Олег Брагинский, основатель «Школы траблшутеров» и директор «Бюро Брагинского»
В крошечных магазинах Турции и на пестром Гранд Базаре рассчитываются бесконтактно: телефоном, кольцом, часами. Но повсеместно в радиусе взгляда мерцают экраны банкоматов: иначе не купить жареные каштаны, вареную кукурузу, уличные брецели.
Правительство Великобритании озаботилось стратегией обеспечения доступа граждан к наличным. В Америке набирает силу движение Only Cash Policy – малые бизнесы отказываются платить за эквайринг. На технологичных японцев тоже нахлынуло: полюбили ностальгически «шуршать бумажными». Принудительное ограничение розничного оборота наличных получило мощную оппозицию. Появилась мода носить деньги в карманах брюк, рассчитываться «еще теплыми». Как в школе или студенческие времена.
Пока центральные и национальные банки отчитываются о снижении уровня обращения банкнот, региональные кредитные учреждения идут навстречу клиентам. Спустя два десятилетия приходится решать задачи, которые должны были исчезнуть как класс:
- Как построить модель достаточности и оптимальности (МДиО) сети устройств самообслуживания (УС) в пределах конкретного города (региона)?
- Как с помощью МДиО измерять, корректировать и управлять напряженностью работы сети УС?
- Как использовать МДиО для коалиционных объединений и оптимизации собственной сети УС с учетом потенциала сети партнеров?
- Как при наличии сети с партнерами перенаправить лучших клиентов других банков в собственные УС (приоритетная навигирующая геолокация)?
- Как ввести градацию УС для приоритезации инкассации и устранения неполадок?
Вспомним азы – приоритетность УС определяется следующими показателями:
- Востребованностью.
- Наличием прибыльных пользователей.
- Локацией (местом расположения).
Коэффициент полезности (востребованности) УС:
КПУС = (Nin×Pin) + (Nout×Pout), где
Nin – количество операций на внесение наличных, шт.
Pin – совокупная прибыль от клиентов, совершивших внесение наличных за соответствующий период, в долл. США.
Nout – количество операций на выдачу наличных, шт.
Pout – совокупная прибыль от клиентов, получивших наличные за соответствующий период, в долл. США.
Дадим определение «локации»:
- одно географическое место (с точки зрения клиента),
- где может быть расположено несколько УС, например, зона 24*7,
- в том числе и разных типов.
Коэффициент удачности расположения локации:
Клок = КПус1 + КПус2 + … + КПусn, где
n – количество устройств на локации, шт.
KПусi – коэффициент полезности i-го устройства самообслуживания.
Переходим к «цветовой» градации устройств:
- Для каждого города рассчитывается суммарный коэффициент всех УС.
- Для каждого УС рассчитывается его доля в городе.
- Все УС сортируются по убыванию КПус и разделяются на три группы (см. рис. 1).
Таким же способом присваивается приоритет для локации:
- Для нескольких УС, входящих в локации, может производиться экспертная корректировка приоритета конкретных УС, например, если УС «Зеленое», а локация – «Красная».
- «Зарплатный» банкомат независимо от присвоенного приоритета попадает в «Красный» приоритет на период ±3 дня от даты зачисления фонда оплаты труда.
Формула «правильного» уровня доступности УС может быть построена по приведенной таблице (см. рис. 2) и математически выглядеть так:
Для каждого класса (цвета) УС определяем стоимость и скорость исправления случая недоступности:
«Красные» – простой не более 2 часов, стоимость инкассации – 200 долл. США и выше;
«Желтые»– простой не более 3 часов, стоимость инкассации – 150 долл. США;
«Зеленые» – простой не более 4 часов, стоимость инкассации – 100 долл. США и ниже.
Графическое распределение для Банка N выглядит следующим образом (см. рис. 3).
На рис. 5 синими точками на карте Екатеринбурга отображены планируемые к установке УС Банка N, а геометками трех цветов – действующие УС. Видно, что два новых УС попадут в красный класс, шесть – в желтый и столько же в зеленый.
Классификация Москвы выполнена для большего количества УС. Зоны напряженности отмечены красными овалами (см. рис. 6).
Расчет достаточного количества УС города (региона) проводится по формуле Площади достаточного охвата SP популяции P:
SP = SQ× (P / Q), где
SQ – площадь города
Q – население города
P – размер клиентской базы Банка N в городе.
Тот же расчет на примере Екатеринбурга (см. рис. 7):
S = 468 км2
Q = 1’353 тысячи человек
P = 242 тысячи человек.
SP(Екатеринбург) = 468 ×(242 / 1’353) = 83 км2.
Радиус достаточного охвата
На Площади достаточного охвата находится 56 локаций для УС. Достаточно ли? В городе транспортных центров (зон посадки-высадки пассажиров), бизнес-площадок и торгово-развлекательных «якорей» – итого 40 локаций. Избыток УС в Екатеринбурге:
56 – 40 = 16 штук.
Оценим текущее состояние сети УС
Цветные круги с цифрами 1, 2 и 3 на рис. 8 обозначают УС. В каждую группу (по цвету) отнесены УС, обслуживающие треть потребностей клиентской базы города в наличности:
«зеленые» УС – недоиспользуются
«желтые» – работают на средней мощности
«красные» – используются чересчур интенсивно.
При оптимальном и достаточном распределении УС каждого цвета должно быть 32–34%. Но в текущем состоянии три красных УС (17%) обслуживают треть клиентской базы (33%) – (см. рис. 9). Предстоит откорректировать нагрузку на них добавлением новых устройств.
Каждые три УС объединяем линиями и рассчитываем «вес территории», определяемый суммой цифр устройств в вершинах, что отражает напряженность использования УС в треугольном полигоне. Корректировке подлежат зоны наибольшей интенсивности – с показателями веса 7, 8 и 9 – см. рис. 10.
I. Корректировка сети УС по модели.
Модель предлагает «дорастить» пять банкоматов к существующей сети. Новые устройства добавляются как «зеленые» с красным фоном – см. рис. 7.
Интенсивность использования банкоматов «сделает» некоторые из них желтыми, рис. 12.
«Красные» соседи, с большой долей вероятности, «пожелтеют». Вес треугольников, соединяющих банкоматы, после оптимизации уменьшится (исчезнут 7, 8 и 9) – см. рис. 13.
Таким образом, добавление пяти устройств (+28%) снизило (перераспределило) нагрузку в целом по сети УС на 16% (в пределах города). Предложенная методика позволяет управлять зонами напряженности сети УС и для городов, имеющих более одного географического центра. Для Новосибирска придется строить две раздельные окружности.
Переманивание клиентов в собственные УС из партнерских осуществляется двумя способами:
1) Повышение номиналов купюр, загружаемых в УС красной зоны, до максимальных. Кому-то будет неудобно, но совершившим 3+ транзакции пятитысячными делайте кредитные и депозитные предложения, не спрашивая фамилии.
2) Использование бесконтактных УС без экранов. Предложите клиентам загрузить приложение, чтобы выбор проводить в смартфоне, а к устройству подходить для касания-авторизации, чтобы забрать деньги из диспенсера. Быстрое обслуживание приведет продвинутых, торопливых и состоятельных.
А модель обеспечения бесперебойности функционирования УС мы рассмотрим в следующем материале на страницах журнала «ПЛАС».