17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 189

НКТ и “Розан”: EMV-RoadShow продолжается

Компании НКТ и “Розан” провели серию выездных семинаров в столицах ряда стран СНГ под общим названием “EMV – новые возможности...
НКТ и “Розан”: EMV-RoadShow продолжается

В ходе своего доклада “Готовые бизнес-модели EMV-приложений” Максим Дробышев, директор Департамента банковских технологий НКТ, отметил, что за период с 1995 г. по 2005 г. компанией реализовано свыше 500 проектов на базе микропроцессорных карт в России, на территории стран СНГ и в Монголии, в рамках которых поставлено 3 млн. смарт-карт, в том числе около 1 млн. EMV-карт, в банках и предприятиях торговли установлено 11 тыс. POS-терминалов, обеспечивающих прием карт с широким спектром различных приложений. Современное состояние рынка характеризуется увеличением срока действия микропроцессорных карт и расширением объема их памяти на фоне резкого сокращения времени разработки новых карточных продуктов и вывода их на рынок, а также усилением конкуренции на рынке, ввиду чего в течение 2–3 лет обращения смарт-карты набор ее функций может существенно расширяться.

Используемые НКТ приложения с универсальным функционалом дают возможность создавать любую структуру данных, позволяющую задействовать до 250 различных бизнес-схем, набор которых определяет сам держатель, а также обеспечить различные сценарии работы карты в рамках каждой из этих схем. При этом часть приложений может быть персонализирована на этапе изготовления карты, а остальные активированы по мере необходимости непосредственно в точке обслуживания карты.

Наиболее востребованными бизнес-схемами, реализуемыми на базе смарт-карт, в настоящее время являются учет рабочего времени и компенсационного пакета, отпуск топлива, бонусные клубы, накопительные скидки, страхование, целевые дотации и транспортные проекты. В числе наиболее известных проектов, реализованных НКТ на базе смарт-карт, М. Дробышев привел системы лояльности ряда крупных розничных торговых сетей (обувных магазинов FABI, магазинов верхней одежды GREGORY, сети АЗС ЮКОС, винных супермаркетов “Ароматный Мир”), а также бонусные клубы Иркутский Бонусный Клуб, “Больше тратишь – меньше платишь” (Ульяновск) и программу банка ЗЕНИТ по эмиссии кредитных карт “Система ценностей”, на которых размещены платежное карточное приложение VSDC, топливный кошелек и дисконтное приложение.

В рамках своего следующего доклада “Проект “Бонус Плюс” – организационно-технологическая платформа бонусных клубов на банковских картах” М. Дробышев рассказал о маркетинговых инструментах в рамках клубных бонусных программ, обозначил комплекс проблем, решаемых посредством их внедрения, проанализировал выгоду от реализации данных программ для всех участников лоялти-проекта – эмитента, эквайера, торговой точки и держателя карты, а также рассмотрел преимущества разработанной компанией НКТ методики предоставления бонусов “Бонус Плюс”. Так, возможности нового способа начисления и расходования бонусов позволяют использовать в качестве идентификатора клиента банковские карты, в том числе уже находящиеся в обороте, а также любые другие известные идентификаторы, в числе которых – ранее действовавшие карты лояльности и т. д. При этом правила зачисления и расходования бонусов едины для всех участников проекта. Таким образом, эквайер получает возможность реализовывать ко-брендовые проекты с клубом, не ограничивая торговые предприятия в выборе карт, а также намного повысить торговый оборот.

Выступление Вячеслава Калинина, директора по продажам компании Axalto в СНГ, было посвящено современным достижениям компании на рынке производства карт, а также новейшим карточным продуктам Axalto. Сеть представительств и дочерних структур компании на мировом рынке насчитывает сегодня 11 производственных центров, 9 научно-исследовательских центров, 62 локальных центра продаж услуг, а общее число ее сотрудников достигает 4,5 тыс. человек. В 2005 г. 65% полученного компанией совокупного дохода пришлось на сегмент телекоммуникаций, 22% – на сектор финансовых услуг, 9% – на госсектор и транспорт, и 4% – на предоплаченные телефонные карты. Годовой объем поставок SIM-карт Axalto составил 330 млн. штук, карт PayPass – свыше 5 млн. При этом более 4 млн. карт компанией поставлено для реализации лоялти-программ, в том числе для сетей АЗС ЮКОС, ЛУКойл, НКТ и “Розан”: EMV-RoadShow продолжается - рис.1ТНК, KCS, “Роснефть”. Кроме того, Axalto поставила свыше 3,5 млн. EMV-карт в рамках целого ряда банковских проектов, в том числе проектов крупнейших банков России, Украины и Республики Беларусь. В декабре 2005 г. было анонсировано еще одно значимое для мирового рынка производства смарт-карт событие – объединение компаний Axalto и Gemplus в корпорацию Gemalto.

Рассмотрев технические характеристики двух основных типов выпускаемых компанией EMV-карт – e-Galleon G2 (Native Cards, SDA/DDA, 2К–8К) и Palmera (Global Platform, SDA/DDA, 16К–32К), В. Калинин подробно остановился на описании новой продуктовой линейки Axalto – карт Palmera Air (MC PayPass и Visa Contactless), Palmera Classic v4, Palmera VGPS, Palmera Protect v5.2.

В своем выступлении менеджер по связям с общественностью компании “Розан” Александра Кочеткова и коммерческий менеджер компании Марина Печерская сделали обзор современных рыночных позиций компании, ее продуктового портфеля, отдельно отметив успешную работу персонализационного бюро “Розан”. Так, компания является одним из российских лидеров по объемам производства банковских карт международных платежных систем для банков России и СНГ, а также занимает ведущие позиции в сегменте транспортных карт. По итогам 2005 г. объем производства “Розан” карт с магнитной полосой превысил 9,9 млн., бесконтактных чиповых карт – 1,085 млн. и банковских карт стандарта EMV – 2 млн. При этом, если в начале прошлого года заказчиками банковских чиповых карт “Розан” выступили 26 банков, то к 2006 г. этот показатель уже возрос до 57 кредитных организаций.

Рассмотрев возможности банковских чиповых карт, докладчики привели примеры дополнительных приложений, реализуемых на данных картах. Так, по их словам, подавляющее число бесконтактных смарт-карточных проектов российских транспортных систем реализовано на базе карт MIFARE Standard 1K, в меньшей степени – на базе MIFARE Ultralight и MIFARE ProX. Последняя карта имеет дуальный (контактно-бесконтактный) интерфейс и используется в основном в банковских проектах; к этому типу карт относится и популярная среди банков дуальная карта JCOP30, несущая платежное приложение VSDC. При этом возможность размещения на карте нескольких различных дополнительных приложений позволяет разделить затраты на ее выпуск между эмитентами этих приложений, что снижает стоимость карточного продукта для самого транспортного оператора. Все перечисленные карты соответствуют стандарту ISO/IEC 14443A.

Перейдя к производственным возможностям собственного персонализационного бюро компании, представители “Розан” сообщили, что скорость персонализации может достигать 25 тыс. карт в день, при этом в 2005 г. производителем было персонализировано свыше 1 млн. банковских карт.

Логическим продолжением этого выступления стал доклад Леонида Быстрова, заместителя генерального директора по развитию бизнеса компании “Розан”, посвященный практическому опыту реализации и развития транспортных проектов на базе бесконтактных смарт-карт на российском рынке. В настоящее время доля российского рынка производства транспортных карт, занимаемая “Розан”, составляет порядка 70–75%, а годовой объем производства билетов с магнитной полосой оценивается в 200 млн. штук. Карточные продукты компании используют все российские метрополитены, применяющие карты для оплаты проезда (Московский, Петербургский и Новосибирский), Российские железные дороги (ОАО РЖД), Бакинский и Минский метрополитены, оператор наземного транспорта Светловские линии (Калининградская обл.). “Розан” осуществляет производство и поставку бесконтактных карт MIFARE Standard 1K и бесконтактных смарт-жетонов MIFARE Standard 1K для Казанского метрополитена (объем последних превысил на сегодняшний день 150 тыс.). В свою очередь, Минский метрополитен намерен полностью перейти на бесконтактные смарт-карточные технологии оплаты проезда уже в текущем году.

НКТ и “Розан”: EMV-RoadShow продолжается - рис.2Перейдя к анализу причин, обусловивших переход на смарт-карточную систему оплаты проезда Московского метрополитена, Л. Быстров отметил, что в течение 30 лет (с 1961 г. по 1991 г.) тарифы этого крупнейшего транспортного оператора оставались неизменными (5 копеек), а лица, пользующиеся правом льготного проезда, составляли весьма незначительную часть пассажиропотока. С ростом инфляции, появлением льготных и бесплатных категорий пассажиров, чеканкой новых монет, а впоследствии и полной их отменой Московский метрополитен вынужден был перейти на безмонетную (жетонную) систему оплаты. Кроме того, начиная с 1994 г. доля пассажиров московского метро, пользующихся правом бесплатного проезда, достигла порядка 50%, началась массовая подделка документов, дающих право на льготный проезд, массовая подделка жетонов и, как следствие, резкое падение доходов метрополитена. На этом фоне в 1996 г. было принято решение о создании новой автоматизированной системы оплаты проезда на основе транспортных карт. С началом реализации проекта были введены бумажные билеты с магнитной полосой, затем транспортные карты MIFARE Standard 1K на предъявителя. Позже появились персональные транспортные карты MIFARE Standard 1K (для сотрудников и студентов МИИТ, совмещенные с ID-приложением для прохода на территорию института, а затем для всех московских студентов), на которых было размещено банковское приложение платежной системы STB; также были введены персональные карты MIFARE Standard 1K для школьников. И, наконец, появились первые мультиаппликационные карты: карта с двумя транспортными приложениями Московского метрополитена и Московской железной дороги, а также Социальная карта москвича (СКМ), на которой размещены банковское приложение, визуальная идентификационная и аутентификационная информация о держателе, магнитная полоса для банковского приложения, штрих-код для участия в дисконтных и лоялти-программах предприятий торговой сети, а также три различных транспортных приложения.

К настоящему времени объем эмиссии СКМ превысил 4 млн. В начале текущего года компаниями “Розан”, Московским метрополитеном и Банком Москвы был реализован новый проект по оплате проезда с помощью банковских карт с использованием механизма кредитования. В его рамках Банк Москвы предполагает эмитировать порядка 450 тыс. карт Visa Electron с транспортным приложением, использующим технологию MIFARE.

Краткий обзор истории создания и развития компании НКТ и основных направлений ее деятельности сделал Тимур Шамиль, директор по продажам Департамента банковских технологий компании НКТ. В качестве примера он рассмотрел итоги наиболее крупных проектов, реализованных с участием компании в банковском секторе, в том числе – в рамках зарплатных проектов и проектов эмиссии EMV-карт. Более подробно докладчик остановился на технических характеристиках предлагаемого вендорами и готовящегося к выпуску в ближайшее время POS-терминального оборудования компаний Lipman (Nurit) и Sagem Monetel (серия EFT), а также описал функционал терминального программного обеспечения, остановившись на возможности совмещения в одном терминале как платежного, так и лоялти-приложений компании НКТ.

Доклад Виталия Беликова, регионального менеджера компании TietoEnator, был посвящен возможностям универсальной платформы для обслуживания карт программного комплекса Card Suite (предыдущее название – Transmaster). Описав основные направления бизнеса TietoEnator и спектр предоставляемых компанией продуктов и услуг, докладчик перешел к областям применения, целевой аудитории и функционалу комплексного решения Card Suite, инсталлированного в настоящее время 130 клиентами в 30 странах мира и сертифицированного EMV Co, платежными системами American Express, Diners Club International, MasterCard International и Visa International.

В ходе выступления были рассмотрены архитектурные схемы решения, а также функциональные возможности решения для эмиссии Card Suite и решения для эквайринга Card Suite.

Во второй части доклада В. Беликов ознакомил участников семинара с опытом компании по внедрению чиповых карт, а также подробно описал схемы работы приложений VCDS++ и M/Chip 4, использующих технологию предавторизованного дебета, на базе Card Suite.
В ходе семинара специалисты банков Беларуси поделились практическим опытом реализации смарт-карточных проектов. Среди их выступлений можно отметить доклад Елены Ковтуновой, менеджера Департамента обслуживания малых и средних предприятий Приорбанка (RZB Group). Один из крупнейших кредитно-финансовых институтов Республики Беларусь, имеющий 45 отделений и расчетных центров по всей территории страны и общий штат сотрудников численностью в 1,9 тыс. человек, в числе основных направлений своего карточного бизнеса выбрал эмиссию корпоративных топливных карт Petrol Plus. С их помощью можно оплатить покупку ГСМ в сетях АЗС “ЛУКойл”, ТНК, ЮКОС, “Сибнефть”, “Роснефть” и ряда других предприятий, 2 тыс. из которых расположены на территории России, 20 – Польши и 2 – Украины. Разработку, установку и сопровождение ПО “АЗС-локатор” осуществляет Ассоциация Клиентов Банков.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube