В АЭД объяснили, какие сервисы будут считаться платежными агрегаторами
3 июля 2019 года был принят Федеральный закон № 173-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Нормативный акт вводит в российское правовое поле понятие «платежных агрегаторов».
Ассоциация участников рынка электронных денег и денежных переводов (АЭД) подготовила короткую справку, которая описывает, как определить, попадает ли бизнес в категорию платежных агрегаторов, и какие к таким игрокам предъявляются требования.
Кто считается агрегатором
Первоначально считалось, что изменения в законодательство затронут только тех, кто профессионально занимается приемом безналичных платежей. На практике оказалось, что под определение платежного агрегатора попадает и большое число сервисов, которые фактически принимают платежи, но не находятся под надзором Центрального банка. К ним, например, относятся пункты выдачи товара интернет-магазинов, курьерские службы, агрегаторы такси, сервисы бронирования отелей и авиаперелетов, а также другие категории компаний.
Платежным агрегатором называется организация, принимающая безналичные платежи в пользу юридических лиц и ИП. Закон устанавливает два типа агрегаторов:
- Агрегатор, который участвует в переводе денежных средств (принимает деньги на свой счет)
- Агрегатор, который не участвует в переводе денежных средств (принимает только информацию о платежах).
Ограничения для агрегаторов
Ограничения для агрегаторов первого типа:
- Не открывает специальный счет в банке
- Действует от имени банка
- Обеспечивает защиту данных
Для агрегаторов второго типа действуют следующие ограничения:
- агрегатор не самостоятелен
- агрегатор должен работать через спецсчет
- агрегатор должен защищать данные
- банк проверяет корректность расчетов
- агрегатор должен идентифицировать клиентов
Что придется делать компании, если она попала под определение платежного агрегатора
- перезаключить существующие договоры, с участием банка
- открыть специальный счет в банке
- разработать порядок предоставления отчетности о своей деятельности банк
- провести обучение дополнительных сотрудников, ответственных за защиту персональных данных клиентов
- внедрить программу идентификации клиентов.
По материалам АЭД