17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 179

Diebold: “Успех при любых обстоятельствах!”

Интервью с Виктором Джохадзе, главой Московского представительства Diebold, Incorporated Насколько успешным оказался прошлый год для одного из...
Diebold: “Успех при любых обстоятельствах!”

Интервью с Виктором Джохадзе, главой Московского представительства Diebold, Incorporated

Насколько успешным оказался прошлый год для одного из крупнейших мировых производителей банкоматов – компании Diebold? Какие тенденции доминируют на мировом и российском рынке ATM, и каким образом они способны влиять на бизнес его основных участников? Какие решения принимает производитель в условиях продолжающегося снижения цен на аппаратное оборудование? На эти и другие вопросы в своем интервью журналу “ПЛАС” отвечает Виктор Джохадзе, глава Московского представительства Diebold, Incorporated, генеральный директор ООО “Диболд Селф-Сервис СНГ”.

ПЛАС: Как вы оцениваете основные бизнес-результаты компании Diebold в 2005г. – начале 2006г.? На каких региональных и страновых рынках производителю удалось добиться наибольших успехов? Какие рыночные тенденции оказали наибольшее влияние на бизнес Diebold?

В. Джохадзе: Говоря о финансовых результатах, отмечу, что в прошлом году совокупные продажи Diebold по всему миру возросли на 10%. Это вполне предсказуемый результат, поскольку Diebold традиционно демонстрирует динамичное развитие, особенно в течение последних 5–6 лет, и за это время снижения объемов продаж не было зафиксировано ни разу. Буквально за несколько лет оборот компании увеличился с 580 млн. долл. США до 2,6 млрд. долл. Соответственно, с точки зрения роста масштабов деятельности и объемов продаж 2005 г. оказался очень благоприятным, и это касается практически всех региональных рынков, на которых присутствует Diebold, и в первую очередь – Европы, Ближнего Востока и Африки, а также Азиатско-Тихоокеанского региона.

Конечно, объективная оценка результатов деятельности компаний не может ограничиваться рассмотрением одних лишь формальных статистических показателей. Анализируя итоги 2005 г. с точки зрения бизнеса Diebold, наряду с положительной динамикой необходимо отметить и негативные аспекты. В частности, снижение такого важного финансового показателя, как операционная прибыль.

Таким образом, складывается следующая ситуация: на фоне динамичного роста бизнеса и объемов продаж прибыльность снижается. Что стоит за этой тенденцией? Являясь одним из крупнейших участников рынка систем банковского самообслуживания, компания Diebold не может существовать отдельно от этого рынка и доминирующих на нем тенденций. Таким образом, негативные факты, наблюдающиеся в последние годы на этом рынке, сказываются и на нашей деятельности. Очевидно, что с каждым годом конкуренция возрастает, и это влечет за собой непрекращающееся снижение цен на аппаратное терминальное оборудование. Данный фактор имел большое значение в прошлом году, явившись одной из причин падения операционной прибыльности. В то же время рынок, на котором Diebold традиционно занимает лидирующие позиции, – страны Северо-Американского региона – в 2005г. развивался весьма пассивно. В основном это связано с неудовлетворительным состоянием американской экономики, финансового сектора, а также с природными катаклизмами, которые произошли в США. В совокупности эти факторы повлияли на наш сектор рынка в целом и деятельность компании Diebold в частности.

С другой стороны, существует ряд внутренних факторов, которые не позволили нам в полной мере достигнуть желаемых целей. В основном они связаны с недостаточной эффективностью деятельности некоторых внутренних структур Diebold, а также не всегда достаточно высоким уровнем оптимизации расходов в структуре компании и отдельных ее подразделений. Таким образом, сочетание не слишком благоприятных внешних обстоятельств и факторов, которые находятся в нашей власти, привело к менее высокому результату, чем ожидали наши инвесторы, и это отразилось на курсе акций компании. На этом фоне произошла смена первого лица Diebold – на сегодняшний день компанией руководит г-н Томас Свидарски (Thomas Swidarski). Если прежде главный акцент делался на финансовой стороне деятельности корпорации, то г-н Свидарски придерживается иной стратегии. Он убежден (и команда Diebold полностью разделяет эту позицию), что деятельность компании должна быть направлена прежде всего на то, чтобы внимательно отслеживать последние тенденции рынка, отвечая современным требованиям и в максимальной степени учитывая потребности заказчиков. Кроме этого, значительный акцент делается и на решении целого ряда внутренних вопросов нашей деятельности. После официального обнародования такой стратегии курс акций Diebold сразу вырос. Это свидетельствует о том, что инвесторы понимают суть ситуации, верят в нашу компанию и видят широкие перспективы в развитии ее бизнеса. Таким образом, придерживаясь новой стратегии, Diebold, безусловно, достигнет еще более высоких результатов уже в ближайшее время. Стоит отметить, что финансовый потенциал Diebold позволяет судить о компании как об очень сильной бизнес-структуре, практически не имеющей тяжести внешних долгов. И, невзирая на нынешнее снижение операционной прибыльности, Diebold продолжает опережать по этому показателю своих коллег по рынку.

Возвращаясь к итогам 2005г., отмечу, что в целом компания закончила его с хорошими финансовыми результатами. Как уже отмечалось, был выявлен ряд негативных моментов, и важно, что новое руководство компании обратило на них внимание, проанализировало и приняло правильные решения, которые в настоящее время реализуются. Благодаря этому 2006 г. начался для нас очень успешно, объемы продаж продолжают динамично расти, в том числе и на тех рынках, на которых Diebold традиционно испытывает мощное конкурентное давление: в странах Европы, Ближнего Востока и Африки.

ПЛАС: Как вы оцениваете перспективность российского рынка банкоматов с точки зрения дальнейшего развития деятельности Diebold? Приоритеты российских клиентов компании: как они изменились за последний год и чем обусловлены эти перемены?

В.Джохадзе: Очевидно, что карточный рынок России является динамично развивающимся, это делает его крайне привлекательным для большинства мировых производителей терминальных устройств. При этом интерес представляют не только физические объемы поставляемого оборудования и получаемая прибыль, но и новые технологии, которые российский заказчик готов воспринимать и применять, т.е. инновационность взглядов и подходов участников рынка.

Для сравнения можно рассмотреть тенденции рынка США: сотни тысяч установленных там банкоматов успешно функционируют, позволяя своим владельцам выполнять бизнес-планы и зарабатывать серьезные деньги, но при этом ряд таких направлений, как, например, автоматизированный депозит на банкомате, местным банкам и операторам ATM-сетей до сих пор не совсем понятны и не представляют для них особого интереса. Таким образом, при значительном масштабе рынка определенный консерватизм не позволяет его участникам осваивать и внедрять современные технологии столь же динамично, как это способны делать их российские коллеги. В свою очередь, рынок России, не имея в своем арсенале столь обширного запаса традиционных банковских технологий, открывает перед банками возможность применять новые разработки. Российский клиент имеет возможность оценить, протестировать новые технологии, выделить наиболее перспективные и интересные, чтобы в дальнейшем успешно использовать их в своей деятельности. Фактически крупнейшие объемы продаж cash-in устройств осуществляются сегодня именно в России и странах СНГ, и в этом направлении Diebold удалось опередить своих конкурентов. Мы активно внедряем новые cash-in технологии, и, кроме традиционных услуг (таких как автоматизированный депозит или пополнение карточного счета наличными), компания Diebold осуществляет более сложные проекты: автоматизированный валютообмен и наличные платежи в пользу поставщиков услуг, включая оплату коммунальных услуг с использованием бар-код сканера.

Как известно, стратегическим партнером Diebold в направлении развития cash-in технологий выступает компания Giesecke&Devrient. G&D является ведущим поставщиком сортировщиков и акцепторов банкнот для Центральных и коммерческих банков многих стран – банковское сообщество признает высокий уровень надежности технологий проверки подлинности банкнот, применяемых этим производителем. На мой взгляд, данное сотрудничество можно расценивать как весьма успешное – BNAмодули (устройства приема купюр пачкой) этого производителя со встроенным детектором валют, устанавливаемые на банкоматах Diebold с функцией автоматизированного депозитария (cash-in), занимают ведущие позиции по таким характеристикам, как отбраковка фальшивых банкнот и способность распознавать банкноты, признанные платежными.

Нарекания к работе систем автоматизированного депозита, такие, как заминание купюр, на данный момент случаются несколько чаще, чем в рамках традиционной банкоматной функциональности, однако это не оказывает значительного влияния на работу банкомата в целом. Мы весьма довольны качеством решений G&D: аппаратные средства и программное обеспечение производителя надежно функционируют, все те неизбежные недоработки, которые имели место на ранних этапах, в настоящее время устранены, и с момента инсталляции первого в России банковского устройства самообслуживания с функцией cash-in производства Diebold наша компания успела многое сделать на этом рынке.

В течение последних нескольких лет в рамках программы внедрения cash-in технологий Diebold активно сотрудничает с целым рядом крупных российских банков. По количеству и сложности операций, совершаемых с использованием инновационных разработок, лидирует МастерБанк, также активными заказчиками Diebold в этой области являются ИМПЭКСБАНК, МоскомПриватБанк, БИНБАНК и целый ряд других банков.

Что касается условий Diebold по финансированию, – огромная доля наших продаж по России состоялась и состоится в будущем благодаря наличию у компании сильных ресурсов, связанных с механизмом финансирования поставляемого оборудования. В корпорации Diebold существует отдельное финансовое подразделение Diebold Global Finance Corporation, являющееся, по сути, нашей внутренней финансовой компанией, в задачи которой входит финансирование продаж продукции Diebold.

ПЛАС: Насколько успешным, с вашей точки зрения, можно назвать продвижение нового семейства банкоматов Diebold – Opteva – на российском рынке (включая полнофункциональные cash-in устройства с функцией проверки подлинности банкнот)?

В.Джохадзе: Сегодня количество поставляемых в Россию банкоматов Opteva измеряется тысячами, и, на мой взгляд, по своим техническим и технологическим характеристикам реализованная на устройствах Opteva технология cash-in является наиболее удачной и надежной из представленных на рынке. Банкоматы Opteva работают успешно и, по нашему мнению, оптимально соответствуют потребностям современного рынка.

Успех устройств Opteva обусловлен тем, что, ставя перед собой задачу разработки семейства банкоматов нового поколения, Diebold руководствовался прежде всего потребностями и пожеланиями заказчиков. Наша компания провела масштабные исследования по всему миру, как среди банков, так и среди конечных пользователей банкоматов, с целью определить, каким требованиям должен отвечать современный банкомат, и какие функции предпочтительны в новых линейках банкоматов. Результаты данного исследования были четко структурированы и доведены до разработчиков Diebold. После этого производитель приступил к разработке семейства банкоматов нового поколения, которые должны были в максимальной степени соответствовать требованиям потребителей. Результат проведенной работы – семейство Opteva, которое можно назвать значительным шагом вперед по сравнению с предыдущими поколениями банкоматов. Новые решения, которые в ней реализованы – USB-архитектура, более современный диспенсер, технология cash-in, продвинутая функциональность, возможность работать с монетами, обеспечиваемая наличием соответствующего модуля (Coin-Dispenser), – делают устройства Opteva более гибкими, настраиваемыми в соответствии с потребностями российского рынка. Принимая во внимание функциональность устройств Opteva, они уже являются не столько банкоматами, сколько полнофункциональными системами банковского самообслуживания. Таким образом, отдельно стоящий банковский терминал помимо стандартных функций позволяет банкам осуществлять нетрадиционные операции, например, прием платежей в пользу поставщиков услуг.

ПЛАС: Целесообразна ли, на ваш взгляд, полная автоматизация всего процесса банковского обслуживания розничного клиента – как известно, по этому поводу у многих экспертов рынка сегодня есть большие сомнения?

В.Джохадзе: На мой взгляд, автоматизировать розничные операции в полном объеме, даже при наличии соответствующей технической возможности, на практике нецелесообразно. Иными словами, необходимо разумное сочетание человеческого фактора и аппаратно-программного решения. И многие клиенты Diebold сегодня стремятся найти эту золотую середину, и, на наш взгляд, их попытки весьма успешны. Например, у БИНБАНКа есть офисы, позволяющие проводить все процедуры розничного обслуживания через операционистов, однако значительная часть этих услуг доступна посредством банкоматов Opteva. Эта альтернатива позволяет клиентам постепенно привыкать к использованию устройств самообслуживания. В частности, стала популярной услуга автоматизированного валютообмена, позволяющая избежать возникновения очереди у окна кассира. А, например, такая услуга, как пополнение абонентского счета мобильных операторов через банкомат, пользуется повышенным спросом еще и потому, что ряд банков не взимает с отправителя платежа комиссии, – в данном случае показателен пример Мастер-Банка.

Как я уже отмечал, российские банки ведут сегодня активный поиск в данном направлении, и именно этот поиск приводит к отсеиванию неэффективных решений.

ПЛАС: Иными словами, российский рынок выступает сегодня, в том числе, и в качестве некоего полигона для апробирования новых технологий?

В. Джохадзе: Действительно, на сегодняшний день ряд новых решений Diebold представляет именно на российском рынке – например, автоматизированный валютообмен на банкоматах Opteva в настоящий момент реализован только в России. Российский рынок чрезвычайно обширен, благодаря чему представляет стратегический интерес для Diebold, и мы готовы активно конкурировать на нем. Именно поэтому Diebold стремится позиционировать себя в России не только в качестве компании-поставщика банкоматов, но и как поставщика комплексных инновационных решений для реализации максимального набора современных розничных услуг, а также автоматизации этих процессов.

ПЛАС: Как вы оцениваете перспективы массового использования банками в своей розничной инфраструктуре не только многофункциональных АТМ, но и информационно-транзакционных киосков?

В. Джохадзе: Специально для рынков стран Западной Европы Diebold разработал информационный киоск – это отдельно стоящее устройство, способное работать как с банковскими картами, так и без них. В настоящее время мы анализируем возможность продвижения на российский рынок этого оборудования. Сейчас на этой рыночной нише себя комфортно чувствуют российские производители. При этом практика показывает, что с течением времени качество и дизайн отечественных разработок в этой области заметно прогрессируют.

ПЛАС: Несколько слов об основных планах Diebold по развитию своей деятельности на российском рынке в 2006г. – как в области стратегии, так и в сфере маркетинговой политики.

В. Джохадзе: Если говорить о планах компании на текущий год, то они достаточно широки. В настоящий момент мы участвуем в тендере, проводимом крупнейшим заказчиком банкоматов – Сбербанком России. В наших планах – активное продвижение и финансирование поставок как традиционных банкоматов, так и систем самообслуживания с cashin. Полагаю, доля Diebold на рынке России продолжит расти, невзирая на то, что конкуренция в этой области становится все жестче.

Мы настроены более чем оптимистично: техника у нас качественная и эффективная, а технологии Diebold по ряду позиций превосходят аналоги наших конкурентов. На фоне общего снижения цен на аппаратную составляющую в планах компании – активное развитие сервисного направления бизнеса, причем не только связанного с традиционными гарантийным и постгарантийным обслуживаним оборудования, но и с тем, что мы называем predictive maintenance. Речь идет о программных решениях, которые позволяют, оперируя текущими статистическими данными, оценивать с большой долей вероятности возможность выхода из строя того или иного узла банкомата на конкретный момент времени. Обладая подобной информацией, инженер Diebold получает возможность заранее произвести замену необходимой части во избежание выхода банкомата из строя, минимизируя тем самым общее время простоя банкомата (показатель, отрицательный для банка не только в финансовом плане, но и с точки зрения его репутации). Данная функция поддерживается системой мониторинга, которую наши клиенты начинают применять в этом году.

Таким образом, снижение доходов, связанное со спадом общей прибыльности бизнеса по продажам банкоматов, – в той или иной мере характерное сегодня для всех производителей ATM – Diebold будет компенсировать за счет увеличения объемов и расширения спектра сервисных услуг, внедрения новых технологических решений и программного обеспечения, используя свои конкурентные преимущества в области автоматизированных систем самообслуживания для наиболее активного продвижения этих продуктов на рынок. Таковы планы компании на текущий год. Разумеется, значительная роль отведена в них и нашему крупнейшему дистрибьютору в России – компании ЛАНИТ, с которой Diebold связывает давнее и успешное сотрудничество.

ПЛАС: Какие шаги Diebold предпринимала в 2005г. в направлении поддержки банкоматной EMV-миграции как в России, так на мировом рынке в целом? Несколько слов об опыте Diebold в реализации аналогичных отечественных EMV-проектов. Иван Стригин, системный инженер Московского представительства Diebold Incorporated: К настоящему времени Diebold имеет большой опыт реализации EMVпроектов, особенно в регионе EMEA. Исторически сложилось так, что именно европейский рынок предъявляет наиболее высокие требования к безопасности проведения финансовых транзакций, и в частности – через терминалы банковского самообслуживания. В большинстве европейских стран – например во Франции, Италии, Испании, Германии – уже многие годы существуют локальные чиповые проекты, которые вскоре либо прекратят функционировать, либо будут трансформированы в соответствии с международными стандартами. Естественно, что европейские подразделения Diebold накопили солидный опыт по реализации таких проектов, и не случайно именно Diebold France и Diebold Italy внесли решающий вклад в создание и сертификацию ядра программного обеспечения Diebold по поддержке EMV операции – EMV Kernel.

Проведя сертификацию EMV Kernel на соответствие требованиям EMV Level 2 версии 4.0, компания Diebold тем самым обеспечила сертификацию на работу в данном стандарте всего семейства программных продуктов Agilis, построенных на основе EMV Kernel. Как известно, в настоящее время во многих странах Европы осуществляется миграция существующих локальных чиповых проектов на единый международный стандарт EMV. При этом соблюдается преемственность, и локальные стандарты на нынешнем этапе сосуществуют с международными.

ПЛАС: Каков, по вашему мнению, нынешний уровень готовности российской ATMсети к приему EMV-карт?

И. Стригин: Нынешний уровень готовности российской банкоматной сети к приему EMV-карт можно оценить на “3 с минусом”. Дело в том, что аппаратное оборудование (в частности, картридеры и устройства шифрования на банкоматах) в основном полностью готово к приему чиповых карточных продуктов – большинство банков уже завершило процедуру модернизации своего банкоматного парка. Отмечу, что, например, все банкоматы семейства Diebold Opteva изначально оборудованы картридерами, сертифицированными на соответствие EMV Level 1 версии 4.0. Программное обеспечение Diebold, как упоминалось выше, также сертифицировано на работу с EMV-картами. Сложность заключается в другом – в низком уровне готовности самих банков и процессинговых центров не только к реальной работе с EMV-картами, но даже к сертификации на банкоматный EMV-эквайринг. Такое положение вещей обусловлено как нечетким пониманием самой бизнес-задачи, так и недостаточным уровнем подготовки персонала. И это при том, что ПО процессинга, как правило, уже доработано и поддерживает EMV-транзакции с банкоматов по различным протоколам.

Из нашего опыта стоит отметить многолетнее плодотворное сотрудничество с компанией OpenWay Group, в частности, именно в направлении реализации поддержки EMV-транзакций на банкоматах Diebold. Летом 2005 г. мы прошли официальную сертификацию с компанией OpenWay на работу банкоматов Diebold под управлением системы WAY4. Нужно отметить, что наша активная совместная деятельность в этом направлении ведется сегодня в первую очередь на рынке Казахстана. Что касается российских банков, то они пока в своем большинстве не торопятся реализовывать проекты по EMV-миграции банкоматных сетей. Думаю, это вопрос времени.

ПЛАС: Как вы оцениваете мультивендорность в качестве критичной составляющей успеха производителя на современном рынке ATM? Какие основные задачи ставятся при разработке ПО Agilis, обеспечивающего управление банкоматами различных производителей в рамках одной банкоматной сети? Деятельность Diebold как поставщика мультивендорных решений в 2005 – I квартале 2006 г.?

И. Стригин: В сентябре 2005 г. компания Diebold официально объявила о выпуске принципиально новой версии программного обеспечения банкоматов – Agilis 91x XV 2.0. Аббревиатура “XV” в названии этого продукта означает “Cross Vendor”, что говорит само за себя – данное ПО должно, по замыслу разработчиков, стать единым программным продуктом Diebold и заменить собой все разновидности “софта”, жестко привязанные к аппаратному оборудованию разных типов, моделей и, что следует из названия, производителей. Сам Diebold на сегодняшний день поддерживает параллельно три линейки оборудования: “9х” (бывший Olivetti), “ix” и Opteva. Количество одновременно поддерживаемых операционных систем едва ли не вдвое превзошло это число, не говоря уже о количестве версий того или иного ПО. Так что с точки зрения потребителя – то есть банка, – использование современного единого программного обеспечения для всех его банкоматов (независимо от того, на какой технологической и производственной платформе они базируются), в условиях единой процедуры технического обслуживания, с учетом новых функций, незамедлительно внедряемых во всей ATM-сети, единых процедур инсталляции и апгрейдов, станет несомненным преимуществом. Нужно отметить, что уже сейчас новый Agilis 91x XV 2.0 готов к работе на банкоматах сторонних производителей и способен осуществить весь спектр новых функций и опций, ставших привычными для пользователей наиболее современных банкоматов Diebold – Opteva.

ПЛАС: Несколько слов о сотрудничестве Diebold с холдингом ЛАНИТ в данном направлении в 2005г.: дальнейшее развитие совместной деятельности в области кастомизации программного обеспечения Agilis для работы на дополнительных программных модулях, разработанных специалистами ЛАНИТ?

И. Стригин: Одной из важных особенностей нового кросс-платформенного ПО Ailis 91x XV 2.0 является возможность интеграции пользовательских приложений, разработанных с использованием инструментария Agilis Power. Agilis Power, основанный на открытом стандарте XFS, перестал быть закрытой средой разработки и набором компонентов, предназначенных исключительно для внутреннего использования инженерами Diebold. Важнейшим решением компании стало предоставление доступа к этой среде своим партнерам. И пионером здесь выступает компания ЛАНИТ, накопившая широкий опыт самостоятельной разработки ПО для различных систем банковского самообслуживания, в частности, в рамках реализации чипового стандарта компании BGS – DUET.

Agilis Power ценен сам по себе. Однако с появлением в составе Agilis 91x XV 2.0 приложения Agilis Power Extensions у ЛАНИТ появилась возможность интеграции независимых разработок непосредственно в среду Agilis, с доступом ко всем системным ресурсам и возможностью обмена данными между Agilis и независимым приложением. Такая технология позволяет легко интегрировать любой новый функционал, разработанный по спецификациям заказчика, в стандартное ПО, поддерживающее традиционные протоколы, такие как Diebold 912, со всеми их функциями, сценариями и ресурсами, уже имеющимися у банка. С работой ЛАНИТ в этом направлении Diebold связывает большие перспективы продвижения на рынке России программного обеспечения терминалов банковского самообслуживания.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube