25 декабря 2012, 11:30
Количество просмотров 346

«Транзакционные Системы»: ответы на вызовы времени

<p> Руководство компании «Транзакционные Системы» о сегодняшнем дне одного из крупнейших российских разработчиков...
«Транзакционные Системы»: ответы на вызовы времени

Руководство компании «Транзакционные Системы» о сегодняшнем дне одного из крупнейших российских разработчиков POS-терминального ПО.

Сергей Орешков, генеральный директор компании

Как известно, с 2002 г. компания «Транзакционные Системы» вела сотрудничество исключительно с Hypercom, проводя разработки программного обеспечения для терминальных устройств этого производителя. В итоге подавляющая часть парка POS-терминалов вендора на территории России, стран СНГ и Балтии, насчитывающего порядка 200 тыс. устройств, была оборудована программным продуктом CISBase разработки нашей компании. Однако в связи с объявлением о намерении в 4-м квартале 2010 г. покупки компании Hypercom компанией VeriFone нам пришлось задуматься о своих планах и перспективах на будущее. В 2010 г. на выставке CARTES & IDentification 2010 мы посетили стенды различных производителей POS-терминалов – как ведущих поставщиков, так и компаний из Китая и Кореи. К тому времени сделка о приобретении компании Hypercom еще не была завершена, но мы, оценив серьезность планов VeriFone, начали поиск альтернативных партнеров в России.

Самым логичным, на наш взгляд, было установление партнерских отношений с компанией VeriFone, но в силу многолетнего успешного сотрудничества VeriFone с компанией INPAS это оказалось проблематично. Также, рассмотрев предложения китайских и корейских производителей, мы поняли, что надо искать компанию, которая могла бы составить на российском рынке конкуренцию новому конгломерату. Очевидно, что единственным реальным конкурентом являлась компания Ingenico, имевшая в России сильного партнера в лице ARCOM group. В ходе выставки нам удалось организовать встречу с представителями Ingenico, а по возвращении – договориться о том, что мы выберем среди своих клиентов тех, кто проявит интерес к терминалам производства этой компании, причем проявит интерес к реализации проектов на рынках ближнего зарубежья, во избежание ненужной конкуренции с ARCOM в России. К слову, еще до достижения этих договоренностей мы получили терминалы ряда китайских производителей, посмотрели модельный ряд, посмотрели на их SDK и пришли к выводу, что сможем адаптировать свою программную платформу для этих устройств.

Но поскольку данные производители практически не присутствуют на рынках России и СНГ, а выход на рынок – процесс достаточно сложный, именно сотрудничество с компанией Ingenico стало для нас единственным реальным шансом сохранить наши позиции на рынке.

Уже весной 2011 г. мы получили от Ingenico средства разработки и начали работы по переносу базовой функциональности ПО, разработкой которой мы занимались почти 10 лет для терминалов Hypercom, на новую программную платформу, причем для всех типов терминалов Ingenico: стационарных терминалов серии iCT2xx, мобильных серии iWL2xx и ритейловых ПИН-падов iPP3xx.

В качестве клиентов в СНГ, которые заинтересовались новыми терминалами, выступили наши давние банки-партнеры в Казахстане и Беларуси. Таким образом, мы начали работу по портированию ПО для конкретных проектов с понятными перспективами. 


Крупнейшее слияние на рынке POS-терминального оборудования за последние несколько десятков лет – сделка по приобретению компании Hypercom корпорацией VeriFone – не могло не отразиться на деятельности российских партнеров Hypercom, активно сотрудничающих с ней в течение последних лет. В интервью журналу «ПЛАС» ряд ведущих менеджеров и специалистов компании «Транзакционные Системы», одного из лидеров в области разработки ПО для эквайринговых решений на рынке России и СНГ, рассказывают об истории сотрудничества с новым партнером – Ingenico – и ходе миграции на устройства данного производителя, в том числе и в рамках интегрированных кассовых решений.

«Транзакционные Системы»: ответы на вызовы времени - рис.1Сергей Болкисев, директор по развитию бизнеса компании «Инженико Платежные Системы» – дочернего предприятия Ingenico в России

Cотрудничество с компанией «Транзакционные Системы» имеет для Ingenico стратегическое значение в рамках как усиления своего присутствия в России, ставшей пятой страной в мире, где Ingenico запустила производство своей продукции, так и в плане продвижения на новые географические рынки и в бизнес-сегменты. Как локальный партнер, много лет успешно работающий с российскими клиентами, команда «Транзакционных Систем» хорошо знает реальные потребности рынков стран постсоветского пространства, специфику отношений их игроков, а также перспективы тех или иных продуктов в плане их реальной востребованности. Она изначально была сильна своей клиентоориентированностью и компетентностью, быстрой реакцией на запросы рынка и, конечно же, своими софтверными решениями, эффективность которых проверена временем. В настоящий момент достигнуты договоренности с целым рядом банков, в том числе и с ведущими участниками рынка, по реализации проектов на базе решений Ingenico с мультиплатформенным ПО «Транзакционных Систем». При этом создание единой мультивендорной платформы, позволяющей любому банку или торгово-сервисному предприятию, эксплуатирующему терминалы Hypercom с разработанным специалистами нашего партнера ПО, легко и быстро мигрировать на терминалы Ingenico, является лишь первым шагом в развитии нашего сотрудничества.

Сегодня задача Ingenico как одного из лидеров рынка заключается в окончательном укреплении своих позиций, с тем чтобы иметь возможность инвестировать средства в будущее собственного бизнеса и индустрии в целом. Сегодня мы ведем инновационную деятельность, во многом выходя за рамки своей линейки оборудования, стремясь к тому, чтобы клиенты воспринимали нас не только как поставщика готовых решений, но и как партнера, к которому можно обратиться с новой идеей. И сотрудничество с компанией «Транзакционные Системы» является прекрасным подспорьем для реализации такого рода проектов с участниками рынка России и СНГ, уверенность которых в надежности, эффективности и безопасности решений Ingenico постоянно крепнет, в том числе благодаря софтверным решениям. 

«Транзакционные Системы»: ответы на вызовы времени - рис.2
Стационарный POS-терминал Ingenico серии iCT2xx

Алексей Тихомировдиректор группы разработки

Основной целью технической работы, которая началась в апреле 2011 г., была миграция существующего программного приложения на новую платформу. На этом фоне одной из задач, которую мы перед собой поставили, было не создание нового, отдельного программного продукта, а добавление поддержки новой платформы к уже существующему продукту CISBase, разработку которого мы вели многие годы для устройств Hypercom. Такой подход позволяет нам оптимизировать и значительно упростить процесс поддержки имеющейся и внедрения новой функциональности у всех наших клиентов. Иными словами, если мы добавляем какую-либо новую функциональность в наш текущий проект, то она с минимальными затратами может быть реализована у всех наших клиентов, которые этого пожелают. Можно выделить несколько основных задач, которые нам предстояло решить для достижения поставленных целей. Первая из них – это аппаратно-зависимый уровень ПО, осуществляющий функции ввода-вывода и взаимодействие с операционной системой терминала.

Далее можно выделить реализацию пользовательского интерфейса (меню, диалоговых окон и т. п.). Благодаря тому, что при описании экранов и диалоговых окон приложения используется технология, не зависящая от конкретной платформы, нам удалось достаточно быстро реализовать пользовательский интерфейс, максимально приближенный к интерфейсу терминалов Hypercom линейки Optimum T2100.Еще одной первостепенной задачей стала реализация на новой платформе наиболее востребованных типов связи, таких как TCP/IP и GPRS с поддержкой SSL, а также коммутируемого доступа в синхронных и асинхронных режимах.

«Транзакционные Системы»: ответы на вызовы времени - рис.3
Стационарный POS-терминал Ingenico серии iWL2xx

Следующим этапом стала реализация всевозможных криптографических функций, необходимых для нормальной работы приложения – получение ПИН-блока, шифрование данных карты и т. п. В рамках этой задачи была реализована поддержка внешних ПИН-падов, а также разработаны средства локальной загрузки ключей с учетом специфики платформы. Не менее важным этапом работы стала реализация поддержки технологии EMV. Дело в том, что EMV-библиотека, поставляемая Ingenico, имеет значительные архитектурные отличия по сравнению с EMV-библиотекой Hypercom. Поэтому нам пришлось адаптировать наше приложение таким образом, чтобы оно могло работать с библиотеками обоих производителей.

Мы не могли не учесть в своей работе и возрастающий интерес к технологии бесконтактных платежей. Поэтому в наше приложение была добавлена поддержка бесконтактных устройств Ingenico – как встроенных в POS-терминал или внешний ПИН-пад, так и обособленных, подключаемых к терминалам.

На сегодняшний день на новой для нас платформе Ingenico уже реализована поддержка нескольких хостовых протоколов таких производителей как БПЦ, Compass Plus, OpenWay, Tieto, TSYS, а также система лояльности Welcome Real-Time, используемая нашими партнерами, работающими в России, Казахстане и странах Балтии.И наконец, помимо всего перечисленного, на новой платформе мы смогли обеспечить поддержку своего собственного серверного решения ТSPlus, что позволило нам разработать и реализовать новый механизм доставки лицензий на терминал. Так, если на терминалах Hypercom лицензия на ПО защищается с помощью SAM-модуля (микропроцессорный модуль формата SIM-карты), который необходимо установить в каждый терминал, то посредством сервера ТSPlus можно удаленно загрузить на терминал предназначенную для него лицензию в виде файла.

Все описанные работы мы начали во второй половине апреля 2011 г. и всего лишь через 4 месяца, к концу августа, уже имели первую версию программного решения, которую можно было демонстрировать заинтересованным клиентам. Демо-версия на тот момент не включала в себя поддержку EMV, а связь поддерживалась только по протоколу Ethernet (TCP/IP).

К декабрю 2011 г. мы уже выпустили первую полнофункциональную версию программного продукта для новой платформы, которая предназначалась непосредственно для тестирования клиентами. Впоследствии эта версия дорабатывалась, исправлялись допущенные ранее ошибки и учитывались полученные от клиентов замечания. В итоге к 1 апреля 2012 г. мы выпустили на рынок версию программного обеспечения CISBase T2, полноценный аналог приложения для Hypercom, предназначенную для реальной эксплуатации. Два проекта с нашими партнерами в Казахстане и Беларуси по миграции на новое ПО находятся сейчас в стадии промышленной эксплуатации – они запущены и успешно развиваются, POS-терминалы эксплуатируются с нашим новым программным продуктом. Пилотную стадию проекта по внедрению нового ПО завершает один из наших клиентов, работающий в Балтии.

«Транзакционные Системы»: ответы на вызовы времени - рис.4
Ритейловый ПИН-пад Ingenico iPP320

В завершение я бы хотел еще раз акцентировать внимание читателей ПЛАС на том, что в итоге мы получили единую мультивендорную платформу, в рамках которой можно разрабатывать программное обеспечение абсолютно идентичной функциональности, как для POS-терминалов Hypercom, так и для POS-терминалов Ingenico. Таким образом, в настоящее время миграция на терминалы Ingenico любого нашего клиента, который эксплуатирует терминалы Hypercom с разработанным нами ПО, потребует минимальных трудовых и временных затрат. Не менее важно отметить, что вся бизнес-логика, которая присутствовала на терминалах Hypercom, практически в неизменном виде перешла и на новую платформу, поскольку ее реализация не зависела от платформы: проект изначально выстраивался таким образом, чтобы максимально изолировать аппаратно-зависимую часть приложения от бизнес-логики.

Сергей Орешков, генеральный директор компании

В рамках создания нашего мультиплатформенного ПО мы в максимальной степени сохранили интерфейс пользователя. Клиенты, как из числа банков, так и ТСП, которые уже привыкли к определенному виду экрана и чека, с миграцией на новую платформу получат, соответственно, и аналогичный интерфейс. В итоге сроки на внедрение и переобучение клиентов будут сведены к минимуму. 

Владимир  Войтов,  технический директор

 Понятно, что, внеся такие масштабные  изменения в свое ПО, как добавлениеновой платформы, нам потребовалось  заново пройти сертификацию по PA DSS.  Ранее она была проведена для ПО терминалов Hypercom.  

Так, в прошлом 2011 г. «Транзакционные Системы» стали первой в России компанией-производителем ПО для  POS-терминалов, прошедшей полный  цикл проверок и успешно завершившей  процесс сертификации по PA DSS. В настоящее время мы находимся в заключительной стадии прохождения сертификации нашего мультиплатформенного  программного продукта в компании «Информзащита», которая проводила у нас  аудит и ранее.

  К настоящему времени успешно  прошли проверку все производственные  процессы, которые связаны с выпуском  ПО и его безопасностью, а также код  программного обеспечения. Сегодня мы  проходим заключительную стадию аудита – в частности, подготовку документов,  которые будут подаваться на рассмотрение консулу PCI. 

«Транзакционные Системы»: ответы на вызовы времени - рис.5
Cледующий этап нашей деятельности – завершение ведущейся сегодня доработки нашего ПО для работы на unattended-устройствах

В течение месяца-двух после этого шага  мы надеемся получить соответствующий  сертификат.

Разработка в рамках реализуемого  нами проекта построена таким образом,  что любые действия, которые приводят  к изменению программного обеспечения,  строго протоколируются.  При необходимости произвести определенные изменения по требованию заказчика мы создаем соответствующую  задачу.

Под нее при необходимости разрабатывается техзадание (ТЗ), в котором  четко указаны все требования заказчика,  процессы предстоящей реализации этих  требований и процессы тестирования.  Далее ТЗ оценивается по трудоемкости,  а затем передается в отдел разработки,  где над ним трудятся непосредственно  программисты. Соответственно, любые  изменения в программном коде документируются в системе контроля версий  и проходят еще несколько стадий проверок.

Разработчик после внесения изменений в программный код проверяет их  собственными средствами. Затем эти  изменения проверяются руководителем  группы разработок. И только после этого  дается разрешение на внесение этих  изменений в репозиторий программного  кода проекта.

Такой «двойной контроль» на входе  позволяет избежать множества ошибок  на выходе.

Третий этап проверки осуществляет  группа тестирования. Об особенностях  процесса расскажет руководитель группы  Людмила Ключкина.

Людмила Ключкина, руководитель группы тестирования и поддержки

Группа тестирования не связана с группой разработок. Этот момент является очень важным, поскольку специалисты группы тестирования должны разработать и применить к программному коду собственные технологии проверки. В задачу специалистов группы тестирования входит поиск проблем в работе приложения. В первую очередь проверяется функциональность вновь добавленных изменений на соответствие техническому заданию.

 Если проблем и ошибок на данном этапе не выявлено, то проводится регрессионное тестирование с целью убедиться, что новая версия программы не содержит ошибок в уже протестированных ранее участках кода. Регрессионные тесты проводятся по тест-планам, разработанным отдельно под каждого нашего клиента.

 Весь процесс проверки ПО проходит в среде, максимально приближенной к условиям заказчика. Для эмуляции различных режимов, используемых в реальных условиях эксплуатации POS-терминалов, мы располагаем большим набором инструментов. В их число входят эмуляторы хостовых модулей, оборудование для проверки всех поддерживаемых коммуникационных режимов, эмуляторы кассовых программ с наборами скриптов, позволяющих протестировать взаимодействие POS-терминала с ККМ. В процессе тестирования также задействованы и реальные машины с ПО ведущих кассовых вендоров. Для прохождения сертификаций и тестирования обработки EMV- и бесконтактных карт применяются специальные программно-аппаратные комплексы известных брендов.

Если в ходе тестирования обнаружены ошибки или замечания, ПО возвращается на доработку. После того как ПО успешно прошло тестирование, все изменения, внесенные в программный код, документируются и отсылаются заказчику – таким образом, последний может отследить изменения, проведенные в новой версии. Кроме того, заказчику подготавливается и направляется инструкция по использованию новой функциональности.

Все обновления по документации и по программному обеспечению заказчик может получить на нашем сервере.

«Транзакционные Системы»: ответы на вызовы времени - рис.6Владимир  Войтов,  технический директор

По ходу разработки ПО для терминалов Ingenico мы разработали еще один программный продукт. Если ранее мы предлагали только один вариант лицензирования (с использованием SAM-модулей), то сегодня доступен и новый вариант получения лицензий – удаленно с сервера лицензий. Речь идет об использовании сервера TSPlus, на котором хранятся лицензии точно так же, как ранее они хранились в SAM-модуле. Таким образом, POS-терминал считывает данные о лицензии не с модуля, а обращаясь к серверу. Для многих наших заказчиков такой вариант намного предпочтительнее, чем работа с SAM-модулями.

Помимо этого, для тех заказчиков, которые выбрали серверный вариант лицензирования, на том же сервере TSPlus нам легко выстроить и целый спектр сопутствующих сервисов. Например, такой функционал, как сбор статистики.

 Как известно, банки уделяют пристальное внимание качеству обслуживания торговых точек. Поэтому им важно знать статистические данные о работе POS-терминала, чтобы вовремя реагировать на возникающие проблемы. Мы предлагаем банкам новый функционал, который позволяет собирать статистику по внутренним событиям: это могут быть различные ошибки, связанные с коммуникациями, с обработкой карт, подсчет числа успешных и неуспешных транзакций и так далее. То есть практически любые данные, которые заказчик хотел бы получить для использования в качестве аналитической информации. Функционал сбора статистики выстраивается таким образом: ежедневно терминал обращается на сервер ТSPlus и «сбрасывает» на него накопившуюся за сутки статистику. Далее с помощью специальных средств эти данные извлекаются для проведения их анализа. Итоги анализа позволяют выяснить причину возникающих ошибок на терминалах и подобрать способ борьбы с ними, следить за «здоровьем» терминальных сетей и предпринимать меры по поддержанию их в работоспособном состоянии. Также через этот сервер можно отслеживать, какие именно версии ПО установлены на POS-терминалах, с тем чтобы своевременно проводить апгрейд.

На сервере ТSPlus также реализован функционал для поддержки рекламных кампаний. В его рамках мы предлагаем заказчикам в качестве носителей рекламы использовать чеки, которые получают их клиенты – держатели карт при оплате покупок. Например, банк или процессинговый центр может размещать на этих чеках различную информацию рекламного характера.

 При этом содержание рекламной информации может варьироваться: сервер можно запрограммировать таким образом, что терминал будет показывать разные рекламные тексты для покупателей, совершивших покупки на разные суммы, в разное время суток, в различные даты и в различных местах установки POS-терминала – привязка может быть абсолютно любой. Например, как известно, в магазин с утра ходят большей частью пенсионеры, домохозяйки и т. д., то есть неработающие люди, для которых требуется определенный вид рекламы. Вечером магазин чаще посещают люди, возвращающиеся с работы, – и им можно предложить другой рекламный контент. Таким образом, реклама становится более таргетированной и, следовательно, более действенной.

Все это можно учитывать путем настроек нашего сервера. POS-терминал ведет подсчет, сколько раз он показал ту или иную рекламу, на скольких чеках она появилась. Эта информация также ежесуточно сбрасывается на сервер, чтобы в дальнейшем ее можно было проанализировать и внести определенные коррективы в правила показа той или иной рекламы. В настоящее время наши специалисты работают над тем, чтобы расширить функциональность сервера TSPlus, добавив еще и поддержку программ лояльности. На такой функционал спрос со стороны торговых предприятий сегодня очень высок. В полном объеме функционал лояльности мы представим уже в ближайшее время.

Алексей Тряпичников, менеджер проектов по кассовым решениям

Я хотел бы коснуться такого перспективного направления деятельности компании «Транзакционные Системы», как интегрированные кассовые решения. Еще со времен сотрудничества с компанией Hypercom спрос на наши интегрированные кассовые решения очень высок и сохраняется таким по сей день.

Понятно, что когда POS-терминалы интегрированы с кассой, это намного удобнее для торговой точки, чем работа на двух независимых устройствах, так как ускоряет работу кассы и снижает количество возможных ошибок кассира. Кроме того, использование подобного интегрированного решения оптимизирует работу бухгалтерии, поскольку все данные о транзакциях автоматически заносятся в фискальную память кассы и бухгалтерскую систему магазина. Наше интеграционное решение построено на базе специализированного программного модуля TRPOS. Модуль обеспечивает интерфейс между кассовой программой и POS-терминалом, делая его простым и универсальным для любого кассового ПО. Таким образом, кассовая программа взаимодействует с TRPOS и полностью изолирована от особенностей протокола авторизации и модели терминала или ПИН-пада. То есть кассовый вендор, который сделал программную стыковку с TRPOS, открывает для себя двери сотрудничества с любым банком, для которого у нас есть POS-терминальное ПО. И наоборот, любой наш банк-партнер имеет на выбор список из более чем 50 кассовых вендоров, чтобы предпочесть наиболее удобного для данной торговой точки.

Кассовые решения на базе TRPOS уже являются стандартом де-факто как первое бессерверное решение. В эксплуатации находится уже несколько тысяч инсталляций, зарекомендовавших эти продукты как отказоустойчивые и в то же время простые решения.

В процессе разработки кассового решения на базе TRPOS приходится учитывать пожелания всех заинтересованных сторон: розничных торговых предприятий, банков, производителей кассового ПО, а также принимать во внимание особенности конкретных касс и изначально заложенные в них ограничения. Требования к кассовому решению со стороны представителей ритейла касаются в основном удобства работы кассира, для которого использование кассы должно быть максимально простым, понятным и удобным. Со стороны банков требования касаются в основном реализации на кассовом решении максимально широкого спектра функций, которые реализованы на отдельно стоящем POS-терминале, и скорости выполнения транзакций. Иными словами, сервисная поддержка и обслуживание терминала, интегрированного с кассовой машиной, должно быть настолько же удобно, как и в случае с отдельно установленным терминалом. В свою очередь, со стороны разработчика кассового ПО основное пожелание заключается в том, чтобы процесс интеграции кассы с терминалом происходил в максимальной степени просто и удобно.

И, наконец, общее для всех сторон пожелание – чтобы готовое решение работало в максимальной степени надежно и с минимальным количеством сбоев, некорректных списаний с карточных счетов и т. д. По моему мнению, при реализации нашего интегрированного кассового решения ТRPOS наша компания по всем пунктам добилась больших успехов. Как уже отмечалось, в процессе миграции на терминалы Ingenico перед нами была поставлена задача по переносу на них всего функционала с терминалов Hypercom. Благодаря реализации этой задачи наше решение оказалось автоматически поддержано на новой платформе. Так, в тех торговых точках, где были размещены интегрированные с кассами POS-терминалы Hypercom, при их замене на устройства Ingenico в функционале и работе решения не происходит никаких изменений в настройке среды и функционировании всей системы. В настоящее время мы продолжаем развивать свое решение с модулем ТRPOS, в том числе в направлении повышения скорости обработки платежных транзакций. Помимо этого, мы начали работы по переносу на кассовое решение нового функционала – системы лояльности от Welcome Real-Time. Уже сейчас проводится первая пилотная инсталляция расширенного функционала.

С точки зрения безопасности решение с ТRPOS успешно прошло сертификацию на соответствие PA DSS, что гарантирует максимально высокий уровень защиты операций. Разработаны версии решения под все наиболее распространенные операционные системы, которые используют ведущие вендоры кассовых решений – Widows, Linux, MS DOS.Кроме того, еще несколько лет назад решение с ТRPOS было поддержано разработчиками одной из самых популярных систем в России – 1С. В свою очередь, эксперты нашей компании принимали участие в дискуссии по развитию стандарта 1С. И буквально в последние месяцы в ответ на наши пожелания, связанные с расширением функционала кассового решения и повышением отказоустойчивости, специалисты 1С вносят соответствующие изменения в стандарт 1С.

Сергей Орешков, генеральный директор компании

Следующий этап нашей деятельности – завершение ведущейся сегодня доработки нашего ПО для работы на unattended-устройствах серии iUC150, iUC180, iUP250, iUR280, вывод которых на рынок Ingenico начинает в настоящее время. Данные устройства, предназначенные для встраивания в киоски самообслуживания различных вендоров, позволяют принимать платежные карты всех типов – с магнитной полосой и чиповые, как контактные, так и бесконтактные. Данная функциональность сегодня высоко востребована рынком.

Дальнейшие наши шаги по сотрудничеству с компанией Ingenico, по мере подведения первых итогов проектов в Беларуси, Казахстане и Прибалтике, будут направлены на реализацию проектов с партнерами в России. В настоящий момент достигнуты договоренности с целым рядом банков, в том числе и с ведущими участниками рынка, по реализации проектов на базе решений Ingenico с мультиплатформенным ПО нашей компании.

Разумеется, мы сохраняем все существующие отношения с нашим партнером компанией «ЛАНТЕР», которая осуществляет поставки оборудования VeriFone Optimum (Hypercom). Мы готовы максимально эффективно продолжать поддержку сетей терминалов имеющихся клиентов, использующих оборудование этой компании в своих проектах.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube