Российский финтех в эпоху кризиса: акселерация, адаптация или инерция?
Маленькие, но шустрые финтех-стартапы должны были в ближайшем будущем поменять «правила игры» в экономике, потеснив традиционный банкинг. По крайней мере, так было принято считать. Но способны ли небольшие компании, а главное интерес молодых разработчиков к финансовым сервисам, выдержать последствия затяжного кризиса?
Разумеется, спад оказывает серьезное влияние и на венчурный рынок. И речь идет не только о России, попавшей под особое давление. Негативный тренд можно обнаружить в мире в целом: $27,2 млрд инвестиций и 1742 совершенных венчурных сделок в 4 квартале 2015 года, что на 30% меньше, чем в предыдущем. При этом годовой объем вернулся к уровню 2013 года.
Важная черта текущего периода — то, что венчурные фонды становятся более избирательными. Как это проявляется? Например, в России многие крупные инновационные фонды связаны с государственными структурами, что не позволяет им делать откровенно рискованные инвестиции. Такие фонды предпочитают вкладываться на первом или втором раунде инвестирования. Но где тогда искать счастья компаниям без начального капитала?
Ответ может быть найден в корпоративных венчурных фондах, которые финансируют стартапы только в сферах интересов своей головной компании. По такому принципу с 2013 года работает фонд QIWI Venture. Из всех заявок отбираются только те, которые могут иметь какую-либо синергию с существующими механизмами продуктов и сервисов QIWI. Синергичными могут оказаться проекты из области финтеха, Big Data или e-commerce. Для примера, ценным пополнением венчурного портфеля QIWI стало приложение Panda Money, позволяющее в игровой форме копить деньги. Получив инвестиции в размере $100 000, приложение заработало с электронным кошельком Visa QIWI Wallet и уже приносит доход компании-инвестору. При этом поглощение Panda Money Группой QIWI не планируется: целью корпоративного посева может быть и просто партнерство в интересном для обеих сторон направлении.
Отсутствие капитала для молодого предпринимателя — еще не всё. Проблема 80% стартапов кроется в неопытности. Получив финансирование, нужно правильно его пустить в рост. Поэтому в России, даже несмотря на рецессию, растет популярность бизнес-акселераторов. Акселераторы предоставляют не только финансовую помощь, но и дают возможность предпринимателям учиться, участвовать в пилотных проектах и хакатонах.
К примеру, акселератор QIWI Universe проводит совместно с Бизнес-инкубатором МГУ тренинги по Agile разработке, метрикам, дизайну и нетворкингу. Участие позволяет напрямую общаться с топ-менеджерами QIWI и других российских IT-компаний, получать консультации и драгоценную обратную связь по своим проектам. Если же стартап проходит испытание совместным пилотом, то может попасть на следующий уровень — описанный выше посев от QIWI Venture.
Кризисные условия можно и нужно использовать с пользой. Российский финтех не всегда может конкурировать с зарубежными компаниями, часто из-за слабой масштабируемости. Но даже несмотря на спад в экономике, такие стартапы, как Cybertonica и Revolut, смогли пробиться и найти свою нишу за пределами России, и это внушает определенный оптимизм. Наконец, не обремененные с государством обязательствами акселераторы облегчают поиск перспективных стартапов и помогают воспитать мощные команды с прицелом на мировой рынок. И если это и нужно делать, то именно сегодня.