17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 199

Российский эквайринг в 2010 году: тенденции и перспективы

В прошлом номере журнала «ПЛАС» в рамках обзора «Российская платежная индустрия: новое десятилетие, новые тенденции»* мы уже...
Российский эквайринг в 2010 году: тенденции и перспективы

В прошлом номере журнала «ПЛАС» в рамках обзора «Российская платежная индустрия: новое десятилетие, новые тенденции»* мы уже рассматривали общее состояние эквайрингового рынка России. Учитывая особую актуальность и масштабы данной темы, сегодня мы предлагаем вашему вниманию развернутое исследование, посвященное современным тенденциям в этом сегменте и его перспективам на ближайшее будущее.


Основные показатели и современные тенденции рынка
Если для российского рынка эмиссии карт 2010год прошел очень ровно, с постепенным ростом количественных показателей, то эквайринговый рынок России развивался более динамично. Минувший год был охарактеризован ростом карточных платежей в сегментах, ранее не охваченных безналичными способами оплаты, активным расширением инсталляционной базы, применением новых технологий, в том числе и персонифицированного обслуживания клиентов в ATM, ростом в сегменте интернет-коммерции, продолжающейся интеграцией систем интернет-наличности и платежных карточных систем.

Существенно изменилось положение на российском рынке ряда международных платежных систем. Резко обострилась и без того высокая конкуренция в секторе торгового и банкоматного эквайринга. Сектор производителей устройств банковского самообслуживания (банкоматов и POS-терминалов) потрясли события, которые привели к его переделу.

Рассмотрим каждую из приведенных тенденций подробнее.

Новые рыночные сегменты

Одной из основных тенденций российского рынка эквайринга в 2010г. стал рост платежей по картам в сегментах, где традиционно доминировали наличные деньги. Все больше мелких торговых организаций, индивидуальных предпринимателей готовы принимать оплату по карте: предприятия бытовых услуг, фастфуды, такси, даже стадионы и некоторые киоски оснащаются инфраструктурой для принятия безналичных платежей.

Как отмечают эксперты, время крупных торговых сетей уже прошло – практически все они в настоящее время оборудованы решениями для приема карт и обслуживаются тем или иным эквайером. В настоящее время внедряются эквайринговые решения для малых предприятий, ГИБДД.

Российский эквайринг в 2010 году: тенденции и перспективы - рис.1

Эквайеры активизировали свою деятельность на региональных рынках. Стоит отметить важное событие в области эквайринга государственных мерчантов (ЗАГСов, других государственных и муниципальных органов), связанного в основном с уплатой госпошлин: в 2010г. Visa и MasterCard вынесли решение о том, что с предприятий подобного рода при обслуживании платежей через банкоматы и терминалы разрешено взимать surcharge, что должно дать импульс для развития эквайрингового обслуживания в госсекторе.

Рост эквайринговой инфраструктуры

Тенденция к дальнейшему расширению эквайринговой инфраструктуры в России сохранялась на протяжении всего 2010 г.

К 1января 2011г., по данным ЦБ РФ, количество установленных на российском рынке банкоматов* составило 155134 устройств, что на 67,6% превысило аналогичный показатель на 1 января 2010г. (92530 устройств). Из общего числа установленных в России банкоматов 97157 было оснащено функцией выдачи наличных, 78987 ATM – функцией приема наличных.

Однако, как полагают эксперты рынка, в своих данных ЦБ РФ учитывает не только непосредственно ATM, но и информационные киоски, оснащенные функцией депонирования наличных. По независимым оценкам, общее число ATM на российском рынке составляет порядка 80–85 тыс.

В региональном разрезе лидерами по количеству инсталлированных банкоматов на 1 января 2011г. являлись:

• Москва и Московская обл. – 33785

• Санкт-Петербург – 7841

• Ростовская обл. – 7036

• Краснодарский край – 6237

• Республика Татарстан – 5117

• Самарская обл. – 4857

• Свердловская обл. – 4387

• Тюменская обл. – 4325

• Красноярский край – 3989

• Иркутская обл. – 3064

Согласно результатам подготовленного агентством РБК.Рейтинг рэнкинга банковлидеров по количеству банкоматов по состоянию на 1 июля 2010г., а также данным журнала «ПЛАС», самой разветвленной сетью собственных банкоматов в России обладали Сбербанк России (на 1 января 2011 г. насчитывал 25 934 собственных банкомата по России), ВТБ24 (4315 ATM) и Банк Русский Стандарт (3572 банкомата и платежных терминала на 1 января 2011 г.). Вместе с тем число устройств в банкоматной сети ВТБ24 в ближайшее время резко возрастет в связи с приобретением ряда розничных банковских активов, уже состоявшимся в начале 2011г.

Наиболее разветвленные сети банкоматов в Москве, помимо Сбербанка России, имеют «Мастер-Банк» (более 1,3 тыс. ATM), «Банк Москвы» и «Райффайзенбанк».

Совокупное количество POS-терминалов, установленных в ТСП России, достигло к указанной дате 434518 устройств, что на 22,6% больше, чем годом ранее (354391 POS-терминал на 1 января 2010г.).

Почти 25,8% общего числа POS-терминалов (112018) приходилось на Москву и Московскую область. В пунктах выдачи наличных (ПВН) было установлено 94 645 POS-терминалов, а число электронных терминалов удаленного доступа составило 10757.

Российский эквайринг в 2010 году: тенденции и перспективы - рис.2

В региональном разрезе лидерами по количеству POS-терминалов, установленных в торгово-сервисных точках, являлись:

• Москва и Московская обл. – 112018

• Санкт-Петербург – 32580

• Тюменская обл. – 20135

• Свердловская обл. – 18753

• Челябинская обл. – 10867

• Республика Башкортостан – 10686

• Республика Татарстан – 10836

• Пермский край – 8305

• Нижегородская обл. – 8249

• Новосибирская обл. – 8064

Количество импринтеров, установленных в ТСП, составило 38386, снизившись за предыдущие 12 мес. на 27% (с 52783 устройств). Число импринтеров, установленных в ПВН, снизилось на 6,6% и достигло 4295.

В региональном разрезе по количеству импринтеров, установленных в торговосервисных точках, с огромным отрывом лидировали Москва и Московская обл.

(31 731 устройство) и Санкт-Петербург (2525). В ТОП-10 по количеству импринтеров, установленных в ТСП, вошли также:

• Свердловская обл. – 655

• Самарская обл. – 359

• Челябинская обл. – 339

• Новосибирская обл. – 319

• Республика Татарстан – 272

• Оренбургская обл. – 124

• Нижегородская обл. – 203

• Тюменская обл. – 164

Из совокупного количества устройств эквайринговой сети российского рынка 21% устройств пришлось на банкоматы, 5,8% – на импринтеры и 73,2% – на электронные терминалы. Рост инфраструктуры приема карт в устройствах банковского самообслуживания за период с 1 января 2010г.

по 1 января 2011г. был охарактеризован бурным ростом числа данных устройств с функцией приема наличных – с 23250 до 78987, или на 240%.

При этом эксперты говорят о наметившейся в 2010 г. тенденции по снижению темпов прироста ATM, оснащенных функцией cash-in, и постепенной замене на терминалы по приему платежей. Для банков, ведущих активную политику в сфере потребкредитования, это является хорошей альтернативой развития и диверсификации собственной сети каналов удаленной коммуникации с клиентом. Так, например, Банк Русский Стандарт приобрел у «Евросети» сеть платежных терминалов, насчитывающую порядка 2 тыс. устройств.

Интересно также отметить, что в 2010г.

на российском рынке рост количества банкоматов и терминалов по приему платежей (в %) превысил процентный рост количества карт. Так, если за период с 1 января 2010 г. по 1 января 2011 г., по данным ЦБ РФ, число банкоматов и терминалов выросло с 92530 до 155134 (на 67%), то количество карт – с 126033 до 144419 (на 14,6%).

Персонифицированное обслуживание в АТМ

В 2010г. первые банки приступили к реализации проектов в рамках новой для рынка CRM-технологии. В частности, ВТБ24 запустил проект, подразумевающий персонифицированное обращение банка к клиенту через АТМ*. Технологическая реализация канала предусматривает также получение обратной связи от клиента, включая опросы и сбор дополнительной информации по желанию последнего. С начала 2010 г. ВТБ24 активировал на банкоматах 22 различных персональных предложения. Более 200 000 клиентов банка уже получили персональные предложения о кредитах на выгодных условиях. В 2011 г. ВТБ24 планирует внедрить новый CRM-модуль еще на 2500 банкоматах.

Российский эквайринг в 2010 году: тенденции и перспективы - рис.3

Развитие интернет-коммерции

В 2010г. на российском рынке был реализован целый ряд интересных проектов в сфере интернет-коммерции. Так, по данным Торгово-промышленной палаты (ТПП), за последние 10 лет рынок удаленной торговли в России вырос почти в 20 раз и в 2010г. достиг объема в 394 млрд рублей (13,9 млрд долл.). Большую часть рынка составляла интернет-торговля, объем которой, по итогам прошлого года, оценивается в 192 млрд рублей (6,8 млрд долл.). Однако, несмотря на существенный рост, удаленная торговля в России, по данным экспертов, примерно в 1,5 раза отстает от мирового уровня.

Одним из лидеров российского рынка, карты которого наиболее часто использовались для оплаты в интернет-магазинах, является Альфа-Банк, объем оборота которого в данной сфере в 2010 г. составил 600 млн долл. Учитывая, что, по независимым оценкам, за 2010г. оборот всего сектора рынка оплаты банковскими картами в интернет-магазинах в России составляет 1,8 млрд долл., доля Альфа-Банка достигает 33%. Услуги интернет-эквайринга АльфаБанк предоставляет с 2000г.

Интеграция электронных денег и банковских карт

Системы электронных денег в 2010 г.

значительно расширили не только перечень провайдеров, услуги которых можно оплатить с их помощью, но и число пунктов ввода/вывода средств на электронные кошельки – в их число вошли банковские и независимые сети платежных терминалов, ATM, системы интернети мобильного банкинга, ритейловые сети операторов сотовой связи и т. д. Одним из громких достижений года стало объединение в рамках одной системы двух разных способов оплаты – интернет-кошелька и банковской карты – и массовая реализация российскими банками проектов в этой области. Данный шаг позволил пользователю не только выбрать удобный для него в данный момент способ оплаты, но и осуществлять ввод/вывод средств из системы электронной наличности на счет банковской карты.

Российский эквайринг в 2010 году: тенденции и перспективы - рис.4

Передел сферы влияния платежных систем

Важной тенденцией прошедшего года стало продвижение на российском рынке платежной системы UnionPay. В течение 2010 г. целый ряд российских банков – «Центр-инвест», ВТБ24, МБРР, АльтаБанк, СИББИЗНЕСБАНК, Алеф-Банк, Балтийский Банк Развития, Юниаструм Банк, ПромСервисБанк, «ИНТЕРКОММЕРЦ» и Банк «Кедр» – приступил к обслуживанию карт UnionPay в сетях своих ATM. Первыми предприятиями, с которыми была достигнута договоренность о приеме карт UnionPay, стали сети магазинов «Спортмастер» и «Адидас». Это стало возможным благодаря вступлению в силу договора между процессинговой компанией UCS, НКО ОРС и платежной системой UnionPay.

Договор предусматривает прием карт UnionPay в предприятиях торговли и ATM, подключаемых UCS, наравне с картами других международных систем.

Российский эквайринг в 2010 году: тенденции и перспективы - рис.5

На начало 2011г. число установленных в России банкоматов, где принимались карты UnionPay, достигло 16 000. Наиболее активно функцией приема карт UnionPay оснащались устройства банковского самообслуживания, установленные банками в зоне интересов UnionPay – в Москве, Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке. Как в Москве, так и в Санкт-Петербурге значительная часть этих банкоматов расположена в шаговой доступности от станций метрополитена. Как полагают эксперты, следующим шагом UnionPay по освоению российского рынка станет развитие сети приема карт этой платежной системы в российских ТСП.

В начале декабря 2010 г. российское банковское сообщество всколыхнуло известие о банкротстве Славянского банка, расчетного банка Diners Club Russia и основного эмитента данных карт в России.

Это событие, несомненно, нанесло существенный ущерб бизнесу Diners Club в России в области эквайринга по различным направлениям. Новым расчетным банком Diners Club в России был выбран Банк Русский Стандарт. Так, по сообщению компании UCS, которая, как известно, является наиболее активным эквайером карт Diners Club и JCB, с началом возникновения проблем с банком Славянский число транзакций по картам Diners Club существенно снизилось.

Число торгово-сервисных точек, которые имеют возможность принимать в оплату карты DCL и JCB по соглашению с UCS, составляет около 45000. Однако число ТСП, в которых реально совершаются сделки по картам этих платежных систем, естественно, меньше.

Торговый и банкоматный эквайринг. Основные показатели рынка. Обострение конкуренции

По оценкам экспертов, доли основных игроков российского эквайрингового рынка на конец 2010г. распределялись следующим образом:

• Сбербанк России – 37%

• UCS – 13,29%

• ВТБ-групп – 5,22%

• Райффайзен Банк – 4,49%

• Альфа-Банк – 4,08%

• Барклайс Банк – 3,65%

• Банк Русский Стандарт (эксклюзивный эквайер для АmЕx) – 3,65%

• УРАЛСИБ – 1,99%

• Остальные – 26,63%

Деятельность участников российского рынка эквайринга характеризуется двумя основными показателями: уровнем комиссий по картам обслуживаемых платежных систем и временем зачисления средств на счет торгово-сервисного предприятия (ТСП).

Размер первого из данных показателей – уровня комиссий по картам – зависит не только от ставки interchange платежной системы по каждому карточному продукту, но и от таких факторов, как объем оборота по карточным счетам в обслуживаемой банком/компанией эквайринговой сети, а также от персональной договоренности с каждым ритейлером в рамках договора на эквайринговое обслуживание. В настоящее время на российском рынке уровень комиссий по картам составляет в среднем от 1,3% до 2,5% от объема оборота по картам. При этом минимальные ставки устанавливаются, как правило, для крупнейших торговых сетей, моллов и крупных оптовых сетей (с объемом оборота от 200 млн долл.), принимающих карты Visa и MasterCard, а также для предприятий ритейловой сферы, принимающих бесконтактные карты (McDonalds). Ставки комиссий максимального уровня устанавливаются для VIP-карточных продуктов, а также для карточных продуктов платежных систем American Express и Diners Club.

Второй показатель – время зачисления средств на счет ТСП – зависит от того, в каком банке открыт счет, а также от уровня технологической состоятельности банка. Как правило, большинство эквайеров практикуют зачисление средств на счет ТСП в течение следующего банковского дня, не дожидаясь поступления возмещения от платежной системы.

При этом часть банков декларируют зачисление средств на счет ТСП в режиме реального времени.

По отзывам экспертов, в 2010г. конкуренция в сфере торгового эквайринга существенно выросла. При этом банковская маржа упала за счет роста комиссий платежных систем Visa и MasterCard. Более того, сегодня крупные торговые предприятия зачастую предпочитают вести диалог об эквайринговом обслуживании непосредственно с платежными системами, работающих на рынке эквайеров активно «прогибают» под снижение ставки, ввиду чего рентабельность эквайринговой деятельности сегодня минимальна, а уровень сервиса и услуг, которые ТСП требуют от эквайеров, растет. Таким образом, эквайринговый бизнес продолжает балансировать на грани рентабельности.

Ряд экспертов отметили такую заметную тенденцию 2010г., как продолжение постепенного передела рынка торгового эквайринга в пользу крупных банков-эквайеров. Одним из свидетельств справедливости данного вывода можно рассматривать такое событие, как реализация сетью ресторанов быстрого питания McDonald’s совместного проекта по приему карт с одним из крупнейших российских розничных банков – Банком Русский Стандарт. Проект по интернет-эквайрингу для авиакомпании «Аэрофлот» реализовал Альфа-Банк. Северо-Западный банк Сбербанка России запустил проект по приему карт в магазинах сети «Пятерочка» еще осенью 2009г. О своем намерении предложить российским покупателям возможность расплачиваться картами в своих магазинах к началу 2012г. заявила сеть гипермаркетов «Ашан». В течение 2011 г. ритейлер должен завершить переговоры с платежными системами и выбрать банк, который предоставит ему услуги эквайринга.

Российский эквайринг в 2010 году: тенденции и перспективы - рис.6

В свою очередь, платежные системы по-прежнему в большей степени ориентированы на развитие эмиссионного бизнеса, повышая ставки interchange, продвигая различные маркетинговые программы и поощряя эмитентов, не особенно много внимания уделяя эквайерам. Несомненно, это является одной из наиболее острых проблем на рынке, которую мы наблюдаем на сегодняшний день. Примером, наглядно демонстрирующим справедливость данного утверждения, является сеть гипермаркетов «Ашан», которая хочет реализовать прием карт в своих российских магазинах, но уже более года не может заключить договор ни с одним банком-эквайером. Эксперты, знакомые с ходом переговоров, утверждают, что французская сеть пыталась договориться с банками топ-10, но стороны не достигли взаимопонимания. «Ашан» претендует на максимально низкую комиссию за оказание эквайринговых услуг: 0,1–0,3%.

В качестве аргумента в свою пользу «Ашан» приводит низкие цены в своих гипермаркетах, которые сопоставимы с дискаунтерами. Однако даже российские «дочки» французских банков – Банк Сосьете Женераль Восток и BNP Paribas – не ответили согласием.

В области банкоматного эквайринга наблюдаются сопоставимые тенденции. Выросли расходы по инкассации наличных.

На этом фоне резко возросло количество участников Объединенной Расчетной Системы (ОРС), объединивших свои банкоматные сети с целью минимизации расходов по банкоматным транзакциям – согласно данным, размещенным на webсайте ОРС, их число приблизилось к 60.

Вендоры и производители: изменение рыночных позиций

В 2010г. по-прежнему основными вендорами устройств банковского самообслуживания в России являлись NCR, Wincor Nixdorf и Diebold. Однако расстановка сил на рынке устройств банковского самообслуживания стала изменяться: к началу 2011г. Nautilus Hyosung занимала на рынке страны уже достаточно уверенные позиции, а GRG Banking объявила о своих планах приступить к активному продвижению продукции в самое ближайшее время. Таким образом, сегодня, по оценкам экспертов, доли российского рынка устройств банковского самообслуживания распределены следующим образом:

• NCR – 49–50%

• Wincor Nixdorf – 30–33%

• Diebold – 14–19%

• Nautilus – 2–3%

• GRG – десятые доли процента

Эксперты не исключают, что в ближайшие месяцы попытки выхода на российский рынок будут делать еще несколько крупных вендоров.

Ведущим вендором POS-терминального оборудования в России эксперты попрежнему называют VeriFone, доля рынка которого, по разным оценкам, составляет от 60% до 70%.

C точки зрения функционала и сервиса эксперты выделяют также Ingenico.

В 2010г. мировой рынок POS-терминалов наблюдал одно из крупнейших в своей истории слияний – покупка компанией VeriFone компании Hypercom. В связи с этим шансы VeriFone занять как на мировом рынке, так и на рынке СНГ лидирующие, а в ряде регионов – и доминирующие позиции эксперты оценивают как очень высокие.

Перспективы

В наступившем 2011г., по оценкам экспертов, рынок банковского оборудования будет развиваться как в направлении расширения инсталляционной базы, так и в направлении смены устаревших моделей устройствами нового поколения. Предпосылкой этому является прежде всего наблюдаемый в 2010г. значительный рост объемов потребительского кредитования, которое предусматривает создание разнообразных каналов погашения кредитов, в том числе и каналов самообслуживания.

Такой процесс на рынке, как установка банкоматов с функцией cash-ресайклинга, в 2011г. будет продолжать носить не массовый, а скорее исследовательский характер. При этом дополнительным стимулом для массового развития данного направления на рынке может стать повышение в России тарифов на инкассацию.

Так, если в Европе средняя стоимость инкассации составляет 2%, то в России – 0,5% от инкассируемой суммы, но эта разница может в обозримом будущем постепенно нивелироваться с учетом постепенного ухода банков от ныне используемых демпинговых тарифов на ряд предлагаемых клиентам сервисов.

Продолжит свое развитие и тенденция, в рамках которой сети платежных терминалов, такие как QIWI и «Элекснет», продвигают услуги по погашению банковских кредитов с использованием своих сетей.

Для банка, активно выдающего потребительские кредиты, это является хорошей альтернативой развития и диверсификации собственной сети каналов удаленной коммуникации с клиентом.

Сегодня, по мнению специалистов, рынок России и постсоветского пространства еще далек от насыщения POS-терминальными устройствами. Предполагаемый рост продаж в данном сегменте в 2011г. составит 20–25%. Спрос на POSтерминалы будет стимулировать рост малого бизнеса, проведение в Сочи Олимпиады 2014г. и Чемпионата мира по футболу 2018г. в Москве, в свете которых запланирована постройка сотен отелей, а также планируемое внедрение УЭК и автоматизация оплаты проезда на общественном транспорте.

В ближайшие год-два, по предположениям экспертов, конкуренция среди участников эквайрингового рынка России вырастет в несколько раз, не исключено, что появятся новые активные игроки на этом рынке. На этом фоне в ближайшие месяцы эксперты предсказывают рост роли государства в регулировании рынка. В частности, предполагается, что многие ответы на вопросы даст принятие Закона о НПС РФ.

Очередным шагом в развитии российского рынка безналичных расчетов, как предполагают эксперты, может стать внедрение услуги по выдаче наличных по картам на кассах в предприятиях торговли – Cash back at POS. С такой инициативой выступил в 2010 г. Банк России. Мнение российских банков о целесообразности данной меры спрашивалось в официальных письмах, разосланных от имени ЦБ РФ в банковские ассоциации, действующие на территории РФ. Инициативу ЦБ РФ поддержали как Ассоциация региональных банков России (Ассоциация «Россия»), так и Ассоциация Российских Банков (АРБ), выразившая и готовность принять участие в разработке нормативно-правовых документов, регулирующих порядок проведения операций при оказании услуги Cash back at POS.

Однако, по мнению экспертов, для внедрения Cash back at POS на территории России потребуется решить ряд технических проблем. Во-первых, по мнению президента Ассоциации «Россия» Анатолия Аксакова, которое озвучил ряд СМИ, «на первом этапе будет немного таких операций, а в дальнейшем, по мере распространения информации и освоения этой услуги торговыми точками, будет все больше возможности получать наличные в торговых точках».

Во-вторых – отсутствие законодательной базы, разрешающей такие операции торговым точкам. Однако, по словам того же А.Аксакова, ЦБ РФ уже подготовил необходимые для введения этой услуги документы. «Для реального внедрения потребуются договоры между банками и торговыми сетями, так что я жду появления такой услуги ближе к концу 2011г.» – заявил он.

Еще одной проблемой, связанной с внедрением услуги, является высокий риск совершения мошеннических операций с наличными, который практически не поддается контролю со стороны банков и не имеет механизма контроля в торговых точках. Именно с этой целью АРБ предлагает ограничить максимальную сумму, которую можно будет получить в кассе ТСП, лимитом в 3 тыс. рублей.

Также эксперты отмечают вероятность возникновения проблем с информированием клиента о размере комиссии за выдачу наличных. «В первую очередь, в услуге заинтересованы мелкие банки, у которых мало собственных банкоматов.

С ее помощью их клиенты смогут снимать деньги по всей стране, – прокомментировал А. Аксаков. – Скорее всего, это будет бесплатная операция. Это вопрос конкуренции – если за эту услугу будут брать комиссию, ею никто не будет пользоваться».

Представители АРБ отмечают также необходимость определения органа власти, уполномоченного осуществлять контроль за проведением указанных операций. Им может стать ФНС России.

Несмотря на предпринимаемые меры по усилению безопасности, в наступившем году ожидается также дальнейший рост числа мошеннических операций в банкоматах и терминалах (скимминг и вредоносное ПО).

На взгляд экспертов рынка, российские банки, ориентируясь на получение прибыли, не уделяют достаточного внимания вопросам безопасности. По данным ведущих международных платежных систем, ежегодный объем мошеннических операций, совершаемых с использованием банковских карт, превышает 10 млрд долл.

США. При этом на Европейский регион приходится 25% от общего объема мошенничества по всему миру.

В 2010г. наблюдалось незначительное снижение уровня мошенничества по картам, но, к сожалению, оно происходило за счет мер, внедряемых в странах Западной Европы. В частности, во Франции банки практически на 100% оснастили свои банкоматы антискимминговыми системами.

Читайте также:

Примечательно, что решение об этом принималось на уровне Банковской ассоциации Франции. Пока сложно себе представить, чтобы российские банки пришли к аналогичному консолидированному решению и приняли подобную программу модернизации в масштабах страны. При этом ведущие европейские банки ежегодно направляют на модернизацию систем безопасности 6–8% общего дохода.

Основными трендами в области мошенничества продолжают оставаться мошенничество с картами в Интернете (включая прочие операции без физического использования карты – Card Not Present) и мошенничество с использованием поддельных карт (в том числе скимминг в банкоматах и терминалах). Для экспертов очевидно, что если платежные системы и российские банки не будут должным образом финансировать меры по модернизации систем безопасности, то риски мошенничества отразятся негативным образом на доверии клиентов к банкам и их услугам. Отчасти повысить уровень информационной безопасности банковских систем призвано внедрение международного стандарта безопасности PCI и рекомендаций ЦБ РФ.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube