AI и большие данные. Как выстроить эффективную бизнес-стратегию?

В чем преимущества использования искусственного интеллекта в банкинге, и всегда ли мы можем эффективно их использовать? Почему даже при наличии больших данных компании не могут правильно выстроить свой бизнес и достичь успеха на рынке? Эти вопросы журнал «ПЛАС» обсудил с Романом Тарановым, руководителем аналитического и информационного управления Deloitte (Латвия), в кулуарах конференции ECOMMTALKS, прошедшей в Риге в конце 2019 года.

ПЛАС: Какие преимущества могут извлечь компании, используя искусственный интеллект в финансовом секторе?

Р. Таранов: Прежде всего я хотел бы уточнить понятие «искусственный интеллект» в переводе на русский язык. Очень часто здесь мы допускаем ошибку, поскольку в английском это называется «artificial intelligence», то есть словосочетание ближе по смыслу к понятию «интеллигенция». А в моем понимании это означает «умение адаптироваться под изменяемую среду». Если, например, поступающие в компанию новые данные незначительно отличаются по своим параметрам от предыдущих, можно обучить компьютер обрабатывать их автоматически. Но если эти данные имеют принципиальные отличия, то ни один искусственный интеллект в мире не справится с их обработкой без участия человека. Таким образом, каждый раз мы допускаем ошибку в переводе, и потом, соответственно, в понимании – что это такое, и что оно может нам дать.

Второй момент – как мы вообще воспринимаем искусственный интеллект. Очень часто консалтинговые компании занимаются тем, что продают «математику». А по сути им нужно продавать бизнес-кейсы.

Тот, кто не определился, какие из наиболее эффективных технологий сможет использовать, рискует остаться за бортом

В чем технологии искусственного интеллекта действительно помогают бизнесу, так это, во-первых, в сокращении расходов. Посредством имплементации определенных технологий мы можем добиться автоматизации, избавить персонал от необходимости выполнять рутинные, примитивные вещи, высвободить потенциал человека, в отличие от машины обладающего интеллектом.

Второй момент – рост доходов, прибыли, в классическом понимании revenue growth. Зная предпочтения покупателей, мы можем предсказывать их пожелания и соответствующим образом реагировать. Подобная тактика оказывает существенное влияние на весь бизнес-уклад, например, розничной организации.

Третий момент, который очень часто упускается, но очень важен и встречается в любых аналитических отчетах и исследованиях, – устойчивое развитие в бизнесе. Сегодня очень многие компании развиваются в этом направлении и уже перешли из стадии ожидания в более активные фазы, когда начинают внедряться соответствующие решения и технологии. И если сейчас упустить этот момент, то вне зависимости от того, каков размер компании и как долго она работает на рынке, можно многое потерять.

Часто консалтинговые компании продают «математику». А по сути им нужно продавать бизнес-кейсы

В качестве примера возьмем финский телекоммуникационный гигант Nokia. Менеджмент компании в свое время пропустил период активного развития сегмента, связанного со смартфонами. И если остальные компании заметно преуспели в этом направлении и пошли дальше, то Nokia уже не смогла наверстать упущенное. Также в свое время компания была известна приверженностью Windows Phone и так и не смогла перейти на Android. Серьезные разочарования, потеря прибыли и в целом бизнеса вполне могут ожидать и глобальные банки, а также крупные розничные компании. И если они сейчас не определятся, какие из наиболее эффективных технологий смогут использовать, то рискуют попросту остаться за бортом.

ПЛАС: Многие банки сегодня отходят от предоставления исключительно финансовых сервисов к более широкому диапазону направлений и начинают занимать ниши, которые до этого принадлежали, например, тем же розничным компаниям. Вопрос – что, в свою очередь, делать рознице?

Р. Таранов: В процессе моего недавнего общения с одним потенциальным клиентом, представителем российской телекоммуникационной компании, он подтвердил, что продолжать бизнес, следуя существующей модели, сегодня уже становится невозможно. Причина проста – есть вещи, которые мы называем commodities. Например, основное предназначение телефона – помогать в коммуникации посредством соединения с абонентом. Но сегодня мы все чаще используем смартфон как некую Entertainment Platform, а не как коммуникатор.

Тот же принцип справедлив и по отношению к банковской карте, при этом не важно, где вы находитесь – в Москве, в Риге или Нью-Йорке, она должна выступать средством либо оплаты товаров, либо получения доступа к наличным. Это воспринимается потребителем как традиционный бизнес. В нашем понимании (когда идет речь именно о традиционном бизнесе) там нет почвы для дальнейших инноваций, в то время как потребитель ждет все новых сервисов от своего поставщика услуг: финансовых, телекоммуникационных или каких-либо других компаний. И чтобы бизнес смог одерживать победы в конкурентной борьбе, предлагать все более качественные сервисы, при этом не увеличивая количество людей и филиалов, необходимо менять бизнес-модель.

ПЛАС: Двоякая ситуация – с одной стороны, бизнес, опережая запросы со стороны потребителей, начинает предлагать им некие услуги и решения, с другой – ему настойчиво рекомендуют «следовать за потребителем». Так как же все-таки нужно выстраивать правильную бизнес-стратегию, и что нужно учитывать в этом плане?

Р. Таранов: Думаю, что потребителя сегодня в большей степени интересует сервис с точки зрения так называемой бесшовности. Бесшовность в нашем случае – ситуация, когда мне не нужно прилагать усилия по поводу того, как получить тот или иной сервис, как мне его имплементировать. Этот сервис должен появляться в нашей жизни как commodities, в некоем традиционном формате. Он не должен быть сложным для конечного пользователя, а быть легким, интуитивно понятным и простым.

Если говорить о банковском секторе, сейчас здесь вырос запрос на инсайты. Например, у меня есть банковское приложение, и я хочу посмотреть, на что я тратил значительные суммы за последний месяц. Причем я хотел бы сделать это в удобной и, что немаловажно, понятной мне форме. Лично я, например, профессионально на ежедневной основе работаю с данными и в состоянии понять любую презентацию данных. Те же, кто не занимается работой с данными профессионально, нуждаются в том, чтобы предлагаемая форма была предложена в удобоваримой форме. Поэтому, когда мы говорим о бесшовности, это означает, что сервисы должны работать эффективно, стабильно и быть связаны друг с другом. Мы сейчас можем наблюдать такую тенденцию: участники разных индустрий, например, ритейла или телекома, объединяют свои знания по пересекающимся сегментам клиентской базы, чтобы предоставлять услуги более высокого качества, предлагать лучшие товары на основе объединенной информации о конкретном потребителе.

ПЛАС: Сегодня мы наблюдаем конвергенцию бизнеса. И если крупный ритейлер накопил базу в несколько миллионов клиентов, что мешает ему стать банком при наличии соответствующей лицензии? Но пока такого не происходит…

Р. Таранов: Соглашусь лишь отчасти. Многие знают о китайских гигантах электронной коммерции со своими платежными платформами и мессенджерами, которых не случайно называют сегодня бигтехами. Если рассматривать тему больших данных, которые сегодня выступают «новой нефтью», то невольно напрашивается аналогия с настоящим энергоносителем. Ведь когда-то факт его обнаружения также вызывал массу вопросов. Первые нефтедобытчики скупали у фермеров гектары земли, а прежние хозяева недоумевали – что делать с этой бурой жижей? И лишь потом стало ясно – выиграли те, кто сработал на опережение. Меж тем как фермерам эта земля была лишь в тягость, помеха в их бизнесе.

«Artificial intelligence»
в реальности означает «умение адаптироваться под изменяемую среду»

А теперь перейдем от аллегории к реалиям. Допустим, бизнес агрегировал некие данные. Здесь есть несколько моментов. Первый – так называемый data management. Насколько эти данные вообще пригодны? Здесь снова напрашивается сравнение с нефтью, которая, как известно, бывает разных сортов, степени пригодности и нуждается в дополнительной обработке. Данные также могут быть как пригодными для дальнейшего использования, так и настолько «некачественными», что даже специальные техники по дополнению или выравниванию этих данных не помогут.

Что мы делаем в таких ситуациях? Объясняем, что именно необходимо изменить клиенту в процессе сбора данных, и предлагаем вернуться к этому вопросу, возможно, через полгода, может быть, через год, два или три в зависимости от цели, которую клиент хочет достичь. И такая практика наблюдается достаточно часто. Второй момент касается сотрудников, которые будут работать с этими данными. У компании не появится никаких инсайтов, если не будет специалистов, которые смогут правильно и эффективно обработать и использовать эти данные. Внутри этих команд, которые можно назвать как угодно: data scientists, AI scientists, самым важным моментом является создание некого мостика между технологией и бизнесом. Чтобы бизнесу можно было транслировать навыки и знания, которые получила технологическая команда, и наоборот. Должен быть выставлен четкий KPI по бизнес-кейсу, который мы хотим получить в результате, а также налажен процесс мониторинга изменений.

Как только мы начинаем принимать решение, не руководствуясь догадками, а опираясь на анализ данных, у потребителей может наступить выход из зоны комфорта, что на практике может повлечь отторжение у некоторых клиентских категорий. Именно поэтому change management process (процесс изменения управлением. – Ред.) очень важен. Моя профессиональная рекомендация – компаниям необходимо смотреть в сторону ускорения вывода на рынок продуктов и решений, внедрения так называемого agility. На мой взгляд, ключевое отличие традиционных больших компаний от стартапов, которые не фокусируются на одной идее, в том, что именно стартапы более гибкие по своей сути организации, и у них получается быстрее перей­ти от пилотного проекта к готовой версии решения или технологии. Вот такого agility следует добиваться и внутри крупной компании, и я думаю, что для топ-менеджмента это задача номер один, которую просто необходимо взять на вооружение. Чем быстрее ты способен адаптироваться под изменяющиеся условия рынка, тем успешнее будет твой путь в бизнесе.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных