ФПА огласила правовую позицию по закону о коллекторской деятельности
Законопроектом предлагается создать законодательную основу осуществления коллекторской деятельности путем описания и регулирования действий, направленных на возврат задолженности, а также регламентирования порядка взаимодействия кредитора и иных лиц, действующих от имени и (или) в интересах такого кредитора, с должником.
Адвокатская палата поддерживает законопроект, однако считает, что он нуждается в определенных изменениях.
В соответствии с законопроектом предполагается, что помимо самих кредиторов деятельностью по возврату долгов будут заниматься юрлица, имеющие особый статус. Деятельность по возврату долгов должна быть основным видом деятельности этих лиц и при этом они должны быть включены в госреестр. Для включения в реестр такие лица должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным законом.
ФПА полагает, что для целей закона было бы целесообразней предъявлять квалификационные требования и устанавливать механизм проверки соответствия этим требованиям не для юридических, а для физических лиц, которые являются сотрудниками коллекторских агентств и осуществляют непосредственное взаимодействие с должниками.
Кроме того, необходима форма корпоративного сообщества таких лиц, которая бы разрабатывала профессиональные стандарты, проверяла квалификацию, устанавливала процедуру привлечения к ответственности за нарушение требований закона и кодекса этики, вплоть до лишения статуса. Также полагаем возможным создать систему ведения государственного реестра профессиональных коллекторов – физических лиц.
В соответствии с положениями статьи 8 законопроекта должник вправе направить кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, заявление, касающееся взаимодействия с должником способами, предусмотренными подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 4 настоящего закона, с указанием на отказ от взаимодействия. «Мы полагаем, что данное положение создает дисбаланс прав должника и кредитора. Кредитор в любой ситуации должен сохранить возможность требовать возврата долга, обмениваться информацией с должником. Например, полагаем возможным обязать должника в случае отказа от взаимодействия назначить профессионального представителя, как указано в п. 1 ч. 1 ст. 8 законопроекта», - отметили в организации.
В пункте 10 статьи 12 законопроекта содержится требование об отсутствии денежного обязательства, неисполненного в течение более 30 рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного акта о взыскании долга. На наш взгляд, применение этого критерия неоправданно без указания порога материальности. В противном случае, это может повлечь отказ во включении в госреестр из-за наличия малозначительной задолженности. Предлагаем установить в законопроекте размер суммы такого неисполненного денежного обязательства. Дополнительно может быть использован критерий отсутствия признаков несостоятельности (банкротства).
Предложено включить в перечень, установленный частью 2 статьи 13 законопроекта, документ, подтверждающий отсутствие судимости, а также непогашенных административных взысканий, связанных с нарушением прав граждан со стороны лиц, претендующих на должность членов совета директоров (наблюдательного совета), членов коллегиального исполнительного органа, единоличного исполнительного органа лица, осуществляющего деятельность по возврату долгов в качестве основного вида деятельности.
Согласно заключительным и переходным положениям законопроекта Федеральный закон вступает в силу по истечении 180-ти дней со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Поскольку закон содержит квалификационные требования к юрлицам, осуществляющим деятельность по возврату долгов, которые потребуют изменений в их учредительных документах, штате сотрудников, составе руководства, структуре активов, методологии работы, ФПА предлагает установление более длительного переходного периода для приведения деятельности таких лиц в соответствие с законом.