ПАРТНЕР РУБРИКИ


17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 115

CARTES & IDentification 2010: из первых рук

С 7 по 9 декабря 2010 г. в парижском выставочном центре Villepinte прошла международная выставка CARTES & IDentification 2010. Одно из наиболее масштабных и...
CARTES & IDentification 2010: из первых рук

С 7 по 9 декабря 2010 г. в парижском выставочном центре Villepinte прошла международная выставка CARTES & IDentification 2010. Одно из наиболее масштабных и значимых событий карточной индустрии отметило в прошедшем году 25-летний юбилей. Организаторам мероприятия традиционно удалось привлечь для участия в выставке ведущих разработчиков, производителей и поставщиков решений в области платежных и идентификационных технологий со всего мира: свои продукты и разработки представили 500 экспонентов. CARTES & IDentification в очередной раз стала международным событием, на котором решается, каким будет будущее основных тенденций развития цифровой безопасности и интеллектуальных технологий (средств телекоммуникации, бесконтактных и традиционных платежей, идентификации пользователей, технологий M2M и прочих сервисов). По данным официального web-сайта CARTES & IDentification, в 2010г. в конференциях высокого технологического уровня, демонстрациях и заседаниях рабочих групп приняли участие 1300 делегатов и 20 тыс. посетителей из 150 стран мира.


25 лет CARTES

За четверть века CARTES, бесспорно, зарекомендовала себя как международное мероприятие с участием ведущих экспертов из области цифровой безопасности, платежной индустрии и сегмента бесконтактных технологий. Событие стало законодателем моды на рынке инноваций отрасли. Выставка предоставила участникам рынка универсальную площадку для общения и проведения конференций.

На протяжении трех дней выставки прошли 18 конференций, в работе которых приняли участие 1252 специалиста. При этом 83% участников мероприятия составляли зарубежные гости, приехавшие в Париж из 57 стран мира.

Участники прошедших в рамках выставки конференций поднимали актуальные темы, в частности, новые платежные решения на рынках развивающихся стран, «Интернет вещей», развитие сегмента предоплаченных карт, транзакции в точках продаж. Не меньшее внимание было уделено и темам, уже ставшим традиционными, включая бесконтактные платежи, NFC-технологии, многофункциональные карты, обеспечение безопасности платежей и данных держателей карт, идентификацию граждан и т. д. Все эти конференции были отмечены высоким вниманием как участников, так и посетителей выставки, проявивших в этот раз особый интерес к теме бесконтактных платежей.

M2M и "Интернет вещей": навстречу новой технологической эре

Огромный интерес делегатов вызвал павильон «Интернет вещей», который был посвящен таким технологиям будущего, как M2M и RF.

Посетители могли ознакомиться с новым выставочным пространством, организованным совместно с компанией Eurosmart. Здесь эксперты демонстрировали приложения для бытового использования дома, которые открывают новые перспективы для индустрии интеллектуальных технологий. В работе павильона приняли участие 15 компаний, среди которых Gemalto, Infineon Technologies, Morpho, NXP и Oberthur Technologies. Выставочное пространство «Интернет вещей» и конференции, связанные с этой темой, будут представлены на CARTES и в 2011 г.

Премия "Сезам"

В 2010г. отметила свой юбилей и премия «СЕЗАМ», присуждаемая за выдающиеся достижения по внедрению инноваций, – высший знак международного признания компаний, которые специализируются в области разработки смарткарт и систем идентификации. Получение премии является для ее лауреатов трамплином для дальнейшего развития, принося им авторитет и престиж – залог успешного продвижения их проектов. За 15 лет существования награда «СЕЗАМ» стала бесспорным знаком качества в области инноваций и рассматривается в качестве глобального стандарта для производителей видеокарт и смежных отраслей. Конкурс открыт для участия всех инновационных проектов соответствующих отраслей и с каждым годом привлекает все большее количество участников. В 2010 г. было подано 396 заявок на участие в 10 номинациях.

Церемония награждения победителей премией «СЕЗАМ» прошла накануне открытия выставки CARTES & IDentification 2010 во Французском автомобильном клубе (Automobile Club de France) в самом центре Парижа.

CARTES & IDentification 2010: из первых рук - рис.1

Организатор выставки – компания Comexposium – уже назначил дату проведения следующего мероприятия: 26-я ежегодная выставка CARTES & IDentification пройдет с 15 по 17 ноября 2011 г. в выставочном комплексе Paris Nord Villepinte. 2011 год станет на CARTES годом Турции, которая в последние годы по праву считается одной из наиболее инновационных стран региона EMEA, а возможно, и мира.

СМИ и снегопады

Мероприятие прошло при активном участии СМИ, включая специализированные издания. Так, на своем стенде 4 H 079 редакции журнала «ПЛАС» удалось представить участникам и посетителям CARTES основные продукты и сервисы линейки ПЛАС: сам журнал «ПЛАС», приложение «Retail&Loyalty», англо-русский толковый Словарь ПЛАС («Мир платежей и инноваций: бизнес, технологии, проекты»), Бюро переводов ПЛАС, а также ПЛАС-Форумы – серию регулярно проводимых издательством международных мероприятий. Специально для выставки CARTES & IDentification был подготовлен подробный обзор текущего состояния российского карточного рынка на английском и китайском языках. Любой посетитель стенда мог получить экземпляр этого красочного издания.

Еще одна особенность выставки CARTES 2010 – отсутствие забастовок и беспорядков в Париже, ставших уже привычным явлением для французской столицы.

С другой стороны, декабрь 2010 г. в Париже запомнился участникам выставки неожиданно большим количеством выпавшего снега. Снегопад в значительной степени парализовал Париж и затруднил для тех, кто легкомысленно отнесся к изменчивой французской зиме, возможность добраться к выставочному комплексу. Вполне естественно, что снег внес свои коррективы и создал проблемы с транспортом, многие участники и посетители CARTES 2010 добирались на мероприятия выставки с опозданием.

Для того чтобы предоставить нашим читателям возможность «из первых рук» ознакомиться с наиболее интересными деталями CARTES 2010, редакция журнала «ПЛАС» провела серию мини-интервью с участниками и посетителями выставки, а также экспертами рынка. В ходе опроса мы выяснили их мнение по поводу полезности, актуальности и уровня организации CARTES 2010, в том числе по сравнению с выставками прежних лет. Надеемся, что настоящий материал окажется не только интересным, но и весьма полезным для нашей аудитории, поскольку он знакомит с основными достижениями индустрии и демонстрирует те тренды, которые нашли свое отражение на стендах крупнейшей мировой выставки. Делясь своими впечатлениями по горячим следам, наши респонденты, кажется, смогли передать сам инновационный дух CARTES 2010. К сожалению, донести до вас дух города-праздника – Парижа, который традиционно является прекрасной оправой лучшей в мире выставки и конференции, не позволяют объем и формат журнала «ПЛАС». Итак, сегодня мы приводим на своих страницах взгляды как «старожилов» мероприятия, так и тех, кто посетил CARTES впервые.

Из первых рук

Эдуардо Перье Алвес де Лима (Eduardo Pirie Alves de Lima), издатель журнала "CardNews"

В 2010 г. я впервые принимал участие в выставке CARTES и, признаюсь, очень впечатлен теми широкими возможностями и множеством новых тенденций, которые демонстрируются участниками мероприятия. Количество участников из Бразилии – почти 200 человек – также стало для меня приятным сюрпризом.

Решения, на которые мы обратили свое внимание, – терминал с возможностью оплаты через iPhone на базе технологии NFC, а также решения Visa для аутентификации с помощью мобильного телефона с увеличенным объемом памяти. Все эти решения будут очень быстро внедрены на карточном рынке Бразилии, который отличается значительным объемом эмиссии и динамичными темпами развития – сегодня на рынке страны обращается порядка 200 млн кредитных и 600 млн дебетовых карт, а за последние 10 лет объем эмиссии банков Бразилии вырос на 25%. Кроме того, 2010 г. был «переломным» для эквайринговой индустрии нашей страны. Если раньше на рынке работали всего два крупных эквайера, наделенных эксклюзивными правами по обслуживанию, соответственно, карт Visa и карт MasterCard, то в 2010 г. эти эксклюзивные полномочия отменили, и рынок слегка потряхивало. Я думаю, что в 2011 г. будет интересно наблюдать за развитием событий.

В 2011г. мы намерены расширить бразильскую секцию CARTES, увеличить число компаний-экспонентов, продемонстрировать некоторые особенности бразильского рынка, а также решения, широко используемые в нашей стране.

Я считаю, что с учетом состояния российского карточного рынка имеющийся у его участников опыт мог бы стать очень полезным бразильским компаниям. Кроме того, мы уже публиковали статью, подготовленную журналом «ПЛАС» и посвященную состоянию российского рынка безналичных платежей и идентификационных решений, в нашем журнале CardNews. Материал, посвященный российскому карточному рынку, был основной темой номера, которая весьма интересует бразильских читателей журнала. Специальный выпуск нашего журнала на английском языке мы привезли с собой и активно раздавали в ходе выставки.

Олег Айбазов, основатель компании "Розан"

В последние годы выставка CARTES стала набирать обороты. По сравнению с 2008-м в 2010 году на выставке появилось много интересных решений, не связанных с производством карт, тогда как предыдущие мероприятия были в большей степени посвящены именно этому сегменту. Кроме того, в 2010 г. были представлены всевозможные решения, новые проекты. С уверенностью констатирую, что 3-х дней для такой насыщенной выставки просто недостаточно. К сожалению, я смог ознакомиться максимум с 10% того, что там можно было бы увидеть. Для подобного мероприятия нужно минимум 5 дней.

В выставках 2008 и 2009 гг. еще чувствовалось влияние кризиса. То, что происходит сейчас, – это свежее дыхание. Могу сказать, что большой интерес в этом году уделяется NFC-технологиям. За ними будущее.

У нашей компании очень много зарубежных партнеров. Мы настроены на активное развитие своего присутствия в странах Ближнего Востока и Африки. И для нас участие в CARTES – это уникальная возможность встретиться с большим количеством старых друзей, партнеров, клиентов, обсудить, провести переговоры, заключить сделки. Например, за то короткое время, в течении которого мне удалось пройтись по выставке, мне удалось сделать сразу 4 приобретения.

Тот широкий спектр продуктов, который наша компания представляла на этой выставке – от драгоценных и ювелирных платежных карт до NFC-решений – привлекает все больший интерес. Это нечто новое – соединение двух технологий, IT и традиционного ювелирного формата. Наши ювелирные карты вызывают интерес у каждого, кто в состоянии оценить произведение искусства.

Собираюсь посетить и CARTES 2011. Я понимаю, что времени, отпущенного на эту выставку, просто не хватает, поэтому буду участвовать также на выставках в Дубаи и в Азии.

Дмитрий Скиндер, директор проектов Департамента рассчетно-кассового обслуживания физоиц Сбербанка России

В текущем 2010 г. в рамках выставки CARTES было представлено заметно меньше, по сравнению с 2008–2009 гг., производственных решений (оборудования для производства карт и др.), и больше – информационных технологий. Выросло количество компаний-экспонентов из стран Азии, а также заметно расширился спектр представляемых ими предложений.

CARTES & IDentification 2010: из первых рук - рис.2Из тенденций рынка, которые проявились в ходе выставки, можно отметить продолжение усложнения карты как устройства. Так, появились карты с клавиатурой для установки offline PIN (набора ПИН-кода для подтверждения офлайновых транзакций) и т. д., но пока трудно сказать, насколько это будет востребовано рынком. Технология NFC продолжает победное выставочное шествие, но пока без реальных промышленных внедрений. Системы мобильного банкинга, еще недавно только зарождавшиеся, фактически стали одним из популярнейших каналов взаимодействия между банком и клиентом.

Особо новых для Сбербанка России тем, решений, продуктов или поставщиков этих решений в ходе выставки я не увидел, но убедился, что наш банк развивается в русле самых новаторских тенденций.

Сергей Карпов, координатор проектов, менеджер по безопасности и сертификации pos-терминального оборудования "Штрих-М"

Выставка Cartes – одна из крупнейших выставок подобной тематики. В текущем году были представлены интересные решения в области безопасности связи. Выставлялись самые разнообразные экспонаты. В том числе на стенде «Штрих-М» присутствовало очень много посетителей, представителей как российских, так и зарубежных компаний и банков, которые интересовались нашей продукцией.

Из интересных решений хочу отметить решение в области безопасной телефонной коммуникации с использованием 3G и micro-SD-карт, которые осуществляют криптографическую защиту канала передачи данных в режиме онлайн. В России это решение, наверное, пока неприменимо, хотя его можно использовать если не для голосового трафика, то для цифрового (например, для передачи информации о трафике платежей), особенно с учетом вступающих в действие требований POI (Point Of Interaction) версия 3.

Кроме того, любое общение со специалистами индустрии безопасности, EMV-технологий, сертификации всякий раз привносит новые знания, которые получить без личного контакта практически невозможно.

Например, в ходе корпоративного ужина, который был организован в рамках выставки и на котором присутствовали представители нашей компании и компаний-партнеров, мы пришли к заключению, что подобные мероприятия в России проводит сегодня только журнал «ПЛАС». На них присутствует и интересующая нас аудитория, а кулуарное общение сродни тому, что можно получить на CARTES. Единственное отличие – в России, кроме компаний «Штрих-М» и «Терминальные Технологии», практически нет производителей отечественного оборудования.

Сергей Елютин, менеджер по развитию новых технологий Visa в России и СНГ

Основное отличие мероприятия, организованного в 2010г., – более высокий уровень готовности решений по бесконтактным платежам. На предыдущих выставках было все-таки ощущение ограниченного количества бесконтактных устройств, которые прошли сертификацию в платежных системах и были готовы к коммерческим запускам. Выставка 2010г. показала, что интеграция бесконтактных платежей приняла уже системный характер Поразило многообразие демонстрируемых на выставке промышленных линеек продуктов, которые производители терминалов по умолчанию оснащают бесконтактной функциональностью. Это является основой для коммерческого запуска бесконтактных проектов.

Кроме того, я бы отметил многообразие терминальных устройств. Если 5 лет назад на рынке можно было отметить всего несколько активно развивающихся компаний – производителей терминалов, то сегодня выбор решений широк как никогда. В большом количестве представлены азиатские производители. На российском рынке, к сожалению, пока не видно новых перспективных компаний, которые могли бы конкурировать на международном уровне, хотя этот рынок огромен и продолжает расти. Все имеющиеся отечественные компании, которые заявили о себе на международном уровне – БПЦ, OpenWay, Compass Plus, Розан, НоваКард, – появились в начале 1990-х гг. Хотелось бы, чтобы на рынке с таким высоким потенциалом была выше конкуренция и появлялось больше новых инновационных решений.

На выставке меня поразили корейские компании, выступавшие крайне слаженно. Так, например, мелкие компании, у которых не было возможности приобрести отдельный стенд, объединились и сделали единый национальный стенд корейских производителей. За счет такого коллективного подхода мелкие компании смогли продемонстрировать рынку свои решения, что, безусловно, придаст их бизнесу немалый стимул роста.

Также поразило обилие производителей ID-решений. С учетом того, что в России ведется активное обсуждение проекта социальных идентификационных карт на государственном уровне, было интересно узнать о существующих решениях в области ID-карт.

Выставка 2010г. со всей очевидностью показала рост числа производителей оборудования и программного обеспечения. Однако не возникло ощущение, что есть широкий выбор готовых, законченных, коробочных решений в этой области. Тем не менее было несколько интересных решений. Например, любопытную разработку по использованию предоплаченных карт Visa на транспорте презентовала компания Acconite, продемонстрировав прототип этого решения. В настоящее время она реализует пилотный проект в Южной Африке.

Планирую посетить CARTES и в 2011г. Участвуя в этой выставке, получаешь два больших преимущества. Во-первых, есть возможность возобновить контакты с теми людьми, которых ты не видел с прошлого года, обсудить последние события и обменяться мнениями и опытом с экспертами. И во-вторых, можно ознакомиться с новыми решениями, тенденциями рынка. Это для меня необходимо.

Андрей Грачев, начальник отдела обслуживания пластиковых карт департамента IT банка БНП Париба Восток

Из наиболее интересных решений, демонстрируемых в ходе CARTES 2010, стоит отметить представленные компанией Visa новые технологии и решения в области интернет-платежей, в частности, бесконтактные карты payWave с брелоком. Так, клиенту одновременно с бесконтактной картой выдается USB-токен (брелок), который подключается к любому компьютеру. Для использования сервиса держателю карты необходимо один раз зарегистрироваться в банке либо у доверенного поставщика. После этого для оплаты картой в интернет-магазине клиенту необходимо всего лишь поднести ее к вставленному в USB-порт компьютера брелоку. Наверняка это решение будет востребовано на рынке, поскольку его использование не требует от клиента совершения сложных действий. При этом для банка расходы по эмиссии таких карточных продуктов останутся на прежнем уровне, а клиенту, который захочет воспользоваться данным решением, будет выдаваться брелок стоимостью 3–4 долл. США.

Преимущества данной технологии состоят в том, что если у клиента украдена карта, то мошенник все равно не сможет воспользоваться ей для проведения интернет-платежей, даже через компьютер «жертвы», не имея в своем распоряжении токена.

Кроме того, в ходе выставки Visa озвучила вывод на рынок новых чипов, вычислительная мощность которых позволяет осуществлять реальные EMV-транзакции по размещенным на картах транспортным приложениям.

Михаил Долгов, генеральный директор ООО "Исткомпис Рус"

В нынешнем году на выставке было еще больше представлено участников из Юго-Восточной Азии. Очень хорошо просматривается их экспансия и в этот сегмент рынка. В общей массе поставщиков они становятся уже различимы. Интересно, что официально среди западных производителей присутствует естественная настороженность к происходящему. А неофициально все они постепенно переносят свои производства и основные, наиболее трудоемкие и металлоемкие операции, в Азию, в Китай или на Тайвань, хотя и не слишком это афишируют. С другой стороны, если мы посмотрим на американскую Силиконовую долину, то большой процент предприятий там принадлежат китайцам. И даже в тех крупных компаниях, которые пишут софт для микроэлектроники, для проектирования микросхем, большая доля китайского капитала.

CARTES & IDentification 2010: из первых рук - рис.3Да, на них работают люди разных подданств и национальностей, но основаны они китайцами. Если же говорить о перспективах экспансии китайских производителей и разработчиков на российский рынок, то здесь в ближайшее время можно ожидать возникновения своего рода творческих альянсов между компаниями из Китая и отечественными компаниями. Знаю, что со стороны российских производителей желающие уже есть. Возможно, здесь возникнут и какие-то другие альянсы, кроме российско-китайских. Однако нельзя забывать, что в настоящее время на развитие российского рынка в области смарт-технологий очень сильно влияние государства, и в этом случае есть опасность, что основным фактором успеха будут не технологические возможности, а административный ресурс.

Александра Сороко вице-президент ADVANCE CAPITAL

Несмотря на несколько лет работы в платежной индустрии, на CARTES я побывала впервые в 2010г. Впечатления от выставки можно сравнить разве что с посещением Disney Land советским школьником – столько интересного, глаза разбегаются, и как все охватить!

Одной из основных моих задач было разобраться в направлениях развития NFC-технологий, а также мобильных платежей и мобильной коммерции. Причем разобраться с несколько нестандартного ракурса моего текущего инвестиционного бизнеса, а именно: узнать, какие технологии и бизнес-модели опробованы на Западе и где искать аналогичные отечественные «самородки», кто первым локализует технологию и запустит быстрорастущий бизнес и, как следствие, будет заинтересован в привлечении сторонних инвестиций для развития компании.

В ожидании полноценного прихода NFC совместимых телефонов рынок пестрит всевозможными промежуточными решениями, предлагающими интегрировать NFC-технологии в уже существующие на рынке мобильные устройства. Так, Visa совместно с First Data объявили о запуске с Bank of America теста бесконтактного модуля, который пользователь устанавливает в разъем microSD в мобильном телефоне. MasterCard Worldwide совместно с Gemalto используют иной подход в виде N-Flex технологии. Также можно было встретить платформонезависимые решения в виде NFC-стикеров на мобильный телефон, например, от TwinLinx, Bladox, Watchdata, не зависящих от модели телефона, оператора, платежной системы. Отдельного внимания заслуживает SIMpass от Watchdata – SIM-карта, объединяющая в себе функции связи, идентификации, бесконтактного платежного устройства с набором приложений, правда, только с односторонней возможностью передачи данных. Вообще, роль SIM-карты остается высокой во всей схеме NFC-платежей, так как именно на нее загружается информация о платежных реквизитах пользователя, именно она обеспечивает безопасность платежной информации и отправляет команду о выполнении платежа.

На фоне многообразия технических решений по NFC-технологии остается много открытых вопросов. Во-первых, это создание института TSM (Trusted Service Manager) – структур, которые должны выступать интерфейсом между банками, операторами и провайдерами услуг, обеспечивая удаленное управление приложениями, безопасность платежной информации и авторизацию осуществляемых с помощью мобильного телефона транзакций. Во-вторых, остаются пока открытыми вопросы разделения ролей между банками, мобильными операторами и производителями мобильных (или дополнительных NFC) устройств, а также кто именно контролирует и несет ответственность за идентификацию пользователя и авторизацию платежа в электронной и мобильной коммерции и, как следствие, за риски и последствия мошенничества.

И, наконец, крайне важно, чтобы организаторы рынка мобильных платежей смогли фокусироваться не только на том, как обеспечить технологическую составляющую, но и на донесении до своих клиентов необходимой информации о том, каким образом использовать новую технологию в повседневных ситуациях: как провести апгрейд мобильного телефона дополнительными устройствами, как оплатить за проезд в метро, за парковку, покупки в магазине, как получить подтверждение успешности и правомочности транзакции.

Из сферы микрофинансов заинтересовало решение сингапурской компании Transfer-To, предлагающей осуществлять трансграничное пополнение счетов мобильных телефонов на микросуммы (2–10 долл. США). Данная услуга, осуществляемая путем отправки SMS, востребована миллионами трудовых мигрантов. Сегодня в системе работают уже 70 мобильных провайдеров Америки и Азии.

Новый шаг в мобильных платежах сделала американская компания AT&T, заключив партнерские соглашения с тремя ведущими провайдерами мобильных платежей: Boku, Danal (BilltoMobile) и Zong, что позволило пользователям списывать стоимость онлайн-покупок за контент, игры и музыку напрямую со счетов их мобильных телефонов. Основное преимущество решения – возможность систем этих компаний связываться напрямую с беспроводной биллинговой системой мобильного оператора. Большим плюсом как для пользователей, так и для провайдеров контента является значительное снижение комиссионных за проведение платежа по сравнению с традиционной системой оплаты через SMS-сообщение, где комиссия телекоммуникационного провайдера составляла до 50% стоимости покупки как эквивалент комиссии платежных систем за интерчендж.

В заключение хочу сказать, что было очень приятно видеть на выставке оживленные стенды российских компаний, например, БПЦ или Compass Plus, где можно было встретить клиентов из Европы, Азии, Ближнего Востока, что лично мне внушает оптимизм – в нашей стране все-таки есть не только большой научный потенциал, но и успешный экспорт высоких технологий.

Игорь Стуканов, директор по развитию бизнеса компании ИНПАС, генеральный менеджер "Инпас Интернешнл"

На мой взгляд, отличий выставки CARTES 2010 от выставок 2008–2009гг. сразу несколько. Так, заметно увеличилось количество поставщиков оборудования из Китая и Кореи. Конечно, они пока не могут претендовать на реальное лидерство на рынке в целом, но как поставщики решений в отдельные сегменты рынка, а также на некоторых азиатских рынках уже сегодня готовы составить конкуренцию сегодняшним лидерам рынка.

Количество посетителей и участников выставки в 2010 г. немного снизилось, но на это были объективные причины, которые относятся как к финансовой ситуации в мире, так и к планируемым процессам укрупнения игроков на рынке: сегодня идут процессы объединения многих брендов, в результате чего количество самостоятельных игроков на рынке уменьшается.

Кроме того, у меня сложилось впечатление, что многие участники выставки CARTES 2010 полностью повторили свои прошлогодние концепции и, не меняя стендов и экспозиций, перенесли их из 2009-го в 2010-й.

Тенденции рынка, которые показала выставка, стали понятны с самого первого дня ее проведения – это, безусловно, бесконтактные решения. Усилия международных платежных систем на ниве продвижения этих технологий не проходят даром, что подтверждает быстрорастущее количество пилотных проектов с использованием технологий бесконтактных платежей. Один из таких пилотов с участием ИНПАС, VeriFone и MasterCard Europe был успешно реализован в начале 2010 г. в Венгрии. По итогам его реализации ОТР-банк перешел к промышленной эксплуатации технологии.

Россиян на выставке было достаточно много, включая представителей как компаний-вендоров, так и их банков-клиентов. Показательным было то обстоятельство, что в 2010г. участие в мероприятии приняли не только крупнейшие игроки рынка банковских услуг – ТОП-10 банков – но и представители ТОП-50 крупнейших кредитно-финансовых институтов, причем как бизнес-подразделений банков, так и технологических подразделений. Высок был и уровень представительства – от зампредов, курирующих эквайринговый бизнес, до директоров департаментов, занимающихся непосредственным управлением.

Все эти факторы являются хорошим признаком, говорящим о том, что банки ищут новые решения – и с целью борьбы за клиента, и для оптимизации расходов. Практически все переговоры с партнерами, запланированные нашей компанией и проведенные в ходе выставки, завершились весьма позитивно.

Уже стало традицией то, что в рамках выставки CARTES компания ИНПАС проводит свои собственные клиентские мероприятия. Думаю, менять эту традицию мы не будем, хотя формат этого мероприятия может быть несколько другим. Но сейчас я не буду рассказывать об этом – пусть это станет сюрпризом для клиентов, которые посетят выставку 2011 года.

Сергей Лукьянов, зам генерального директора компании БПЦ Банковские технологии

В 2010г. компания БПЦ стала экспонентом выставки уже в пятый раз. Место для стенда БПЦ было предоставлено исключительно удачно, сразу за стендом Visa. Не знаю, по этой ли причине, или из-за отсутствия ряда конкурентов наш стенд собрал рекордное за эти пять лет количество посетителей. Причем, что интересно, при некотором уменьшении числа посетителей из России и стран СНГ, количество гостей из стран Европы, например Франции, из Африки, Азиатско-Тихоокеанского и Ближневосточного регионов заметно увеличилось. Безусловно, в ходе выставки прошли полезные встречи, которые должны повлечь за собой появление новых клиентов БПЦ и освоение компанией новых регионов.

Со стороны посетителей выставки наблюдался огромный интерес к решениям в области электронной коммерции, удаленного банковского обслуживания. Очень много запросов поступало по поводу схем и решений из области лояльности, мобильных решений, решений для мобильной коммерции. Поскольку во всех этих сферах БПЦ имеет богатый опыт внедрений на базе своего продукта SmartVista, перспективы у компании очень хорошие.

Игорь Сухоставский, генеральный директор "Терминальных технологий"

Если на выставке CARTES 2009 г. мы продемонстрировали просто терминал и просто ПИН-пад YARUS, то в 2010 г. смогли представить уже комплексную систему – апробированные терминалы с приложениями, систему управления терминалами, наиболее современную систему удаленной загрузки ключей, оборудование для приема транзакций, аналогичное линейке Optimum производства Hypercom, а также средства разработки ПО. Иными словами, на стенде демонстрировался полный спектр оборудования, вплоть до бесконтактного ридера, который у нас находится в стадии сертификации и который мы также анонсировали в ходе выставки.

У нас уже запущено собственное производство, есть запас продукции на складах, и поэтому мы могли всем клиентам предложить образцы своей продукции, а также договориться о немедленных поставках нашей продукции. Это качественное изменение, которым CARTES 2010г. ознаменовался для нашей компании.

Клиентов на нашем стенде в этот раз также было довольно много. Но в отличие от мероприятия предыдущего года по результатам выставки в 2010г. мы получили достаточное количество запросов на опытные образцы и на передачу средств разработки, на реализацию конкретных проектов, которые мы сейчас и отрабатываем. Посетители нашего стенда очень активно интересовались возможностью попробовать, запустить в опытную эксплуатацию наши терминалы.

В целом выставка 2010 г. прошла под знаком осмысления довольно важного события – покупки Hypercom компанией VeriFone. Я думаю, что это было ключевой новостью всего 2010 г. для производителей терминалов, а также ключевым событием на выставке. Все, конечно, сильно встревожены теми событиями, которые происходят на рынке, все в ожидании, в предчувствии чего-то еще. Слияние двух таких больших компаний – некий прецедент по созданию огромной монополии. И никто не понимает, куда рынок будет двигаться дальше. Любое объединение, тем более такое крупное, ведет к монополизму, соответственно, к возможности диктовать свои условия, цены и т. д.

Для нас это слияние стало неким шансом обрести дополнительных клиентов, которые считают небольшие компании более гибкими, в большей степени учитывающими интересы клиентов.

Из каких-то новых тенденций, которые показала выставка, хочу отметить большой интерес к устройствам с био-ПИН, которого еще в 2009г. практически не наблюдалось. Био-ПИН – это ридер отпечатка пальца, который должен устанавливаться на терминале либо ПИН-паде, и по оцифрованному отпечатку пальца, записанному в память чипа карты, производится верификация клиента. Интерес к таким устройствам проявляют клиенты и в России, и в странах Латинской Америки и Африки. Бесконтактные решения не первый год держат флаг интереса на CARTES. Каждый второй посетитель нашего стенда спрашивал, есть ли у нашей компании бесконтактный ридер, поддерживаем ли мы эту технологию. Мы, конечно же, отвечали, что в нашем базовом терминале предусмотрена возможность использования RFID-ридера для чтения карт MIFARE, что в настоящее время мы работаем над ридером для платежных приложений, который будет работать с картами PayPass и поддерживать NFC-технологию. Ситуация на рынке нашей страны такова, что карт такой технологии используется очень немного, поэтому и особой потребности в PayPass-ридерах нет. По моему мнению, данная технология должна быть очень востребована в транспортных проектах.

Но при этом далеко не все участники рынка четко понимают, как должна работать эта технология в целом, как должна быть построена система. Кроме того, в ходе выставки, а также в ходе наших переговоров со многими сертификационными лабораториями чувствовалось, что всем уже надоела сложившаяся ситуация, когда Visa и MasterCard ведут параллельные бесконтактные «ветки» – PayPass и Visa Contactless, – которые нигде не пересекаются. Было анонсировано, что с середины 2011 г. компании должны разработать некий общий стандарт, и все участники рынка ждут появления этого стандарта. А пока очень неудобно, дорого и некомфортно проводить две совершенно независимые сертификации с разными средствами разработки и программами тестирования.

В последние годы свое присутствие на выставке CARTES расширяют представители компаний из Китая. С другой стороны, я вижу и некоторое недоверие к китайским производителям.

В любом случае, выставка нам понравилась, мы получили положительный заряд эмоций и оптимизма, поскольку мы видели, что наша продукция людей интересует. Хорошо видно, что те направления, которые мы выбираем, четко совпадают с общим рыночным вектором.

Алексей Богаткин, генеральный директор компании «Uniteller»

Выставка CARTES 2010 оставила впечатление, что большого количества инновационных решений на ней либо просто не представлено, либо развитие платежной индустрии в какой-то степени притормаживает. Сегодня в платежной сфере используются в основном старые, давно разработанные продукты либо их слегка обновленные модификации.

Большое количество новинок появилось в области идентификации и различных систем безопасности, но не связанных с проведением платежей. В платежной сфере положительной динамики не наблюдается.

На выставке представлены основные вендоры аппаратных решений, продвигаемое ими оборудование, большое число софтверных компаний. Но, к сожалению, компаний из России совсем мало. Наверное, сегодня ни у кого нет четкого понимания, какие тренды будут наблюдаться при дальнейшем развитии платежной индустрии. Так, сегодня существует большое число конкурирующих между собой технологий для мобильных платежей – NFC, ряд других технологий, основанных на SIM-картах, и т.п. По всей видимости, рынок платежных технологий находится в режиме ожидания, и какие-то инновации в этой области должны быть разработаны, может быть, даже в следующем году.

Что касается тенденций в области ритейла, хочу отметить, что многие компании начинают поворачиваться лицом к конечному потребителю, стараясь охватить максимально широкую аудиторию, и предлагают свои решения не только и не столько для бизнес-индустрии, сколько решения с широким функционалом, ориентированные на конечных потребителей. Наверное, это тоже является неким трендом, основанным на популярности web-технологий, социальных сетей. Ритейлеры поняли, что, донеся до миллионов потребителей некий продукт стоимостью в 1 доллар, можно получить большее количество лояльных потребителей и в дальнейшем продавать им товары и услуги на регулярной основе, чем продав тот же самый продукт всего лишь нескольким десяткам банков или компаний за десятки тысяч долларов.

CARTES & IDentification 2010: из первых рук - рис.4Развитие подобной тенденции прослеживается и со стороны платежных систем. Так, сегодня некоторые из международных платежных систем стали работать напрямую с крупными сетевыми ритейлерами и торговыми сетями, предлагать им процессинговые сервисы, тогда как ранее они работали с ритейлерами исключительно через банки. Насколько такая тенденция получит всеобщее распространение – вопрос серьезный, поскольку в этом случае платежные системы выполняют не совсем свою функцию. В большинстве случаев как раз для того, чтобы подключить мерчанта, последнему нужно предоставить более обширный спектр сервисов, чем обслуживание платежей его клиентов. На пути таких схем возникает множество препятствий, и законодательных, и трансграничных. Однако основным препятствием являются некие технологические составляющие, которые платежные системы в таком масштабе не смогут реализовать в полной мере.

Да, некоторые сферы платежные системы действительно могут покрыть самостоятельно и при этом за счет прямого участия могут снизить цену для мерчанта на эквайринговое обслуживание, повысить скорость проведения платежей, а может быть, даже и безопасность проведения транзакций. Но если смотреть на картину в целом, количество таких сфер достаточно ограничено, потому что к клиенту нужен индивидуальный подход, который платежная система не может реализовать ввиду иных целей и реализуемых задач, а также наличия иной структуры.

И с точки зрения затратности такая схема будет намного менее выгодной для клиента, чем реализуемая любой технологической компанией, даже небольшой по масштабам, и направленная именно на решение технических проблем.

Тимур Родионов, генеральный директор компании «Express Card»

В целом мы довольны тем количеством людей, которые посетили наш стенд. Как обычно, это значительная доля существующих клиентов и небольшая – потенциальных, включая посетителей из регионов, где мы активно пытаемся продвигать свои услуги, – Африки, Азии, Ближнего Востока. Этим фактом мы обрадованы, хотя он был вполне ожидаем. Увеличилась по сравнению с прошлым годом и аудитория выставки в целом. Возможно, у компаний вновь появились бюджеты на поездки. Кризис не дает о себе так знать, как в прошлом году.

Если говорить о представленных решениях, то особое место среди них занимают бесконтактные технологии. Все-таки изначально PayPass, payWave – это было чтото очень эксклюзивное. То, что демонстрируется сейчас, по сути, является дефакто стандартом индустрии. У всех компаний так или иначе имеются эти решения, и практически все банки ими интересуются, включая ряд крупных российских кредитных структур, запускающих соответствующие проекты в 2011 году. Наша компания также располагает на сегодняшний день рядом бесконтактных решений, и уже в 2011 году мы надеемся скомбинировать свои текущие проекты в этой области с EMV-функциональностью.

Однако наиболее перспективным направлением выглядят платежи с помощью мобильных телефонов. Так, в таких странах, как Россия, Финляндия и Турция, мобильных телефонов гораздо больше, чем банковских карт. Причем у подхода, при котором роль секретного элемента играет SIM-карта, сейчас очень много сторонников, включая самих производителей карт. Во первых, SIM-карт сегодня производится намного больше, чем банковских, а во-вторых – все они, как известно, чиповые. Думаю, что в обозримом будущем эта тенденция сохранится.

Юрий Товб, генеральный директор группы компаний КАРТХОЛЛ

На CARTES 2009 я не был. Информация о CARTES 2009, увы, связана с чувством неловкости от неумелой лубочной презентации русского фольклора. К счастью, на CARTES 2010 этого не было, что уже само по себе не могло не порадовать не только русского, но и любого культурного человека.

На выставке проявилась достаточно интересная тенденция современного рынка – а именно, эпидемия NFC, которая напоминает чиповую эпидемию 1990-х годов, разразившуюся до принятия EMV-стандарта. В этом свете выглядит примечательным стенд разработчиков карточных технологий из США – компании Dynamics, которая на близкую и понятную каждому россиянину просьбу: «Гюльчатай, открой личико!» наконец ответила. А именно, впервые в Европе были продемонстрированы сложнейшие микропроцессорные карты, динамически эмулирующие магнитную полосу и способные не только многократно «обманывать» традиционный терминал, но и с помощью ЖК-монитора менять часть видимой цифровой информации, например 4–6 цифр PAN’а, или выполнять иную динамическую цифровую функцию и даже «читать» информацию с монитора и телевизора. По утверждению компании Dynamics, такой «маленький» банк, как City, уже проявил свой интерес к данной технологии. Правда, пока полностью отсутствует информация о характере этого интереса, поэтому делать какие-либо прогнозы на этот счет не представляется возможным.

Что же касается 2011 года, то я вижу две тенденции, которые найдут отражение на карточном рынке. Во-первых, мобильная коммерция будет составлять все большую конкуренцию банкам в мелких и моментальных платежах по таким картам, как Cirrus Maestro и Visa Electron. В секторе серьезных платежей по картам Classic, Standard, Gold и Platinum произойдет дальнейшее смещение в сторону customer- и premium дизайнов. В эти же продукты будут внедряться сложные технологии обеспечения home banking и pocket banking. Интерес российского банковского сообщества был представлен на выставке явно недостаточно вследствие двух давних врагов CARTES: Шенгенского визового барьера и Интернета.

Трех выставочных дней явно недостаточно. Уверен, что минимально необходим хотя бы четырехдневный формат. Группа компаний КАРТХОЛЛ обязательно планирует посетить CARTES 2011, увеличив количество своих представителей на выставке.

Анна Князева, экономический обозреватель радиостанции "Эхо Москвы"

Мои впечатления о выставке CARTES – впечатления не специалиста, а, скорее, потребителя. Я была на выставках в 2007 и 2008 годах.

Мне понравилась выставка в 2007-м. Тогда производителями было представлено множество популярных, предназначенных для конечных потребителей решений, которые пользовались спросом среди ритейловых банков. В частности, были представлены сервисы для обслуживания карточек в торговых точках. Например, демонстрировалось считывающее устройство для кассы, позволяющее считывать информацию с этикеток на продуктах, не выгружая их из продуктовой тележки, и выдавать покупателю чек. Кроме того, экспонировалось множество различных карт, например с ароматами духов, с индивидуальным дизайном и прочее.

Как известно, российского потребителя привлекают какие-то опции, которые можно осязать, потрогать и т. д. И банку, для того чтобы привлечь определенную целевую группу для использования продукта, необходимо этот продукт определенным образом позиционировать. Например, меня лично как мать двух сыновей заинтересовали карты для игровых приставок.

В 2010 г. на CARTES было все очень технологично, строго и регламентированно, но не было таких популярных решений, с помощью которых можно было бы привлекать российских клиентов из числа рядовых потребителей. Однако все очень достойно, все ведущие компании с мировыми именами присутствуют на выставках из года в год, клиенты привыкают к постоянству и испытывают спокойствие от того, что видят их на своих местах.

Татьяна Гердова, вице-президент, зам. директора департамента банковских технологий Банка Русский Стандарт

На CARTES 2007 я в первый раз увидела проект «Чистой комнаты» на стенде одного из французских производителей, которая потом была инсталлирована в зеленоградском предприятии ORGA. Этот проект демонстрировался в стационарном состоянии, вероятно, демонстрация некоего процесса могла бы привлечь гораздо больше клиентов.

Однако необходимо отметить, что CARTES является обширной площадкой для обсуждений, с деловым климатом, достаточно грамотным пространственным решением – проведение одновременно трех презентаций с демонстрациями видеороликов, которые не мешают друг другу, интересным и продуктивным общением. Несколько интересных услуг продемонстрировали на своих стендах компании Gemalto и Datacard. MasterCard показала достаточно интересные карты с дисплеем. На мой взгляд, CARTES – событие яркое, и я всегда посещаю выставку с большим удовольствием.

Александр Марченко, генеральный директор ГУП "Московский социальный регистр"

Большой разницы между выставками CARTES 2009 и CARTES 2010 я не заметил, кроме того, что в прошлом году Россия и ее представители имели определенные привилегии на мероприятии. Хочу отметить также, что европейский CARTES (проводимый в Париже) гораздо интереснее и обширнее азиатской выставки (в Гонконге). На рынке заметны тенденции к более сложным и более защищенным продуктам. Карты движутся в сторону интерактивных интеллектуальных устройств, а телефоны – в область карт и технологий идентификации.

Я заметил достаточно большое количество русскоговорящих посетителей выставки, а также русскоговорящих представителей на стендах отдельных компаний, что подтверждает интерес к российскому рынку участников мировой индустрии. Присутствовали российские компании, традиционно участвующие в данном мероприятии, в том числе и журнал «ПЛАС», что вызывает определенный оптимизм по развитию данных технологий в России. Было интересно ознакомиться с проектом ID, реализованным в Германии. Тем более на фоне того, что в России принят закон, предусматривающий внедрение Универсальной электронной карты (УЭК) и оказание государственных услуг в электронном виде.

В следующем году планируем посетить только парижскую выставку.

Андрей Поваров, зам. генерального директора компании TSYS Russia

На выставке CARTES 2009 я не был, однако в предыдущие годы много раз посещал мероприятие. Формат выставки более или менее стабильный и понятный. По статистике, в 2009 г. количество посетителей немного снизилось по сравнению с 2008г., а в юбилейном 2010г. даже превысило показатели 2008г.

На CARTES 2010, как мне показалось, увеличилось количество представителей бизнес-структур из Азии, как посетителей, так и представителей компаний-экспонентов. Кроме того, по моим ощущениям, на выставке больше внимания стало уделяться развивающимся рынкам, особенно ближневосточному и африканскому.

Из других наблюдаемых мною отличий CARTES 2010 можно отметить усиление тенденции глобализации. С одной стороны, в секторе крупных компаний – производителей карт и терминалов – усилилась концентрация. С другой – маленькие компании более динамичны, сфокусированы на определенном направлении бизнеса и более открыты для контактов и диалога, с ними интереснее и плодотворнее работать, и именно они, по моему мнению, являются отражением состояния индустрии.

Каждая подобная CARTES выставка представляет собой некую взвесь из уже известных на рынке решений и новинок. Например, 10 лет назад все говорили о смарт-картах, но на практике их не было. И в то же время все технологии – эмбоссирование, персонализация – уже были задействованы в реальных, живых проектах. Вот и сегодня: те технологии, которые были новинками несколько лет назад, уже находятся в производстве; новые технологии, о которых говорится много (например, NFC, мобильные платежи, M2M), на практике пока еще не реализованы. Это нормальное состояние, так и должно быть.

Из представленных на выставке тенденций, по моему мнению, наибольшее развитие должны получить решения, связанные с мобильными платежами. Технологии типа NFC, мне кажется, в наступившем 2011г. еще не получат должного развития, хотя и у всех на слуху.

Екатерина Лаптева, директор по проектам компании "Мобильные ТелеСистемы"

Выставку CARTES я посетила впервые в 2010 г. Поездка была ознакомительной – посмотреть, какие решения для бесконтактных платежей демонстрируют производители.

Поэтому результат поездки был достаточно ожидаемым – мы увидели подтверждение сложившемуся у нас мнению, что на рынке множество решений в этой области, но мало реализованных на их базе проектов.

Основной цели завести на выставке новые деловые знакомства мы не преследовали, однако новые контакты все же имели место.

Прежде всего меня интересовали решения по бесконтактным платежам с помощью мобильного телефона. Могу отметить сразу, что практически все участники выставки продемонстрировали интерес к данным услугам и наличие технологий для предоставления платежных услуг с помощью NFC. Каких-либо инновационных решений для проведения платежей с помощью NFC я не увидела.

Было показательным понимание всех участников выставки того факта, что одним из критичных барьеров является высокая стоимость всех представленных решений.

Поэтому в качестве тенденции в части платежей с помощью телефона можно назвать отсутствие в настоящее время драйвера этого рынка, как и выраженной финансовой заинтересованности всех участников: понятна финансовая заинтересованность производителей SIM-карт по продаже своих решений, но эти решения являются дорогостоящими для потенциальных покупателей.

Думаю, что «критическое время» ожидания вендоров по востребованности рынка существующих решений прошло, и на CARTEX 2011 велика вероятность появления инновационных идей по развитию платежей с помощью телефона. К вопросу о том, насколько реалистичным и интересным видится развитие мобильных платежей в мире, Европе и России. Во-первых, инновационное решение должно быть целиковым и очень простым – на базе сотового телефона. Все решения на базе SIM-карт с антеннами и т. п. не стоит сбрасывать со счетов, но они очень сложны. Во-вторых, как я уже отмечала, выставка CARTES высветила главную проблему таких решений – это действительно высокая цена.

Для внедрения таких решений должен существовать очень серьезный стимул, которого пока незаметно. Если бы SIMкарты для таких решений были на 10 центов, пусть даже на 50 центов дороже обычных, наша компания выступила бы драйвером и реализовала подобное решение. Сами производители это тоже понимают, но твердо придерживаются своих позиций. Должно что-то произойти, чтобы производители дрогнули.

CARTES & IDentification 2010: из первых рук - рис.5По всей вероятности, это может быть выход еще какого-то решения, нового телефона, которые будут более дешевыми, более эргономичными для рынка. Возможно, именно этот фактор подвигнет производителей пересмотреть свое решение и как-то его удешевить.

Хотя я не думаю, что попытки запустить на рынок телефоны 4-го поколения, независимые от SIM-карт, будут иметь успех. По крайней мере, это очень маловероятный сценарий.

Если говорить о возможных областях применения технологии NFC, то, скорее всего, это вообще весь ticketing – все сферы, где используются билеты. В первую очередь транспорт. Драйверами здесь могут послужить такие события, как предстоящая Олимпиада в Сочи, чемпионат мира по футболу и т.д.

Теоретически применение технологии RFID с мобильным телефоном, который будет использоваться в качестве терминала для обработки RFID-меток, возможно в крупных ритейловых сетях – METRO Cash&Сarry, «АШАН» и т. д. Однако здесь ключевым фактором должна выступить заинтересованность самих торговых сетей во внедрении такой технологии, а также банков. Конечному потребителю это было бы очень удобно, но об этом, к сожалению, никто не думает.

В целом в ходе выставки CARTES 2010 мне удалось найти ответы на интересующие мою компанию вопросы. Выставка дает понимание статуса развития технологий и тенденций развития. Это и было целью моего посещения. Посетить CARTES 2011 я также собираюсь.

Евгений Штеманетян, директор представительства компании ACI

По моему мнению, с годами выставка CARTES становится все менее масштабной и более слабой. Такое впечатление, что некоторые крупные игроки все чаще принимают решение о прекращении своего участия. Так, ACI приняла такое решение еще несколько лет назад, но в 2010г., правда, присутствовала вместе с партнером – компанией BellID.

Но это скорее исключение, чем правило. Существующих и потенциальных клиентов нашей компании на CARTES 2010 было меньше, чем в 2008–2009 гг. Мне, как и большинству участников выставки, ужасно надоели постоянные проблемы с транспортом в Париже – то забастовка транспортников, то снежный коллапс – и отсутствие возможностей для конструктивной работы. Аншлаг наблюдался на стендах Visa и MasterCard, причем российские клиенты общались именно с российскими представителями этих компаний.

Мне показалось, что появилось большое количество компаний-поставщиков из Азии. Однако в общем и целом рынок пока еще несколько вялый, хотя тенденции к его восстановлению прослеживаются явно. Какие тенденции найдут отражение на CARTES 2011 – покажет наступивший год.

Интерес российского банковского и технологического сообщества к выставке CARTES 2010 присутствовал, хотя и был ниже, чем в прошлые годы.

Âÿ÷åñëàâ Êàëèíèí, äèðåêòîð ïî ïðîäàæàì êîìïàíèè «Gemalto»

Из того, что увидел на CARTES 2010, хочется выделить решения для обеспечения безопасности карточных транзакций. Чиповые карты, карты с дисплеем, которые позволяют генерировать одноразовые пароли для проведения транзакций. Я думаю, что в будущем размер дисплея можно будет увеличить и использовать карту для предоставления держателю адресной рекламы, предложений и дисконтных ваучеров.

Наша компания демонстрировала Prepaidкарты с дисплеем, которые могут показывать последние 5 транзакций и карточный баланс после проведения каждой операции. Такие карточные продукты целесообразнее всего использовать для реализации VIP-проектов (держателей карт категорий Gold и Infinity, с высокими остатками средств на карточных счетах и оборотами). Для реализации обычных зарплатных проектов, в рамках которых держатели, как правило, получают зарплату и тут же снимают всю сумму наличных в банкомате, эти продукты применять просто не нужно.

Технологию NFC, широко представленную на выставке, у нас в России активно развивают мобильные операторы совместно с транспортными операторами, реализуя проекты по оплате проезда на транспорте с помощью мобильного телефона. И это очень опасная для банковского рынка тенденция, поскольку оставляет традиционные банки в стороне и постепенно начинает занимать одну из банковских ниш работы. Для того чтобы такая деятельность соответствовала российскому законодательству, мобильному оператору нужно создать НКО, а навыки работы с технологиями у него уже имеются.

Выставка также показала, что многие китайские компании ведут очень агрессивную политику продвижения. В целом же на CARTES 2010 присутствовали все традиционные игроки рынка, что внушает оптимизм.

CARTES & IDentification 2010: из первых рук - рис.6


Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
youtube