Участники рынка больших данных разрабатывают кодекс саморегулирования
Институт развития интернета (ИРИ) и Ассоциация больших данных (АБД; объединяет «Яндекс», Mail.ru Group, Сбербанк, Газпромбанк, «МегаФон», «Ростелеком» и др.) подготовили проект кодекса этики использования данных, который должен стать основой саморегулирования на рынке. Текст документа будет представлен для экспертного и общественного обсуждения осенью.
По оценке АБД, российский рынок больших данных сейчас составляет 10–30 млрд руб. в год, а к 2024 году достигнет 300 млрд руб. «Дальнейшее накопление данных, где за 60% появления новых будет отвечать бизнес, требует профессиональной регламентации. Необходимо учитывать не только законы рынка, но и права потребителей. Однако разработка единого закона на данном этапе может не оправдать ожиданий. У каждого вида данных своя специфика, которую трудно прописать языком юриспруденции»,— отметил гендиректор ИРИ Сергей Петров.
Одним из основных принципов кодекса должно стать требование обязательной проверки компаниями возможности использования данных. При этом согласие на обработку персональных данных может быть получено в любой форме, в том числе дистанционно. Также добросовестной практикой признается использование данных для таргетированного маркетинга, если предложения позволяют потенциальному приобретателю «обеспечить оптимальный выбор товаров» и не являются «необоснованно навязчивыми».
Регулирование больших данных обсуждается в правительстве и Госдуме, свои концепции предлагали центр компетенций АНО «Цифровая экономика» и Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ).
Одна из главных задач кодекса — преодоление законодательной коллизии относительно возможности свободно использовать общедоступные данные, считают в ФРИИ.
Такая свобода может нарушать права операторов как правообладателей базы данных, поясняют в фонде.
По материалам Коммерсантъ