1 марта 2019, 19:01
Количество просмотров 554

Госрегулирования эквайринговой комиссии не будет?

Война вокруг эквайринговых комиссий, которая в итоге могла бы разрушить рынок, в свете последних событий переносится на неопределенный, но в любом случае весьма недолгий срок.
Госрегулирования эквайринговой комиссии не будет?

Однако, прежде чем перейти к анализу происходящего, сделаем небольшой исторический экскурс. В этом году нашему журналу исполняется 25 лет. Кроме удовольствия от самого факта юбилея (точнее полуюбилея), у нас есть уникальная возможность заглянуть на четверть века назад и посмотреть, сколько платили держатели банковских карт в середине 1990-х за право пользоваться «пластиком». В свете разгоревшегося в последнее время спора об эквайринговой комиссии и подсчетов, во что гражданам обойдется ее снижение, вопрос далеко не праздный, если учесть, что все новое – это хорошо забытое старое.

Итак, чтобы открыть Visa Classic в 1994 году, пионер карточного бизнеса в России Кредо Банк требовал внести в кассу 2500 долларов, из которых 500 долларов был неснижаемый остаток. Годовое обслуживание карты обходилось еще в 25 долларов. Если карта была зарплатная, то, как ни покажется это сегодня странным, условия были еще жестче – 200 долларов надо было положить на счет сразу и по 250 долларов докладывать ежемесячно (итого 3200 долларов), а за каждую операцию оплаты картой клиенту приходилось платить 0,6% от суммы платежа. И при этом эквайринговая комиссия, которая сейчас видится торговым сетям неподъемной, в то время составляла минимум 4,0%, у AmEx – 4,5%, а в рискованных сегментах – 7,0%. В 1991 году требования были еще выше.

Причем когда мы сравниваем стоимость карты 25-летней давности с нынешними условиями – без первого взноса и годовое обслуживание от 0 до 12 долларов, не говоря уже об отсутствии комиссий за оплату и снятие наличных, – стоит учитывать и разницу в зарплатах. В 1994 году средняя величина оплаты труда в России составляла 95 долларов, в то время как в 2018 году она в 6,5 раза выше – 620 долларов.

Другими словами, за годы развития рынка банковских карт условия их использования для граждан многократно улучшились. И это стало возможно исключительно благодаря тому, что удалось найти баланс между интересами эмитентов, эквайреров и торгово-сервисных предприятий. В результате за 25 лет рынок вырос с 280 млн долларов до эквивалента порядка 292 млрд (!) долл. (более чем 19 трлн рублей).

Программы лояльности, которые изначально представляли собой набор скидок в небольшом числе наиболее дорогих магазинов, превратились в целую индустрию, мотивирующую держателя карты действовать все активнее. Тем самым потребительский рынок получал дополнительный двигатель для развития, что давало мотивацию и возможность банкам и ритейлерам совершенствовать программы лояльности, предлагая клиентам все более выгодные условия. Однако этот самоподдерживающийся механизм развития рынка сегодня имеет неплохие шансы быть разрушенным.

Напряжение буквально висело в воздухе до самого начала совещания по регулированию эквайринга у вице-премьера Дмитрия Козака, состоявшегося

1 марта 2019 года

Напряжение буквально висело в воздухе до самого начала совещания по регулированию эквайринга у вице-премьера Дмитрия Козака, cостоявшегося 1 марта 2019 года. По имеющейся у портала PLUSworld.ru информации, практически все представители платежного сообщества отнеслись более чем серьезно к ситуации, сложившейся в связи с требованиями торгового ритейла пересмотреть механизмы формирования эквайринговой комиссии и взять за основу уровень мерчантской уступки – 0,2% для дебетовых карт и 0,3% для кредитных, используемый для безналичных платежей в странах Европейского союза.

Суть остальных требований кратко можно свести к следующим моментам:

  • ограничить interchange fee на уровне 0,5% по on-us операциям в торговой сети;
  • сделать размер торговой уступки независимым от оборота ТСП и сферы его работы;
  • ввести специальные ставки для социально значимых категорий товаров/услуг, операций с небольшой либо, напротив, значительной суммой чека;
  • обязать ПС и эквайреров сделать прозрачными все составляющие торговой уступки;
  • наделить правом оказывать услуги по безналичной оплате покупок банковских платежных агентов.
Госрегулирования эквайринговой комиссии не будет? - рис.1

Характерно, что лоббистам торгового ритейла удалось по нарастающей организовать целую серию успешных шагов по оказанию давления на участников платежного рынка в стране – банки, платежные системы, Банк России, профильные министерства и ведомства. Так, на совещании 26 ноября 2018 года у вице-премьера Дмитрия Козака с представителями ритейла, который он курирует, ФАС, Минфину, Минпромторгу при участии ЦБ было поручено до 1 февраля 2019 года представить в правительство предложения по снижению комиссии при покупках по банковским картам.

За законопроектом о регулировании эквайринга ждем законопроект о регулировании торговой надбавки в ритейле?

Ставки эквайринга, по словам Сергея Белякова, председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), стали настоящим бичом для торговли непродовольственными товарами. «Они давно не меняются и составляют 1–3% в зависимости от вида предприятий торговли. Для малого бизнеса и небольших онлайн-продавцов ставки еще выше – от 2,5 до 3,5% в зависимости от оборота. Максимальная плата за эквайринг не должна превышать 0,2% для дебетовых карт и 0,3% для кредитных», – в итоге заявил С. Беляков.

Далее дело дошло до того, что президент РФ Владимир Путин на пленарном заседании форума «Деловая Россия» 6 февраля 2019 года раскритиковал якобы высокую комиссию за обслуживание безналичных расчетов в магазинах, назвав ее «квазиналогом». Естественно, это выступление основывалось на предшествующих предложениях представителей торговых ассоциаций снизить комиссию за эквайринг и законодательно ограничить ее размер.

Госрегулирования эквайринговой комиссии не будет? - рис.2

Банки со своей стороны выступали против такого развития событий, предупреждая, что в случае гос­регулирования ритейл не снизит стоимость товаров и услуг ни на копейку, а кредитные организации будут вынуждены лишить своих клиентов бонусных программ, например кешбэка, при этом все услуги и сервисы станут платными для наших сограждан.

Кроме того, давление, оказываемое лоббистами группы торговых ритейлеров, в последние месяцы лишь продолжало нарастать. Так, в конце февраля ассоциации ритейлеров АКИТ, АКОРТ и РАТЭК направили в ФАС запрос о возбуждении дела против Visa и Mastercard за злоупотребление положением на рынке. Отдельно отметив, что российский ритейл недоволен размером мерчантской уступки.

Именно поэтому к подготовке к совещанию, намеченному вице-премьером на 1 марта, все участники платежного рынка отнеслись столь внимательно. Как и ожидалось, ни Федеральная антимонопольная служба (ФАС), ни Минфин и Минпромторг, а также ЦБ не поддержали идею госрегулирования эквайринговой комиссии.

«Предложения правительства по государственному регулированию тарифов для безналичных платежей по банковским картам не вызвали поддержки ни у банков, ни у самой торговли», – заявил 1 марта Илья Джус, пресс-секретарь заместителя председателя правительства Российской Федерации Дмитрия Козака.

Самый верный путь такого рода модернизаций – развитие технологий и альтернативных способов платежей

С другой стороны, участники данного совещания по регулированию эквайринга в итоге договорились подписать совместную декларацию о новых принципах ценообразования на этом рынке. При этом практически все они отметили вклад в позитивное развитие и в результаты совещания присутствия на нем таких знаковых фигур, как глава Сбербанка Герман Греф и руководитель банка «Открытие» Михаил Задорнов, которые стали основными докладчиками совещания.

В процессе обсуждения перспектив госрегулирования комиссий Герман Оскарович, для того чтобы подвести итог своей части обсуждения, абсолютно серьезно заявил, что как только появится законопроект о регулировании эквайринга, за ним тут же последует законопроект о регулировании торговой надбавки в ритейле. При этом затрагивался вопрос установления специальных тарифов эквайринга для представителей малого бизнеса. Данный подход также не был поддержан участниками, хотя сам вопрос остался открытым.

По словам одного из источников, в ходе встречи директор Департамента национальной платежной системы Банка России Алла Бакина подчеркнула, что ЦБ выступает против государственного ценового регулирования этого рынка. При этом регулятор поддержал предложение правительства выступить площадкой для банков и платежных систем для выработки между ними единого решения о размерах межбанковских комиссий по эквайринговым операциям. В итоге пришли к выводу, что целесообразно подписать между платежными системами и ведущими банками так называемую декларацию или соглашение, предусматривающее ключевые сегменты для снижения размера межбанковской комиссии и размер этой комиссии. Указанная декларация также может быть представлена всем участникам рынка, в том числе ритейлерам. Тут встал вопрос, кто будет представлять ритейлеров. Но и здесь решение лежало на поверхности – Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ).

По итогам совещания Д. Козак поручил участникам совещания выработать согласованные решения по определению прозрачных критериев и принципов дифференциации тарифов. Координировать данную работу будет ЦБ с участием профильных министерств. Эти решения они должны представить в правительство до конца марта.

Также в связи с новым поручением предлагается рассмотреть вопрос о снижении комиссий на социально значимые товары, например, лекарства. Однако все согласились, что существует напряженность, и нужно на уровне участников рынка – банков и платежных систем, а также АКОРТ – договориться о принципах ценообразования на эквайринг, изучить возможность специальных условий для покупок на крупные суммы и подумать про малый бизнес, чтобы он не пострадал в случае обязанности принимать карты.

Источник также обратил внимание еще на одну активную дискуссию о том, что социально значимые секторы – это исключительно спорный вопрос, поэтому нужно просто хорошо подумать – о чем договориться, как сделать тарифообразование более прозрачным и, как следствие, более понятным и справедливым. И что самый верный путь такого рода модернизаций – развитие технологий и альтернативных способов платежей.

Госрегулирования эквайринговой комиссии не будет? - рис.3

Подводя итог завершившемуся совещанию, один из его участников заявил, что «в течение ближайших трех недель нужно будет собраться всем представителям рынка, включая ФАС, Минпромторг, Минфин, ЦБ и АБР, и прийти к общему знаменателю: что именно банки, платежные системы готовы скорректировать и по каким конкретным направлениям, ну а ритейлеры, соответственно, больше претензий не имеют и будоражить общественность не будут – их устраивает предложенное банками снижение. Честно говоря, из разговора было не очень понятно, чего же хочет сам ритейл. Потому что они говорили, что их в принципе все устраивает. Но было бы лучше, если бы что-то скорректировали, унифицировали. А так претензий у них особенно и нет. Теперь будем работать, договариваться. Но тут тоже надо внимательно смотреть, потому что у разных банков разное видение, кто и где готов подвинуться, чтобы это получилось не в ущерб друг другу».

Также были отмечены предложения представителей торгового ритейла, которые выступили за введение единой комиссии для всех участников рынка. «Логика проста – если одна и та же техника продается примерно в одинаковых условиях одними и теми же участниками, то не должно быть различий. Другими словами, поднимите комиссии, сделайте их прежними тем торговым сетям, которые уже обоснованно получили скидки. Это напрямую не прозвучало, но из общего контекста следовало. Вывод прост – из контекста выдергивается одна небольшая часть аргументации, а про 95% остального бизнеса забывают. Безусловно, на такие условия мы навряд ли когда-либо согласимся».

По словам Ильи Джуса, банки, ритейлеры и платежные системы должны будут в рамках специально созданной рабочей группы под кураторством Банка России до 20 марта представить в правительство проект меморандума с согласованными предложениями о корректировке эквайринговых комиссий.

Впрочем, актуальность этих предложений может оказаться переоцененной. Поскольку сегодня появился механизм, который может совместить, казалось бы, несовместимое – обеспечить низкие комиссии ритейлерам за поток транзакций в Системе быстрых платежей и сохранить «высокие» комиссии банкам в классическом эквайринге. Такой «волшебной палочкой» может стать  сама СБП.

Напоминаем, что эти вопросы будут активно обсуждаться в числе других актуальных тем 10–11 апреля на 6-м Международном ПЛАС-Форуме «Online & Offline Retail 2019» – ключевом мероприятии в России и СНГ, посвященном перспективам синергии банковского сектора и торговой розницы, которое пройдет в московском КВЦ «Сокольники». Спешите зарегистрироваться на официальном сайте мероприятия PLUS-Forum.com, количество мест ограничено!

Не забывайте, мы всегда с Вами!

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube