Мозаичный портрет по памяти
Владимиров Андрей Викторович, в период с 1996 по 2004г. - директор департамента банковских технологий ЗАО «ЛАНИТ»
Олег Натанович был очень мудрым человеком. Человеком с очень живым словом. Он обладал острым мышлением и словом, всегда понимал, чего хочет в этой жизни и как этого добиться. Хотя при этом был не чужд сомнений, любил посоветоваться, обменяться мнениями. Вот такая интересная черта.
Особое место в его жизни занимала семья, и это чувствовалось даже в том, как трогательно он всегда отзывался о своих домашних.
Я не встречал ни одного человека, который бы смотрел на Олега Натановича недоброжелательно или недолюбливал его за что-то. Он умел поладить буквально со всеми, ко всем найти свой подход, и все, в свою очередь, относились к нему по-доброму. Очень был комфортным собеседником, комфортным партнером. И просто очень чистым и добрым человеком.
Евтушенко Владимир Олегович, в период с 2006г. по настоящее время - гендиректор ЗАО «СмартКард-Сервис» Камышников Александр Вадимович, в период с 1997 по 2006г. - гендиректор ЗАО «СмартКард-Сервис»
В основе подхода Олега к решению проблем всегда лежал системный инженерный подход, всегда направленный не столько на чисто научные достижения, сколько на конкретный финансовый результат.
Компании СКС и БИТ сотрудничали много лет, были партнерами в области поставок оборудования и ПО в СевероЗападный банк Сбербанка России. За это время мы многому научились у Олега Натановича. В частности, можно привести занятный случай, когда Олег передал нам мнение банка о том, что поставляемый нами киоск ITT-522 с виду похож на банкомат, и поэтому клиенты к нему не идут. В результате продолжительных обсуждений появился киоск ITT-552, одобренный Олегом и впоследствии получивший кодовое имя «столбик», который разительно отличался внешне от банкомата. Как результат, совместно с БИТ нашей компанией было поставлено и до настоящего времени успешно работает большое число таких киосков.
Олег Натанович всегда четко формулировал то, что сейчас кажется самоочевидным даже студентам. Тогда же приходи лось проходить этот путь методом проб и собственных ошибок.
Олег был одним из первых в России, кто реально столкнулся с проблемами карточного мошенничества. Решая ее, он фактически принял самое активное участие в разработке и создании моды на схемотехнику всех существующих на сегодня систем безопасности и видеонаблюдения для банкоматов. Предложенное им недорогое, но эффективное решение в целом помогло закрыть вопрос, а всем нам в наследство остались правила установки камер и датчиков, синхронизация событий и видеоряда, удаленный мониторинг видеосистем и многое другое.
Столь востребованный сегодня аутсорсинг розничных сетей был предложен компанией БИТ еще 10 лет назад, и, будучи реализованным практически в классическом виде, показал свою высокую эффективность. Отчеты и графики, которые Олег по этой теме представлял руководству и с гордостью показывал нам, до сих пор вызывают у меня восхищение своей ясностью и полнотой.
Олег был идеальным партнером в части понимания бизнес-ролей и взаимной ответственности. Принцип «сказал - значит подписал» в полной мере можно считать его базовым принципом.
Олег Натанович относился к тому замечательному типу руководителей, которые как бы незаметны, в отличие от пламенных «че гевар» или заорганизованных «западников». При этом коллектив, который ему удалось собрать, до сей поры является лучшим комплиментом его организаторским способностям и человеческим качествам. Мы по-настоящему скорбим, что не успели выпить последнюю рюмку за задушевной беседой, не успели услышать последний мудрый анекдот, не успели пожать Олегу руку и сказать, какой он замечательный мужик. Мы скорбим, потому что с ним ушла частица нашего времени, нашего дела, нас самих.
Зачек Марина Станиславовна, в период с 1997 по 2008г. - заместитель гендиректора БИТ, коллега
Олег Натанович не любил хвалебных речей в свой адрес на днях рождения и юбилеях. «Чувствуешь себя, как на собственных похоронах», - говорил он.
9 января ему исполнилось бы 62 года. Мы работали с Олегом Натановичем Авербухом бок о бок без малого 10 лет. Это было очень интересное время. Он создал компанию практически на пустом месте, собрал эффективную команду. Начинали с мелочей, постепенно расширяя сферы деятельности, где-то «протыкали, как Буратино, носом холст» (еще одно его любимое выражение), где-то изобретали велосипед.
Я вспоминаю, как придумывали, предлагали решения, проектировали и запускали первый банковский филиал самообслуживания в Северо-Западном Сбербанке. Теперь существование такого формата обслуживания никого не удивляет. По убеждению Олега Натановича, любая, даже самая примитивная задача должна была быть решена красиво, и при этом она никогда не воспринималась им буквально - от «сих до сих». Он постоянно раздвигал границы.
Так, идея о создании централизованной системы видеонаблюдения банкоматов для облегчения претензионной работы и борьбы с мошенничеством родилась из задания «установить в банкомат видеокамеру».
А простая задачка по транспортировке банкоматов на место эксплуатации выросла в услугу «под ключ», когда клиент указывал только адрес установки и тип банкомата, а дальше весь комплекс работ - от строительства до доставки и инсталляции - выполнялся сотрудниками аутсорсинговой компании.
Это был человек эпохи Возрождения - настоящий универсал. Он мог все - реализовать сложных технический проект, разобраться в бухгалтерском учете, сконструировать погрузо-разгрузочное устройство для банкоматов, спроектировать яхту, построить дом, приготовить вкусное блюдо.
Олег Натанович все время чему-то учился и подталкивал к самосовершенствованию тех людей, которые его окружали. Немало сотрудников нашей компании, в том числе и я, благодаря ему приобрели колоссальный профессиональный опыт и получили значительный толчок в развитии карьеры. Он не боялся доверять сотрудникам серьезные задания и знал, что люди с ними справятся.
Вообще смелость Олега Натановича поражала. Он был уверен в своих силах и не боялся трудных, невыполнимых, на первый взгляд, задач. Не боялся говорить правду, признавать собственные ошибки и отправляться в одиночное плавание под парусом по Ладожскому озеру. Его страшили только бездействие и равнодушие.
В нем самом жизни было очень много, так много, что ее хватало на всех, кто его окружал. И сейчас так странно и невыносимо больно понимать, что эта жизнь закончилась.
Кропов Андрей Станиславович, в период с 1998 по 2008г. - технический директор БИТ, коллега
Компания «Объединение банковских карточек» (Санкт-Петербург) была образована в 1994 г. Авербух пришел в эту компанию в 1997 г. и буквально возродил ее из пепла, в результате через некоторое время была создана компания БИТ. Олег Натанович был мудрым человеком по жизни. Это сильно отражалось и на принимаемых им решениях. Он был генератором идей. Если говорить о творческом коллективе, который он смог создать, то он его создал в БИТ. В бизнесе был исключительно чист и порядочен. Я его знал как веселого, жизнерадостного человека, который на все жизненные проблемы отвечал хорошим настроением, шуткой, анекдотом. Могу отметить его три ключевые особенности: мудрость, доброту и отзывчивость.
До конца своей жизни он увлекался яхтой, ходил на ней по Ладоге.
Последние два года мы с Олегом Натановичем общались нечасто, поскольку он в силу бизнес-обстоятельств несколько отошел от активных дел, однако и на эти жизненные изменения у него хватало шуток и анекдотов. Рудановский Владимир Юрьевич, в период с 1996 по 2010г. - директор управления банковских карт Северо-Западного Сбербанка России, коллега Помню Олега Натановича примерно с конца 1996 года, увидел и сразу поразился его позитивной энергетике и искрометному юмору. Общение с ним было уже само по себе удовольствием. Примерно с этого времени по 2008 г. Олег Натанович успешно руководил компанией БИТ, которая была заметным явлением на рынке аутсорсинговых услуг для банков в области банковских карточек. Следует отметить, что в то время каждый крупный участник рынка выстраивал вокруг себя собственное хозяйство для обеспечения бизнес-процессов, и время аутсорсинга еще не пришло.
Олег Натанович был по отношению к нам, молодым «карточникам», человеком старшего поколения, который отдал лучшие годы развитию оборонки. И в тот момент, когда мы, запуская пластиковые проекты, фокусировались на процессинговых платформах, на интерфейсах, протоколах и карточках, когда критерием успеха была эмиссия карточек и число работающих банкоматов и терминалов, он по заказу банков рассчитывал экономические модели успешного ведения карточного бизнеса. Это, на мой взгляд, было удивительно, ведь Олег Натанович не имел специального образования в этой области, он был просто талантлив в разных областях и чувствовал бизнес интуитивно.
Я помню, как он построил своими руками небольшую яхту и реализовал давнюю мечту о море. На яхте он плавал по Ладоге и приглашал составить ему компанию. А как он коптил рыбу!
Что касается многочисленных идей и проектов, которые он предлагал и реализовал в банках, то напомню некоторые из них: Проект информационных банковских киосков, Система мониторинга банкоматов и Система видеонаблюдения на устройствах самообслуживания. Многие его идеи успешно перенимались конкурентами, но он на них не сильно обижался.
Сивоконь Дмитрий Александрович, в период с 2004 по 2008 г. - директор департамента продаж ЗАО «ЛАНИТ», коллега и партнер
Владимиров Андрей Викторович, в период с 1996 по 2004гг. - директор департамента банковских технологий ЗАО «ЛАНИТ»
Наше знакомство с Олегом Натановичем началось в 2000 г. Компания ЛАНИТ развивала бизнес в Северо-Западном регионе, и встал вопрос выбора организации, способной обеспечить местную поддержку и сервис банкоматов. Несколько десятков банкоматов уже были поставлены нами в Северо-Западный Сбербанк России, кроме того, в рамках действовавшего тогда генерального соглашения между компаниями ЛАНИТ и Сбербанком РФ банк запланировал закупки на следующий год. Потребовалась компания, которая могла бы выполнять работы по развозке и пусконаладке банкоматов, инсталляции и настройке программного обеспечения, ремонту и регламентному обслуживанию. Для компании БИТ этот вид деятельности был новым, однако за короткий период времени специалисты, работавшие в компании, освоили новое направление и стали нашим партнером. И на этапе становления в компании нового направления бизнеса огромную роль сыграл ее руководитель Олег Авербух, который сумел наладить правильные деловые и личные отношения как внутри коллектива, так и с партнерами.
По мере роста количества банкоматов в регионе БИТ становилась все более значимым партнером. Неоднократно БИТ признавалась лучшим среди наших региональных партнеров, показывая лучшие показатели по качеству обслуживания банкоматов.
Кроме обслуживания банкоматов, компания БИТ занималась разработками программного обеспечения для Сбербанка РФ. Одним из проектов, который инициировал О.Авербух, было создание специализированной системы учета и оценки эффективности сети банкоматов. Как рассказывал Олег Натанович, все началось с того, что в разговоре с одним из зампредправления он задал вопрос: «Что было бы, если бы руководитель таксомоторного парка не понимал, сколько машин у него сегодня на линии, сколько простаивает и по каким причинам? Ведь постоянные издержки на содержание машин не зависят от того, насколько эффективно их эксплуатируют. Значит, и прибыль напрямую зависит от готовности сети». В результате была создана автоматизированная система управления сервисом, дающая возможность менеджменту банка понимать как интегральные показатели качества работы сети, так и причины, которые влияют на снижение коэффициента готовности. Сейчас задачей управления подрядчиками и повышением готовности устройств самообслуживания Сбербанк России занимается централизованно, считая эту задачу одной из ключевых в оценке своей эффективности. В середине 2000-х гг. Северо-Западный Сбербанк был одним из немногих, кто использовал такой подход и технологии.
Свой опыт предыдущей работы, связанный с производством оборудования повышенной надежности для космической и военной промышленности, Олег Натанович использовал в другой разработке - в создании охранной системы, объединяющей функции видеонаблюдения и пожарно-охранной сигнализации. Системы компании БИТ эксплуатируются и сегодня в отделениях и на банкоматах Северо-Западного, а также Западно-Уральского банка Сбербанка РФ.
Тин Александр Петрович, в период с 2005 по 2008г. - исполнительный директор ООО «Илка», коллега
С Олегом Натановичем я познакомился в 2002 году, когда устраивался на работу в компанию БИТ. Солидный, интеллигентный мужчина со спокойным и внимательным взглядом - таково было мое впечатление от первой встречи. Со временем я имел возможность гораздо лучше узнать этого удивительного человека и открыть для себя другие его положительные черты.
Говоря о таких людях, в голову сразу же приходит термин «цельность натуры». Всякому, кто хотя бы немного был знаком с Олегом Натановичем, его деловые и личностные качества казались единым целым, взаимно дополняющими друг друга. Мне еще не доводилось встречать человека, в котором инженерное начало удивительным образом уживалось бы с творческими задатками, аналитические способности - с живостью ума, эрудиция - со скромностью, реализм - с неисчерпаемым оптимизмом, интеллигентность - с демократизмом.
«Здравый смысл, и ничего кроме!» - этот принцип плюс жизненная мудрость позволяли ему четко отделять главное от второстепенного, рациональное от абсурдного, мгновенно вникать в суть непростых, а подчас и весьма запутанных вопросов, которые он (как важно отметить) решал с легкостью и даже с некоторым изяществом. В поисках оптимального решения Олег Натанович проявлял порой настоящие чудеса изобретательности, а упорство в реализации избранного пути всегда приводило к к достижению поставленных целей с минимальными потерями. Трудиться вполсилы было не в правилах Олега Натановича. Что бы он ни делал, с чем бы ни соприкасался, будь то профессиональная сфера или личная, он все делал добротно, вкладывая душу, отдавая себя целиком и без остатка.
Если же говорить про его отношения с друзьями и близкими, с коллегами и партнерами по бизнесу, то я бы отметил такие качества, как внимание, пунктуальность, деликатность, отзывчивость. Общаясь с ним, ты понимал, что перед тобой не просто бизнесмен, а в первую очередь порядочный человек. И для меня как подчиненного было очень важно иметь такого руководителя, к которому относишься с пиететом. Я многому научился у Олега Натановича и уверен, что из нашего с ним общения практическую пользу извлекал именно я. Возьму на себя смелость утверждать, что это утверждение справедливо не только по отношению ко мне, но и по отношению ко многим из тех, с кем он общался.
Четыре года назад на долю Олега Натановича выпало тяжелейшее испытание, но он стоически выдержал его. Одному Богу известно, что пережил этот невозмутимый с виду человек, какой надлом произошел у него в душе. Наверное, если бы я в те дни поддержал его хотя бы словом, хотя бы мизерным проявлением сочувствия, ему, возможно, было бы чуточку легче. Но я настолько был занят своими проблемами и решением сиюминутных, текущих задач, возникших в результате тех драматических событий, что так и не решился подойти к нему. И теперь я горько об этом сожалею.
Олег Натанович до последней минуты оставался настоящим мужчиной, для которого ответственность за слова и поступки так же естественна, как и готовность защищать родных и близких от любой опасности и любых невзгод. А дело, в которое Олег Натанович вдохнул жизнь и которому посвятил многие годы, продолжает жить и приносить огромную пользу. И это, бесспорно, лучшая память о нем.
Юрманов Андрей Анатольевич, руководитель департамента по работе с ключевыми клиентами компании NCR
Олега Авербуха я знаю с 1996 г. Впечатляет то, что человек «в возрасте», как он сам себя называл, смог вписаться в реалии жесткого бизнеса и сумел вести компанию нужным курсом, который помогал извлекать прибыль из бизнеса. Олег Натанович, как я считаю, был одним из наиболее авторитетных специалистов в области организации сервиса устройств самообслуживания, создания видеоохранных систем и во многих других областях. Это был учитель, друг, соратник и партнер. Экспромтом вспоминается такая вещь, как первый киоск, который был представлен, в частности, Сбербанку и всему остальному российскому банковскому миру. Именно Олег взял первый киоск NCR, который всегда поставлялся из США, и, подключив к нему большое количество устройств, придумал для него достаточно оригинальный корпус из дерева. Именно это устройство он демонстрировал в банковском мире и в Сбербанке РФ. Это устройство жило продолжительное время, совершенствовалось. Олег придумывал функционал под это устройство, его развивал. Я считаю, банкоматы массово пошли на российский банковский рынок во многом благодаря усилиям таких энтузиастов и профессионалов своего дела, как Олег и его сотрудники. Вместе с теми сервисами, которые можно предоставлять через банкоматы, и теми 12-18 видами бизнеса, которые можно развивать вокруг банкомата.
Олег Натанович генерировал бесконечное количество инженерных идей, которые способствовали бизнесу. Например, под его руководством была придумана «шагающая машина-погрузчик», которая помогает перенести банкомат по ступенькам. Известен случай, когда было преодолено более 22 ступеней с достаточно большим уклоном. Учитывая вес банкомата (от 400 кг), это достижение впечатляет. В компании БИТ, возглавляемой Олегом Натановичем, автомобили были доработаны стапелями, как в самолете, для загрузки тяжелого оборудования. Это в тот момент, когда специализированных погрузчиков, совмещенных с грузовой машиной, еще не было или были считаные единицы.
Об Олеге Натановиче у меня остались самые теплые воспоминания. Я собирался традиционно встретиться с Олегом перед Новым годом. И меня просто шокировала весть, что его больше нет. Я не могу себе этого представить. Думаю, что это справедливо и для всех моих сотрудников, партнеров, всех, кто знал Олега... Его дела, жизнь, образ, пример навсегда сохранятся в моем сердце и в сердце моей семьи. Потому что моя семья и по рассказам, и по личным встречам помнит его как человека искреннего, душевного, с невероятной положительной энергетикой.
Какие он рассказывал анекдоты и истории! Люди заслушивались.
А его гостеприимство! Каждый, кто был у него в офисе и в гостях, может отметить, что Олег Натанович был очень хлебосольным человеком. Ему нравилось угощать и развлекать людей. Он получал от этого искреннее удовольствие.
Светлая ему память.
Команда журнала «ПЛАС» благодарит всех, кто поделился с нами и нашими читателями своими воспоминаниями об этом уникальном человеке, с которым всем нам выпало не очень долгое счастье вместе жить и работать.