Журнал ПЛАС » Архив » 2020 » Журнал ПЛАС №4 » 111 просмотров

Платежный рынок Азии: взгляд изнутри

Среди государств, входящих в огромный бизнес-конгломерат Азиатско-Тихоокеанского региона, наиболее известна прежде всего платежная индустрия Китая. Однако судить о целом регионе по одной лишь КНР было бы опрометчиво – рынки стран той же Юго-Восточной Азии весьма разнообразны и имеют немало специфических особенностей. В чем их кардинальные отличия, и как развивается сегодня платежный сектор АТР, в интервью «ПЛАС» рассказала Одри Оттевангер (Audrey Ottevanger), руководитель Азиатско-Тихоокеанского подразделения компании Ecommpay.
ПЛАС: Какие тренды характеризуют сегодня рынок АТР?

О. Оттевангер: Прежде всего хотела бы отметить, что Азиатско-Тихоокеанский регион – это более половины населения планеты, здесь проживают свыше 4,1 млрд человек. В регион входят 47 стран, среди которых можно выделить государства с наибольшей степенью развития экономики – Китай, Гонконг и Японию, представляющие страны Восточной Азии. Также АТР включает в себя и Юго-Восточную Азию – в т. ч. Сингапур, Малайзию, Индонезию, Таиланд, Филиппины и Вьетнам. Уровень цифровизации ряда азиатских государств за последние несколько лет серьезно вырос, и прежде всего это связано как с повышением доступности интернета, так и с проникновением платежных технологий и электронной коммерции. Не секрет, что повышенный интерес во всем мире проявляется именно к Китаю, всех интересует, что происходит в этой стране, однако ключевые тренды региона не ограничиваются КНР. Развитие платежной индустрии во многих азиатских странах связано с поведением потребителей, которые используют смартфоны как инструмент платежа и одновременно как устройство, с помощью которого можно выходить в интернет и пользоваться сервисами мобильной коммерции. При этом одна из наиболее острых проблем азиатского платежного рынка связана с отсутствием у значительной части населения кредитных карт. Так что зачастую единственным платежным средством здесь выступают мобильный телефон и привязанный к номеру мобильный кошелек.

Благодаря таким решениям тот же Китай вошел в число лидеров мировой платежной индустрии. Например, вы знаете, как работает Alipay и WeChat. Этими сервисами пользуется большинство жителей страны, для них это наиболее популярный метод оплаты покупок. И если ваша компания планирует успешно работать с китайскими клиентами, вы должны предоставить им такие возможности, как оплата через мобильное приложение и перевод на мобильный кошелек.

Юго-Восточная Азия разительно отличается от соседних регионов. Например, в такой стране, как Сингапур, проникновение кредитных карт чрезвычайно высоко. Это объясняет активность местных пользователей сервисов Samsung Pay, Google Pay и Apple Pay. Причина столь высокой популярности последних – в стремлении государственных институтов построить безналичное общество.

Так, например, благодаря программе, запущенной правительством Сингапура, эта страна встала на путь построения smart society – «умного общества». Конечно же, местное население использует и наличные, однако в этой стране очень пристально наблюдают за тем, какие технологии и решения внедряет китайский бизнес. В Сингапуре также отмечен рост региональных и местных электронных кошельков.

В Индонезии, напротив, распространение кредитных карт менее 10%, поэтому большинство населения использует местные платежные решения, главным образом мобильные кошельки. Многие жители могут оплатить, например, покупку товаров или какие-то услуги с помощью приложения GrubPay. Наряду с GoPay и е-Wallet здесь работает также GoCheck. Все они рассматриваются местным населением как основные платежные инструменты, причем это особенно касается наиболее быстрорастущих сегментов рыночной экономики, к которым относится, например, доставка еды.

В Малайзии наибольшую популярность завоевал цифровой кошелек GoPay. С его помощью можно оплачивать коммунальные услуги, развлекательные сервисы, покупки, совершенные онлайн, а в перспективе – дорожные налоги и страховки.

Электронные кошельки – наиболее быстрорастущий платежный инструмент в азиатских странах
Стоит отметить, что электронные кошельки – наиболее быстрорастущий платежный инструмент в азиатских странах. Прежде всего это обусловлено активным ростом продаж мобильных устройств. Кошельки могут быть связаны с кредитными картами или банковским счетом. Для того чтобы завести мобильный кошелек, необходимо посетить банк и открыть счет, положив на него некую сумму денег. Вы также можете воспользоваться QR-платежами, еще одной недавно появившейся на рынке технологией, популярной, в частности, у малого бизнеса, не готового инвестировать в POS-терминалы.

Как итог, развитие мобильной связи в АТР радикально повлияло на создание мобильных платежных решений, при этом неважно, говорим мы об онлайн- или об офлайн-торговле. Еще одно изменение, которое часто можно наблюдать в Азии, – омниканальность ритейла, причем повсеместная. Неважно, какое устройство вы используете. Вы можете начать поиск товара, используя смартфон, проверить свой заказ на планшете, а забрать товар – в офлайновом магазине. Ритейлеры, работающие в сфере онлайн-торговли или имеющие офлайн-точки, должны учитывать подобные возможности для потребителей. Например, если вы едете в Сингапур, а не на Филиппины, вас ждет абсолютно иной рынок.

Что касается последней страны, то ее платежный ландшафт был создан практически с нуля. Население Филиппин разбросано на территории, состоящей из более чем 7000 островов. Каким образом потребители могут взаимодействовать с финансовыми организациями или переводить деньги друг другу? Разумеется, наиболее удобным здесь может быть электронный кошелек. Но не только. У жителей страны есть еще один способ расчетов – через виртуальный банковский счет. С помощью QR-кода можно оплатить покупки онлайн в магазине, таком, например, как 7-Eleven, все это способствовало резкому росту электронной коммерции и существенному изменению платежного ландшафта.

Безусловно, если попытаться прогнозировать ближайшее будущее Юго-Восточной Азии, то вряд ли можно говорить о каких-то мощных технологиях, таких как искусственный интеллект или машинное обучение, поскольку основным трендом в этой стране остаются просто мобильные платежи.

ПЛАС: Есть ли возможность у жителей АТР оплачивать покупки с помощью мгновенных (быстрых) платежей? Если да, то в каких странах региона эта технология уже реализована?

О. Оттевангер: Мгновенные платежи – один из доминирующих трендов в Азии. Однако для использования данного сервиса потребителю необходимо иметь банковский счет, поэтому этот тип оплаты получает наибольшее распространение именно у среднего класса, например, в том же Сингапуре, где создана прекрасная инфраструктура мгновенных платежей. Трудно поверить, но до недавнего времени жители страны не имели возможности даже оплачивать бесконтактными картами покупки в магазине. Сейчас такой тип оплаты используется там повсеместно. Также появились около десятка различных типов платежных терминалов, с возможностью оплачивать покупки с помощью QR- кода или NFC-технологии по всей стране, во всех структурах, в том числе на общественном транспорте.

Благодаря программе, запущенной правительством Сингапура, эта страна встала на путь построения smart society – «умного общества»
В Китае, как, например, и в Гонконге, широкие возможности у населения появились с появлением Alipay и WeChat. Но подчеркну, что в целом возможности у жителей развивающихся стран Азии и стран с более продвинутой экономикой существенно различаются. Ключевую роль при этом играет уровень интернет-покрытия и распространения Wi-Fi – там, где он наиболее высок, есть возможность активно внедрять мобильные платежные технологии.

ПЛАС: Банки и финтех в странах Азии – партнеры или конкуренты?

О. Оттевангер: Зачастую ответ на этот вопрос зависит от позиции местных банковских и финансовых организаций. Вы же знаете, насколько банки консервативны, и это справедливо не только для азиатских государств. Именно с консервативных позиций они и рассматривают финтех как конкурентов, однако, замечу, всегда следует искать пути к сотрудничеству. В Азии многие крупные банки создают инкубаторы, где разрабатывают и тестируют как собственные финтех-технологии, которые, по их мнению, могут определить будущее платежного рынка, так и привлекают стартапы, а также более крупные сторонние ИТ-компании в качестве партнеров. Конечно, банки постепенно обращают внимание на возросшую конкуренцию со стороны финтех-компаний, и определенную роль в этом играют традиции, ведь столько лет на этом рынке не было никого, кроме традиционных банковских организаций. Однако за последние пять лет ситуация в корне изменилась. На рынке появилось немало компаний, заявивших о себе как финтех-банки.

ПЛАС: Open banking для европейского платежного пространства – уже свершившийся факт. Как ситуация выглядит в Азии?

О. Оттевангер: В Европе эта технология действительно получила большое распространение, что касается Азии, то там пока еще только говорят об возможностях открытого банкинга, о приложениях, которые позволят финансовым организациям получать доступ к широкой клиентской базе, а самим клиентам обеспечат широчайшую линейку финансовых сервисов, недискриминационный доступ к банковским сервисам и т. п. В Гонконге и Сингапуре сегодня активно внедряется виртуальный банкинг, в 2020 году стартуют около пяти виртуальных банков. Причем инициатива исходит не столько от коммерческих структур, сколько от самих правительств этих стран, которые стимулируют создание цифровых банков. В этом смысле сейчас развернулась конкуренция между Гонконгом и Сингапуром, они соревнуются в том, какая из стран сможет быстрее создать более эффективные технологии для платежного рынка. Открытый банкинг, начало которому было положено в Европе,

Если у вас есть подписка, нажмите
Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных