ПАРТНЕР РУБРИКИ


12 февраля 2020, 16:27
Количество просмотров 234

Необанкинг-2020: все только начинается?

По прогнозам PwC, в 2020 году финтех-сегмент начнет формировать принципиально новую бизнес-модель. К этому моменту 28% финансовых организаций, работающих в сфере банковских услуг, окажутся в зоне риска. О том, как видят сами представители финтеха свое будущее и взаимоотношения с другими участниками рынка, мы побеседовали с Михаилом Петровым, директором по продуктам и инновациям VR_Bank.
Необанкинг-2020: все только начинается?

ПЛАС: Какие тренды в платежной индустрии вы могли бы отметить на конец 2019 года?

М. Петров: В качестве ключевых вещей я бы отметил участие регулятора в формировании новых стандартов платежей и возрождение модели подписок в новой форме. Это так называемые скрытые транзакции. Хорошим примером здесь может служить сервис такси, когда, привязав карту и совершив поездку, вы фактически совершаете оплату автоматически. В больших городах быстрые транзакции с использованием отпечатка пальца или face recognition стали реальностью, и подчас мы даже не представляем, что может быть по-другому. При соответствующей законодательной базе российские покупатели смогут приобретать, например, лекарственные препараты и иные товары, не выходя из дома. Это сильно облегчит жизнь людей, которые не всегда могут самостоятельно дойти до ближайшей аптеки.

Также я бы выделил несколько моментов, связанных с упрощением процессов оплаты и повышением скорости проведения операций. И это даже не автоматизация, а оптимизация, ближе всего стоящая к тематике искусственного интеллекта и понимания своего конечного клиента для предвосхищения его потребностей. Я верю в то, что в очень скором времени банки смогут предлагать кредит будущим студентам на обучение в вузе еще на этапе вступительных испытаний, а получить возмещение в виде денежных средств на свой счет можно будет буквально через несколько секунд после страхового случая. Но, несмотря на все усилия, банкам пока что не удается сделать так, чтобы потребитель ощутил существенные изменения в клиентском сервисе.

ПЛАС: В какой мере Open API можно рассматривать в качестве нового инструмента конверсии?

М. Петров: В эпоху глобальных перемен особый импульс для развития новых продуктов дают открытая коллаборация и различного рода партнерства. И финтех-компании, и необанки «взрывают» индустрию за счет их открытости и готовности сотрудничать. Это справедливо также и в отношении классических банков, и партнерских компаний, с которыми обсуждается возможность разработки того или иного нового сервиса. В этом продукте уже может отсутствовать процессинговая часть, а onboarding (подключение партнера) выходит на новый уровень. Если раньше этот процесс занимал от нескольких недель до месяца, то теперь он сокращается до нескольких дней. В перспективе я уверен, что это будет происходить фактически онлайн.

ПЛАС: Как, на ваш взгляд, Система быстрых платежей изменит платежный ландшафт? И какие возможности ждут здесь в перспективе?

М. Петров: Прежде всего важно понять, что такое СБП и какие задачи стояли перед разработчиками этого продукта. Главное – это возможность совершить перевод или действие, связанное с оплатой, в онлайн-режиме:

  • максимально быстро;
  • максимально просто;
  • максимально дешево.

Далее следует уход от привязанности к платежным системам. Что касается бумажных денег, это, на мой взгляд, уже почти архаизм: около 56% всех розничных платежей в России присутствуют в безналичной форме. Давайте посмотрим на мировую практику. Например, в Осло безналичные платежи составляют порядка 98%, в Бельгии – 95%. Я не думаю, что для России это будет настолько актуально, тем не менее в этом направлении мы очень серьезно движемся. При этом в России можно оплатить картой любую сумму, даже билет на одну поездку в метро, в то время как в Европе часто действуют ограничения на минимальный размер безналичного платежа.

Успешное внедрение технологии после повторного использования становится для клиента обыденностью

Бизнес как клиент всегда в центре нашего внимания, и, безусловно, есть несколько точек взаимодействия: эквайринг, выплаты и другие сервисы, которые повышают финансовую эффективность его компании.

Вообще я верю, что успешное внедрение технологии после повторного использования становится для клиента обыденностью. Россияне любят пробовать что-то новое, и из-за этого у нас так экспоненциально, например, выросли бесконтактные платежи. Таков наш менталитет. Особенно если решение позволяет избежать целого ряда сложностей: а именно, в моменте совершить транзакцию с минимальной стоимостью и с  минимальным набором параметров.

Необанкинг-2020: все только начинается? - рис.1

ПЛАС: Ряд экспертов предрекали телекому серьезный рывок в плане финтеха, со стороны представителей которого были намерения выступать в роли платежных агентов. Какие перспективы ожидают эту сферу с точки зрения трансформации?

М. Петров: До прихода в финтех я успел поработать в сфере телекоммуникаций – МТС, Veon (торговая марка «Билайн») и Tele2. Действительно, в телекоме давно поняли, что если не меняться и не использовать наработанную лояльную базу для внедрения новых сервисов, то очень быстро можно превратиться в «трубу» для доставки трафика клиенту. Мы тоже сотрудничаем с крупнейшими телекоммуникационными компаниями и параллельно смотрим на другие рынки – Азию, Африку, рынки которых пока отстают с точки зрения платежей. Жителям ряда стран там доступны простые USSD-сервисы, они не могут получить выпущенную карту в банке, совершить быстрый платеж. Для них платежные сервисы крайне важны.

Если говорить о перспективах самого телекома, то ни для кого не секрет, что этот сектор стагнирует. Все ищут новые возможности, новые рынки, причем не только связанные с банковским сектором. Телеком-компании смотрят и на сферы, связанные с развлечениями, путешествиями – сегментами, которые они хотели бы освоить. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже, но в целом успехи достаточно скромны.

ПЛАС: Многих интересует, чем закончится выход на банковский рынок финтех-стартапов, намеренных отобрать его долю у банков, которые, в свою очередь, сами стремятся стать финтех-компаниями...

М. Петров: Вопрос не в том, кто кого победит, а в том, что будет дальше. Вы правы, большая часть банков в принципе поняли, что нужно трансформироваться. Сейчас мы часто слышим: «трансформируйся, диджитализируйся или умри». Но не могу сказать, что классический банк, осознавший в этом необходимость, в одночасье перестал быть банком и стал ИТ-компанией. И я сильно сомневаюсь, что он станет финтех-компанией, потому что финтех «совсем про другое». Если говорить о веяниях, то еще год назад на различных форумах и конференциях банки говорили о своей заинтересованности в совместных финтех-проектах, но, на мой взгляд, скорее это были просто слова, соответствующие актуальной повестке. Сейчас я вижу, что разворот в сторону финтеха, который поможет предоставлять клиенту еще более качественный и быстрый сервис, действительно произошел. Очень важно, что многие российские компании не просто проявляют интерес к новым технологиям, но и активно внедряют их, и это происходит в совершенно разных индустриях. Развитие банковских сервисов и внедрение инноваций создают очень хороший «технологический климат» для страны в целом и таких компаний, как наша, в частности.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
youtube