Количество случаев хищений с карточных счетов выросло в пять раз за год
Самый большой риск для держателей карт — хищение средств с их счетов с использованием карты или без нее. На него приходится 40% всех страховых выплат. С 2009 г. выплаты по таким страховым случаям выросли в 11 раз, а непосредственно количество страховых случаев - в 9 раз. В основном (57% случаев) преступники воруют деньги без физического использования банковской карты. Оставшиеся 43% хищений происходят непосредственно с украденной или потерянной карты. На потери и хищения приходится 52% страховых выплат.
Третий вид риска пока не очень распространен в России. В 8% случаев хищение карты происходит в результате разбойного нападения, когда люди снимают деньги в банкоматах. Правда, на эту неприятность приходится около трети всех выплат.
Опрошенные журналистами банкиры подтвердили, что количество мошеннических операций с картами растет. По их статистике, каждый двадцатый держатель лишается денег из-за преступников.
«В России на долю мошеннических операций приходится 1–2 базисных пункта», — сообщает руководитель управления разработки политики противодействия мошенничеству и проверки предоставленной заявителями информации Ситибанка Нина Змановская.
Она подчеркивает, что эта доля из года в год остается примерно на одном уровне, а рост хищений объясняет увеличением как эмиссии карт, так и их использования. Правда, называть конкретные данные об объеме мошеннических операций банкиры и платежные системы категорически отказываются. Дабы не спугнуть клиентов, поясняют они.
Но логика в предположении, что роста мошеннических операций зависти от роста транзакций - есть. По данным Центробанка, в 2011 г. было совершено транзакций на сумму 17 трлн руб., что на 36 % больше, чем в 2010 г.
«Чем больше расширяется рынок, тем больше появляется людей, которые впервые пользуются услугой. Разумеется, что они обладают низким уровнем знания о данном инструменте», — отмечает начальник управления пластиковых карт ВТБ24 Александр Бородкин.
Основные виды мошенничества остаются актуальными на протяжении длительного времени. Самым актуальным является фальшивое обращение из банка (телефонный звонок или SMS) с просьбой сообщить номер карты и ПИН-код.
«Пользуясь наивностью граждан, мошенники сообщают, что карта заблокирована, и просят перезвонить по определенному телефону, где дадут инструкцию по дальнейшим действиям. На такие SMSне стоит реагировать. Ни один банк, тем более используя SMS, не просит клиента перезванивать ему», — предостерегают банкиры.
На втором месте — скимминг (на банкомат устанавливается специальное считывающее устройство с магнитной полосы).
Банки признают, что с этим видом мошенничества бороться все сложнее. Во-первых, установка специальных банкоматов с антискимминговым устройством — удовольствие дорогостоящее. Современный ATM обходится в 10–30 тыс. долл.
«Такие инвестиции полностью окупаются, если банкоматы правильно установить, — отмечает Нина Змановская. — Важно соотносить расходы и с потенциальным риском. Банкоматы с защитным устройством не обязательно устанавливать везде. Мы такими банкоматами оборудовали места с наибольшим объемом транзакций, где зафиксированы подозрительные операции».
Но и антискимминговые устройства не гарантируют стопроцентную безопасность.
«В России уже начали появляться накладки на банкоматы, нейтрализующие антискимминговые устройства», — предостерегает начальник отдела оперативного анализа в департаменте противодействия мошенничеству банка «Хоум Кредит» Сергей Попов.
«Случаи мошеннических действий со стороны сотрудников банков не носят массового характера», — успокаивает А. Бородкин.
Чтобы не стать жертвой мошенников, банкиры рекомендуют не пренебрегать простыми правилами безопасности.
«Например, для платежей в Интернете лучше использовать кредитную карту, а не дебетовую с небольшим лимитом. И совершать платежи или при помощи компьютера с установленной лицензионной операционной системой и антивирусом, или с безопасного смартфона. Плюс обращать внимание, поддерживает ли интернет магазин 3-DSecure — дополнительная верификация держателей карт посредством получения дополнительного пароля по SMS, — предупреждает директор департамента нефинансовых рисков Абсолют Банка Андрей Бажинов.
Ознакомиться с другими новостями по данной тематике Вы можете в рубрике Безопасность
По материалам «Известия»