоммуникационная компания ANTEL и сеть приема платежей Abitab, которая в свое время выросла из ларьков операторов национальных лотерей.

Для проведения идентификации при удаленных продажах, в частности на основе MO/TO транзакций, в последнее время стали пользоваться рассылкой одноразовых паролей через SMS-сообщения. Такой сервис, например, был внедрен нашей компанией группы ALFEBA в Уругвае для центра телефонных продаж ULTRAWASH с продажей кредитного продукта KALICRED. Он был разработан одним из крупнейших в стране национальным производителем лакокрасочных материалов – заводом Kalisay. Так, при проведении удаленной продажи клиенту высылается одноразовый пароль, который он сообщает оператору call-центра в подтверждение согласия с покупкой в кредит. Такая система кредитования не требует специальных разрешений со стороны регулятора, и ее продукт называется домашним кредитом (Crédito de la casa).

Цифровая национальная валюта, включая национальную криптовалюту

В сфере создания цифровых валют (CBDC, central bank digital currency), то есть обязательств ЦБ, номинированных в национальной валюте, имеющих цифровое представление и способных выступать в качестве средства платежа, меры и сохранения стоимости, особого внимания заслуживает уругвайский проект e-Peso, инициированный телекоммуникационной госкорпорацией ANTEL несколько лет назад. Суть этого проекта сводится к тому, что пользователь может скачать и зарегистрировать на свое имя электронный кошелек, а затем пополнить его лимит. e-Peso ни в коем роде не является криптовалютой или электронной валютой. Корректнее говорить о виртуальным уругвайском песо на пути к дальнейшему возможному внедрению криптовалюты. В настоящее время этот проект не получил особого распространения в силу появления на рынке платежных инструментов, таких как мобильная коммерция, интернет-платежи и прямое дебетование банковского счета.

Правительством страны ведутся работы по анализу решений в области криптовалют для их возможного регулирования, а также привлечения инвесторов и крупных игроков, таких как криптобиржи и валютообменники. Однако до сих пор никакого законодательства в этой сфере принято не было.

Вместо послесловия

Недавно пришедший к власти молодой (впервые за последние 30 лет!) сорокалетний президент Уругвая Луис Альберто Лякаже По (Luis Alberto Lacalle Pou), победивший на выборах 2019 года от оппозиционного (к социалистическому) блока партий во главе с Национальной партией (Partido Nacional) и Партией Колорадо (Partido Colorado), вступил в свою должность 1 марта 2020 года. Невзирая на возникшие буквально через неделю после инаугурации форс-мажорные обстоятельства, связанные с пандемией, он уже приступил к решительным шагам. Среди первых из них стало изменение законодательства для улучшения состояния экономики и ее открытости в текущих условиях общемирового рынка. Для этого был оперативно подготовлен и принят большинством в Парламенте и Сенате свод нормативов, получивший название La Ley de Urgencia (в переводе с испанского – «Срочный закон»). Такой шаг стал важным событием для зарубежных игроков финансового и платежного рынков. Именно на их приход и демократизацию национального рынка делает ставку новая команда во главе с президентом. Суждено ли Уругваю стать новым Дубаем в ближайшие 10 лет – покажет только время. Но одно можно сказать с уверенностью: Уругвай, исторически являясь «латиноамериканской Швейцарией», продолжает политику развития стабильности экономики, построения на государственном уровне современных инструментов стимулирования развития финансового и платежного рынков, хаба для обслуживания клиентов и работы с инвесторами из других стран мира без каких-либо препон со стороны государства. В то же время, безукоризненно соблюдая все требования международных структур по прозрачности транзакций и противодействию отмыванию средств и предотвращению терроризма, страна остается одной из немногих в мире юрисдикций, защищающей тайну банковского вклада и не раскрывающей налоговую историю.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных