Минфин: вопрос о продлении эквайринговой комиссии в размере 1 % остается открытым
Напомним, ранее Банк России принял решение в качестве временной меры ограничить максимальное значение эквайринговых комиссий по онлайн-покупкам на период с 15 апреля по 30 сентября 2020 года на уровне не более 1% (в настоящее время эквайринговая комиссии в среднем составляет 1,2 – 2,2% в зависимости от типа карты или категории товара).
Снижение комиссий предусмотрено для торгово-сервисных предприятий (ТСП), занимающихся розничной продажей продуктов питания и еды, лекарств и иных товаров медицинского назначения, одежды, товаров повседневного спроса.
При этом данное снижение для бытовой техники, электроники и средств связи установлено при покупке товаров на сумму не более 20 тыс. рублей.
Однако такое решение регулятора было временной мерой, принятой в связи с пандемией коронавируса.
В Минфине отметили, что принятые меры по снижению эквайринговой комиссии оказали существенное влияние на экономику.
«Так, за 1 квартал 2020 года чистая розничная выручка Х5 выросла на 15,9%, ПАО «Магнит» – на 17,6%, обороты Озон и Wildberries удвоились».
Но при этом, принятые меры поддержки бизнеса, по данным Росстата, не привели к снижению цен на потребительские товары.
В условиях действия ограничений эквайринговой комиссии ряд банков уже сократили свои программы лояльности для клиентов.
«Дальнейшее ограничение эквайринговых комиссий может привести к сокращению доли безналичной оплаты в рознице, усилению давления на банковский сектор. Кроме того, зарубежный опыт государственного регулирования эквайринговых комиссий показывает, что такое регулирование не приводит к пропорциональному снижению цен для потребителей или более активному стимулированию безналичных расчетов на стороне ТСП.
За счет эквайринговой комиссии банки – эквайеры предоставляют ТСП оборудование для приема карт, осуществляют его обслуживание, покрывают иные издержки, обеспечивая качественное обслуживание держателей платежных карт также без взимания дополнительных комиссий с граждан», – отметили в Минфине.
Таким образом, по мнению регулятора, российская модель эквайринга позволяет российским платежным системам и их участникам быть в лидерах по внедрению финансовых инноваций в части развития инфраструктуры бесконтактной оплаты, сервиса оплаты с помощью мобильных устройств и т. д.
Кроме того, снижению издержек ТСП на обеспечение приема безналичных платежей будет способствовать развитие Системы быстрых платежей (СБП), в рамках которой с августа 2019 года доступна оплата физическими лицами товаров (работ, услуг) ТСП.
Тарифная политика СБП предусматривает дифференцированное взимание платы за перевод денежных средств в зависимости от категории ТСП, при этом плата по таким переводам в среднем по рынку почти в три раза ниже применяющихся в настоящее время тарифов по обеспечению приема платежей с использованием банковских карт.
Также в Минфине отметили, что в рамках проводимой работы по снижению закредитованности граждан на законодательном уровне реализован ряд инициатив, направленных на повышение уровня защиты прав заемщиков – потребителей финансовых услуг.
Подводя итоги, в Минфине пришли к решению, что установление эквайринговой комиссии для субъектов малого и среднего предпринимательства в размере не более 1% на период после 30 сентября 2020 года для включения в состав мероприятий, необходимых для реализации ОЗР № 3, требует дополнительной проработки.
По материалам PLUSworld.ru