Журнал ПЛАС » Архив » 2020 » Журнал ПЛАС №5 » 106 просмотров

Платежный рынок Уругвая. От чеков до QR-транзакций. Часть первая

Федор Богородский, экономист, президент группы компаний АЛЬФЕБА, основатель первой в мире государственной криптовалюты El Petro, член попечительского совета Карамзинского фонда поддержки культурно-исторического наследия, рассказывает о текущей ситуации, динамике и перспективах развития платежного рынка Уругвая, к которому сегодня присматриваются многие финтех-структуры, в том числе из России.

Основные показатели рынка

Платежный рынок Уругвая четко структурирован Центральным банком Уругвая (Banco Central del Uruguay) на законодательно-авторизационном уровне. Участниками рынка являются эмитенты платежных инструментов, эквайреры, процессоры, а также операторы сетей POS-терминалов и банкоматов. Рассмотрим подробнее основных участников рынка и данные, отражающие динамику их деятельности.

Эмитентами платежных карт и чеков в Уругвае являются в основном банки. В их числе – государственный банк Banco de la República Oriental del Uruguay (BROU), на который приходится более половины всех операций с этими инструментами по стране, банк Santander Uruguay S.A., а также ITAU, BBVA, CITI, ScotiaBank, Bandes и Heritage.

Дебетовые карты. По данным Центрального банка Уругвая, на начало 2020 года на рынке обращалось свыше 2,8 млн дебетовых карт, по которым было сделано более 109 млн транзакций внутри страны на общую сумму 108,2 млрд уругвайских песо (эквивалент порядка 2,57 млрд долл. США). В свою очередь, по картам со счетами в долл. США оборот составил 136 млн долл. (более 1 млн транзакций). По сравнению с 2017 годом эти показатели удвоились, что видно на рис. 1.

Рис. 1. Рост эмиссии платежных карт и объемов операций по ним


Рост эмиссии дебетовых карт и платежей с их использованием продиктован введением государством при оплате дебетовыми картами местных эмитентов скидки в 3,27% от суммы покупки для стимулирования расчетов картами.

Динамику туристического бизнеса Уругвая наглядно подчеркивают данные расчетов картами зарубежных эмитентов на территории страны. В основном пик активности потребителей приходится на середину лета, которая в Уругвае бывает в январе. Так, например, по данным Центрального банка Уругвая в 2019 году было зафиксировано 1,7 млрд песо оборота и 1,6 млрд карточных транзакций, а также, соответственно, 17 млн долл. США оборота и 146 тыс. транзакций.

В то же время растет и статистика по использованию карт уругвайских эмитентов за пределами страны – прежде всего в Бразилии и странах ЕС. На зарубежный рынок за второе полугодие 2019 года приходится 152 млн долл. общего оборота по картам уругвайских эмитентов совокупным объемом транзакций в 2 млн. Эта статистика не включает в себя данные по операциям снятия наличных.

Кредитные карты. Интересна ситуация с кредитными картами. К началу 2020 года полугодовой объем по кредитным картам в Уругвае вырос до 76 млрд песо на 72 млн транзакций и 262 млн долларов США на 1 млн транзакций соответственно, удвоившись почти за 10 лет. Меньший рост показателей этого сегмента по сравнению с дебетовым картами объясняется отсутствием льгот по оплате кредитными картами, а также замедленным увеличением уровня жизни населения на фоне довольно дорогого внутреннего рынка потребления. В то же время статистика демонстрирует многократный рост использования карт уругвайских эмитентов за пределами страны – 369 млн долл. оборота за полгода при 11 млн транзакций. Это говорит о том, что многие уругвайцы затовариваются, переезжая бразильскую и аргентинскую границы, и расплачиваются там по картам.

Любопытна и статистика карт на душу населения: каждый уругваец в среднем владеет тремя кредитными картами и двумя-тремя дебетовыми, через которые управляет своими банковскими счетами, а также 1–2 предоплаченными картами (в рамках институтов электронных денег, имитирующих предоплаченные карты) для расчетов в интернете. Под электронными платежами понимаются платежи банковским переводом, прямым дебетованием счета, по дебетовой карте, платежи с использованием мобильного телефона через приложения, платежи предоплаченной картой (электронные деньги), и платежи через интернет-магазины. В то время как под классическими платежами подразумевается оплата через снятие наличных и оплата чеками.

На рис. 2 представлена структура операций по кредитным картам, рассчитанная на основе данных кредитных компаний Anda, Cabal, Club del Este, Créditos Directos, Socur, Oca, Passcard, банков Santander, Scotiabank, информационно-технологических и процессинговых компаний Sistarbanc, Visanet и Firstdata.

Рис. 2. Структура операций по кредитным картам


Рис. 2а. Соотношение банковских и небанковских кредитных карт


Рынок эмиссии карт. Как уже отмечалось, эмитентами кредитных карт являются как банковские, так и небанковский институты. Их долевое соотношение можно посмотреть на рис. 2а. Согласно статистке, за 10 последних лет доля представителей банковского сектора в сегменте кредитных карт заметно возросла. Многие национальные банки, такие как Banco Commercial, были проданы зарубежным игрокам, например ScotiaBank, которые усилили свою политику в области продажи кредитных продуктов населению, а также цифровизации бизнеса, в то время как небольшие небанковские компании, предлагающие кредиты, не могут себе позволить конкурировать с крупными игроками, внедряя современные и дорогостоящие технологии. На ту же статистику повлияло, например, покупка кредитной компании OCA, крупнейшего эмитента кредитных карт в Уругвае с одноименной платежной системой карт, бразильским банком ITAU, который, безусловно, уже начал объединять каналы продаж. С другой стороны, в стране есть кооперативы сбережения и кредита, которые
Если у вас есть подписка, нажмите
Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных