Журнал ПЛАС » Архив » 2020 » Журнал ПЛАС №4 » 78 просмотров

AI и большие данные. Как выстроить эффективную бизнес-стратегию?

В чем преимущества использования искусственного интеллекта в банкинге, и всегда ли мы можем эффективно их использовать? Почему даже при наличии больших данных компании не могут правильно выстроить свой бизнес и достичь успеха на рынке? Эти вопросы журнал «ПЛАС» обсудил с Романом Тарановым, руководителем аналитического и информационного управления Deloitte (Латвия), в кулуарах конференции ECOMMTALKS, прошедшей в Риге в конце 2019 года.
ПЛАС: Какие преимущества могут извлечь компании, используя искусственный интеллект в финансовом секторе?

Р. Таранов: Прежде всего я хотел бы уточнить понятие «искусственный интеллект» в переводе на русский язык. Очень часто здесь мы допускаем ошибку, поскольку в английском это называется «artificial intelligence», то есть словосочетание ближе по смыслу к понятию «интеллигенция». А в моем понимании это означает «умение адаптироваться под изменяемую среду». Если, например, поступающие в компанию новые данные незначительно отличаются по своим параметрам от предыдущих, можно обучить компьютер обрабатывать их автоматически. Но если эти данные имеют принципиальные отличия, то ни один искусственный интеллект в мире не справится с их обработкой без участия человека. Таким образом, каждый раз мы допускаем ошибку в переводе, и потом, соответственно, в понимании – что это такое, и что оно может нам дать.

Второй момент – как мы вообще воспринимаем искусственный интеллект. Очень часто консалтинговые компании занимаются тем, что продают «математику». А по сути им нужно продавать бизнес-кейсы.

Тот, кто не определился, какие из наиболее эффективных технологий сможет использовать, рискует остаться за бортом
В чем технологии искусственного интеллекта действительно помогают бизнесу, так это, во-первых, в сокращении расходов. Посредством имплементации определенных технологий мы можем добиться автоматизации, избавить персонал от необходимости выполнять рутинные, примитивные вещи, высвободить потенциал человека, в отличие от машины обладающего интеллектом.

Второй момент – рост доходов, прибыли, в классическом понимании revenue growth. Зная предпочтения покупателей, мы можем предсказывать их пожелания и соответствующим образом реагировать. Подобная тактика оказывает существенное влияние на весь бизнес-уклад, например, розничной организации.

Третий момент, который очень часто упускается, но очень важен и встречается в любых аналитических отчетах и исследованиях, – устойчивое развитие в бизнесе. Сегодня очень многие компании развиваются в этом направлении и уже перешли из стадии ожидания в более активные фазы, когда начинают внедряться соответствующие решения и технологии. И если сейчас упустить этот момент, то вне зависимости от того, каков размер компании и как долго она работает на рынке, можно многое потерять.

Часто консалтинговые компании продают «математику». А по сути им нужно продавать бизнес-кейсы
В качестве примера возьмем финский телекоммуникационный гигант Nokia. Менеджмент компании в свое время пропустил период активного развития сегмента, связанного со смартфонами. И если остальные компании заметно преуспели в этом направлении и пошли дальше, то Nokia уже не смогла наверстать упущенное. Также в свое время компания была известна приверженностью Windows Phone и так и не смогла перейти на Android. Серьезные разочарования, потеря прибыли и в целом бизнеса вполне могут ожидать и глобальные банки, а также крупные розничные компании. И если они сейчас не определятся, какие из наиболее эффективных технологий смогут использовать, то рискуют попросту остаться за бортом.

ПЛАС: Многие банки сегодня отходят от предоставления исключительно финансовых сервисов к более широкому диапазону направлений и начинают занимать ниши, которые до этого принадлежали, например, тем же розничным компаниям. Вопрос – что, в свою очередь, делать рознице?

Р. Таранов: В процессе моего недавнего общения с одним потенциальным клиентом, представителем российской телекоммуникационной компании, он подтвердил, что продолжать бизнес, следуя существующей модели, сегодня уже становится невозможно. Причина проста – есть вещи, которые мы называем commodities. Например, основное предназначение телефона – помогать в коммуникации посредством соединения с абонентом. Но сегодня мы все чаще используем смартфон как некую Entertainment Platform, а не как коммуникатор.

Тот же принцип справедлив и по отношению к банковской карте, при этом не важно, где вы находитесь – в Москве, в Риге или Нью-Йорке, она должна выступать средством либо оплаты товаров, либо получения доступа к наличным. Это воспринимается потребителем как традиционный бизнес. В нашем понимании (когда идет речь именно о традиционном бизнесе) там нет почвы для дальнейших инноваций, в то время как потребитель ждет все новых сервисов от своего поставщика услуг: финансовых, телекоммуникационных или каких-либо других компаний. И чтобы бизнес смог одерживать победы в конкурентной борьбе, предлагать все более качественные сервисы, при этом не увеличивая количество людей и филиалов, необходимо менять бизнес-модель.

ПЛАС: Двоякая ситуация – с одной стороны, бизнес, опережая запросы со стороны потребителей, начинает предлагать им некие услуги и решения, с другой – ему настойчиво рекомендуют «следовать за потребителем». Так как же все-таки нужно выстраивать правильную бизнес-стратегию, и что нужно учитывать в этом плане?

Р. Таранов: Думаю, что потребителя сегодня в большей степени интересует сервис с точки зрения так называемой бесшовности. Бесшовность в нашем случае – ситуация, когда мне не нужно

Если у вас есть подписка, нажмите
Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных