17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 208

«Легкий платеж» от МТС: от мобильной коммерции до универсального мобильного банкинга

После вступления в силу Федерального закона «О Национальной платежной системе» мало кто сомневается в скором появлении...
«Легкий платеж» от МТС: от мобильной коммерции до универсального мобильного банкинга

Сегодня уже можно утверждать, что среди сервисов мобильной коммерции «Легкий платеж» - одно из наиболее универсальных решений на российском рынке по функциональности, разнообразию интерфейсов и способов совершения платежа. Его схема реализована на основе тех норм, которые появились С принятием ФЗ «О НПС», фактически узаконившего уже сложившуюся практику платежей с лицевого счета абонента оператора связи в пользу третьих лиц. Кроме того, в сервис интегрирована возможность оплаты со счетов банковских карт любого банка, при вязанных к номеру телефона любого оператора связи. Такой вариант платежа позволяет абонентам всех мобильных операторов, включая корпоративных клиентов и абонентов-физлиц, не использующих авансовую систему оплаты услуг связи оператора, совершать платежи в адрес около 6 тысяч поставщиков услуг как через мобильное приложение, так и через web-сайт МТС.«Легкий платеж» от МТС: от мобильной коммерции до универсального мобильного банкинга - рис.1 В дополнение абонент МТС может оплачивать услуги через USSD-Kоманды или прописанное на SIM-карте приложение. И здесь, при всей широте набора интерфейсов, наиболее перспективным представляется мобильное приложение как самый универсальный и удобный для последующих апгрейдов инструмент управления платежами.

На сегодняшний день приложение «Легкий платеж», доступное для смартфонов на базе Аndгоid, iOS, Sуmbiаn, Windows Mobile, Windows Рhоnе 7, а также для телефонов с поддержкой jаvа-мидлет, уже установили около 300 тысяч абонентов, что является достаточно высоким показателем для апплетов такого рода. Логичным развитием нашего платежного сервиса стала реализация идеи, суть которой заключалась в следующем: почему бы этим 300 тысячам пользователей нашего приложения не предложить полноценные банковские дистанционные сервисы? В результате мы приняли решение встроить в существующий интерфейс банковское меню. Сегодня в основном меню нашего приложения предлагается сервис «Мои банки», с помощью которого клиенты банка, заключившего с МТС соответствующее партнерское соглашение, могут легко подключиться к дистанционному банковскому обслуживанию на основе платформы «Легкий платеж». Первым банком, который в рамках «пи- лота» начал оказывать услуги мобильного банкинга через «Легкий платеж», стал Банк Москвы, давний партнер МТС по мобильным сервисам. На очереди – Московский Банк Реконструкции и Развития (МБРР). Всего на сегодняшний день решение о партнерстве с МТС в рамках проекта приняли уже четыре крупных российских банка, и я уверен, что их круг будет расширяться. Дело в том, что для банка участие в проекте «Легкий платеж» – это реальная возможность практически с нулевыми вложениями в маркетинг и более чем скромными инвестициями в IT распространить услуги своего мобильного банкинга на наиболее динамичную и технически продвинутую часть населения. При этом банкам уже предлагается вся клиентская база пользователей мобильного приложения «Легкий платеж», а в потенциале – немалая часть нашей многомиллионной абонентской базы, являющейся главным активом нашего продукта. Таким образом, МТС выступает здесь не только поставщиком технологии, но и единой маркетинговой площадкой. Если говорить о технологических аспектах, то речь идет о некоем стандартном наборе банковских сервисов, который любой банк, став участником проекта, сможет предоставлять своим клиентам с помощью мобильного телефона – например, переводы между счетами клиента или переводы на счета других лиц в банке, информационные услуги (баланс, выписка по счету и т.д.), а также ряд других услуг, практикуемых банком в рамках ДБО. При этом каждый банк может предлагать свой индивидуальный набор сервисов в рамках нашего единого банковского меню. Разумеется, с точки зрения технической реализации проекта на стороне банка должно быть установлено минимально необходимое оборудование для подключения к платформе. Однако учитывая, что в нашем случае речь идет о наличии унифицированного решения, каким является «Легкий платеж», внедрение ДБО сопряжено для банка с гораздо меньшими затратами, чем создание полноценной системы мобильного банкинга.

Банку потребуется создать со своей стороны лишь соответствующий шлюз к своим бэк-офисным системам, отвечающим за ДБО, а основная работа будет проводиться на стороне МТС. При этом унифицированность нашего продукта никак не ограничивает банк в перечне предоставляемых услуг, поскольку он получает отдельное собственное меню внутри нашего мобильного приложения в разделе «Банковское меню». Именно поэтому мы рассчитываем на участие в проекте многочисленной категории не крупнейших, но достаточно инновационных и имеющих значительную клиентскую базу банков, которые отводят сегодня значительную роль в стратегии своего развития ДБО в целом, и мобильному банкингу в частности. И Банк Москвы, находящийся по основным показателям в первой пятерке российских розничных кредитных организаций, – один из наиболее ярких примеров такого подхода. Нельзя также забывать, что в настоящее время существует масса банков, которые до сих пор по тем или иным причинам не имеют своей системы мобильно- го банкинга. И в первую очередь – из-за финансовых ограничений, учитывая, что первоначальные инвестиции в такого ро- да in-house решения составляют как минимум 200 тыс. долл. США, а неизбежные маркетинговые кампании, поддержка и развитие проекта потребуют гораздо более значительных средствЗачастую банки занимают выжидательную позицию – им непонятна сама конъюнктура рынка, им не совсем ясно, каким образом они смогут распространять свое приложение мобильного банкинга среди клиентов, и каким спросом оно будет пользоваться. Так, согласно результатам недавнего независимого исследования международного аналитического агентства Forrester Research, 94% российских банков в рамках своей стратегии развития упоминают планы по внедрению или развитию услуг мобильного банкинга. Однако реально в течение ближайшего года такие услуги планируют запустить только 38% опрошенных банков. Налицо рас- хождение планов с возможностями их реализации. И это с учетом того, что да- же год, затраченный на создание системы мобильного банкинга, в наше время слишком долгий срок. В случае партнерства с МТС в рамках проекта «Легкий платеж» все эти проблемы перестают быть актуальными – мы предлагаем абсолютно стандартизированное решение, на базе которого можно развернуть мобильный банкинг в течение двух месяцев и интегрировать его в меню «Легкого платежа», которое доступно для растущей 300-тысячной аудитории. Более того, платформа «Легкий платеж», как уже отмечено, является не только межбанковской, но и «мультиоператорной» – ее могут использовать не только абоненты нашей компании, но и других операторов мобильной связи. Таким образом, возможности, открывающиеся перед банком-участником проекта в охвате целевой аудитории, практически ничем не ограничены.

Очевидно, что при разработке продукта особое внимание уделялось обеспечению безопасности при передаче по каналам связи финансовой и персональной информации клиентов банков. Эти вопросы были решены достаточно про- сто, методом жесткого разграничения информационных потоков – в случае использования банковского меню плат- форма МТС работает как прокси-сервер, не имея доступа к данным, которыми обмениваются банк и клиент. В целом же вопросы безопасности, крайне чувствительные для каждого банка, мы прорабатываем отдельно с каждым из существующих и потенциальных участников проекта – последних в настоящее время насчитывается свыше десяти. Необходимо учитывать, что у банков гораздо больше наработок в обеспечении безопасности транзакций, чем у операторов связи. И это вполне логично, так как объясняется спецификой банковского бизнеса. Хотя зачастую из-за усложненного интерфейса, обусловленного требованиями безопасности, общение пользователя с банком в дистанционном режиме может показаться сложным и некомфортным, что порой приводит к отказу от использования инновационных банковских сервисов. В свою очередь, операторы накопили богатый опыт в создании максимально удобных и интуитивно понятных в использовании сервисов. Поэтому операторы связи и банки способны добиться эффекта синергии благодаря сложению компетенций из, казалось бы, различных сфер, и взаимному доступу к клиентским базам. Эти два фактора позволят совместно разрабатывать и выводить на рынок продукты и услуги, безопасные и одновременно простые для использования потребителем.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube