АБР подготовила замечания к предлагаемым изменениям в закон о банкротстве
По оценке Ассоциации, предложения Правительства требуют дальнейшей доработки, так как содержат высокий риск нарушения интересов кредиторов должника и создают высокие риски мошенничества со стороны недобросовестных должников и роста невозврата задолженности физических лиц перед банками.
Законопроект № 792949-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части внесудебного банкротства гражданина" был принят в первом чтении 13 февраля 2020 года и сейчас находится на рассмотрении в Комитете Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.
Замечания Ассоциации банков России направлены 31 марта заместителю председателя Правительства РФ Д.Ю. Григоренко, заместителю председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Н.П. Николаеву, председателю комитета Госдумы по финансовому рынку А.Г. Аксакову.
Ассоциация банков России отмечает, что излишним является исключение арбитражного управляющего из процедуры внесудебного банкротства как на стадии инициирования банкротства, так и его завершения. Это приведёт к дополнительным расходам со стороны кредиторов и злоупотреблениям со стороны должников в связи с отсутствием механизма удостоверения соответствия должника требованиям к условиям, обязательным для должника в процедуре внесудебного банкротства на всех ее этапах
Ассоциация предлагает установить срок в 1 год для процедуры внесудебного банкротства, определить в диапазоне 250-500 тысяч рублей размер денежных обязательств, при котором должник имеет право обратиться с публичным заявлением о признании его банкротом во внесудебном порядке, а также уточнить ряд других критериев для подачи такого заявления.
Ассоциация банков России считает необходимым прописать в законе обязанность арбитражного управляющего по направлению информации о введении в отношении гражданина процедуры внесудебного банкротства в бюро кредитных историй, чтобы исключить возможность нарушения запрета на получение займов, кредитов и выдачу поручительств.
Ассоциация констатирует, что в законопроекте не установлены последствия после признания гражданина банкротом во внесудебном порядке в отличие от действующих в законодательстве ограничений на получение кредитов, занятие должностей, и предлагает применять последствия по аналогии с признанием гражданина банкротом по решению арбитражного суда.
Ассоциация также считает, что минимальный срок вступления закона в силу должен составлять не менее 6 месяцев вместо предложенного Правительством РФ 1 месяца, поскольку предусмотренные изменения потребуют от кредитных организаций, МФЦ и других участников процесса внесудебного банкротства перестроить внутренние процессы, а в ряде случаев и доработать программное обеспечение.
Кроме того, Ассоциация отмечает, что принятие поправок в закон о банкротстве в предложенной Правительством РФ редакции может существенно повлиять на специфику оказываемых кредитными организациями услуг, подвергнуть существенному пересмотру подходы к рискам, а также иным образом отразиться на взаимоотношениях кредитных организаций и потребителей финансовых услуг. В связи с этим изменения в закон о банкротстве в окончательной редакции подлежат согласованию с Банком России, подчеркивается в письме Ассоциации банков России.
По материалам Ассоциации банков России