Журнал ПЛАС » Новости » Мероприятия »

ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО». Первые итоги

7–8 сентября 2022 года в Москве в отеле Radisson Slavyanskaya прошел 13-й ПЛАС-Форум «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО». Предлагаем ознакомиться с первыми итогами этого знакового для рынка РФ и СНГ мероприятия.

Участники двухдневного мероприятия рассмотрели наиболее острые вопросы банковского бизнеса и платежной индустрии, наличного денежного обращения, торгового ритейла, взаимодействия банкинга и ритейла, а также многие другие актуальные темы.

За два дня работы ПЛАС-Форум посетили свыше 1500 делегатов! В работе деловой части Форума приняли участие более 100 спикеров, известных экспертов и лидеров мнений финансовой отрасли, что также является знаковым фактором, подтверждающим актуальность нашей деловой повестки.

В течение двух дней представители Банка России, руководители ключевых государственных структур, топ-менеджеры платежных систем, банков, крупного торгового ритейла, ИТ-компаний, вендоров оборудования и программного обеспечения обсуждали наиболее важные вопросы нынешнего состояния рынка.

В ходе конференции и оживленных круглых столов выступили признанные эксперты индустрии, которые поделились собственным опытом, осветили результаты реализации проектов ведущих участников рынка, текущую проблематику и перспективы дальнейшего развития индустрии.

В свою очередь, в экспозиционной части Форума свои продукты, решения, технологии и сервисы представили свыше 50 компаний-экспонентов из более 10 стран мира, включая Китай, Южную Корею, Турцию, каждая из которых является хедлайнером в своей экономической нише и вносит значимый вклад в развитие отрасли. При этом они предоставили участникам и многочисленным посетителям мероприятия исчерпывающую информацию об успешных реализациях проектов и своих планах на ближайшее будущее. Подробный репортаж с выставочной части Форума мы опубликуем в одном из ближайших номеров журнала «ПЛАС».

Ключевые события ПЛАС-Форума «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2022»

Инкассаторские компании вынуждены пересматривать свою тарифную политику. Об этом заявил Алексей Войлуков, вице-президент Ассоциации банков России, открывая первую сессию «Стратегия наличного денежного обращения. Важнейшие мировые и российские тренды 2021–2025 гг. НДО на пути к технологическому суверенитету». По словам эксперта, в последние месяцы объем наличных в обороте вновь растет, при этом увеличиваются и затраты инкассаторских компаний. На этом фоне участники рынка услуг инкассации вынуждены пересматривать существующие бизнес-модели в сторону их оптимизации, а также менять текущие ценовые тарифы.

Одна из основных задач Банка России – не потерять темпы развития новой техники, заявил Владимир Демиденко, заместитель директора Департамента наличного денежного обращения Банка России, в своем выступлении на первой сессии ПЛАС-Форума.

Для этого регулятор предпринимает ряд шагов – так, в 2021 году был создан Совет налично-денежного обращения (НДО). По словам спикера, «также мы привлекаем к работе фирмы – производителей оборудования, обсуждаем вопросы с вендингом и ритейлом. Обсуждаем, как решить проблему с доступностью новой техники. С марта по июль 2022 года вели подготовительную работу, анализировали рынок, к июлю сделали рабочую группу. Сделали оценку потребности в отечественном оборудовании, сформировали пул отечественных производителей, посмотрели на их компетенции. Одна из преград – компетенции присутствуют, но не все компании обладают их полным набором. Кто-то знает банкноты на глубоком уровне, кто-то силен в массовом производстве. Мы поняли, какая потребность существует в оборудовании нашей индустрии, сейчас вырабатываем технические требования к нему.

Тестирование оборудования для 100-рублевых купюр Банком России продолжается. В сентябре первичный перечень оборудования, адаптированного для работы с новыми сторублевыми российскими банкнотами, должен появиться на сайте Банка России, сообщил Владимир Демиденко, Банк России. По его словам, «работа ведется полным ходом, хотя мы и идем медленнее, но все равно видим, что работа ведется качественно. Есть уже машины, которые полностью адаптированы к работе с новыми купюрами по машиночитаемым признакам».

На фоне снижения доли наличных в торговой рознице оборот наличных все больше смещается в сторону банкоматной сети, которая начинает выступать основным рынком НДО. Такой вывод сделал Алексей Пономаренко, старший управляющий директор, директор департамента, «Центр управления наличным денежным обращением» Сбербанка России. По его словам, денежная наличность находится «в самоорганизованном обороте вокруг банкоматов», и если в 2021 году совокупная выручка в ритейле составляла порядка 9,5 трлн рублей, то через банкоматы прошло более 50 трлн рублей.

Спикер обратил внимание на проблемы с технологическим обеспечением наличного денежного оборота в банках с уходом части вендоров с российского рынка, повышением цен оставшимися и значительно возросшим временем поставки оборудования. По мнению Алексея Пономаренко, пройти этот период можно только путем консолидации усилий всех участников рынка НДО: «Иначе нас с вами ждет откат лет на пять-десять, когда мы работали вручную, когда у нас было задействовано очень много народа и производительность труда была в разы, если не в десятки раз, меньше».

С началом специальной военной операции на Украине в феврале 2022 года заметно выросло внесение наличных денег через банкоматы на банковские счета физлиц. Такими данными поделился Константин Хоткин, независимый эксперт. Коснувшись ситуации на российском рынке НДО, он отметил, что за последние десять лет объемы операций с использованием наличных в РФ остаются практически неизменными, в то время как по количеству операций безналичные платежи лидируют с огромным отрывом.

Ассоциация НДО работает над технологической независимостью отрасли, – заявила Елена Меланич, председатель правления Ассоциации НДО. Достичь ее, по словам спикера, можно благодаря таким ключевым направлениям, как аналитика, работа с поставщиками и отраслевой продакт-менеджмент.

Прежде всего необходимо проанализировать мировые технологи и достижения, изучить потребности отрасли, рисковый ландшафт и проработать новых поставщиков.

Затем следует работа с поставщиками. В рамках этой задачи нужно определить технологическую стратегию, сформировать систему взаимоответственности, разработать технические стандарты и мониторить качество продукции. В свою очередь, отраслевой продакт-менеджмент включает в себя такие этапы, как формирование графика работ и решение в первую очередь сложных задач.

Наличные деньги из платежного средства «номер один» превратились в резервный способ оплаты. К такому выводу пришел Георгий Корнилов, директор Научно-исследовательского института – филиала Гознак, выступая с презентацией «Наличные деньги в условиях меняющегося платежного ландшафта».

Как отметил спикер, за последнее десятилетие произошло кардинальное изменение роли и функции наличных денег. Банкноты в РФ почти перестали использоваться для оплаты товаров и услуг, при этом у населения на руках оказываются значительные объемы денег, используемые владельцами в качестве некой «резервной системы платежей».

Наличные выступают также инструментом сохранения накоплений и контроля над ними. При этом наличная платежная инфраструктура по-прежнему остается единственной по-настоящему общедоступной платежной системой и в этом своем качестве является социальным благом. Дискуссия о том, какая роль будет отведена наличным деньгам в будущем, идет в большинстве мировых центральных банков и профессиональном сообществе. Но ее результат зависит от того, что производители банкнот и участники рынка наличного денежного обращения могут предложить с целью сделать использование банкнот и монет более выгодным, удобным и безопасным.

В заключение спикер отметил значительное снижение объемов фальшивомонетничества, связанного, по его мнению, с миграцией криминала в более прибыльные и безопасные сферы преступной деятельности.

Увеличение доли наличных денег стало проблемой для монетной отрасли. В то же время в ритейле существует проблема нехватки монет, которые зачастую остаются на руках физлиц. Об этом заявил Михаил Белоусов, генеральный директор Велес-Экспресс.

По словам спикера, сложившаяся ситуация вызывает неизбежный рост тарифов на перевозку наличных денег, темпы которого отстают от роста затрат, а затем – пиковые нагрузки, а также пересмотр подходов к автоматизации логистики из-за роста числа клиентов, работающих через АДМ. В результате многие инкассаторские компании вынуждены закрываться, ведь тарифы не перевозку не покрывают расходы, фактически они занимаются не бизнесом, а удержанием клиентов. Поэтому инкассаторы просят ритейл более лояльно относиться к этому вопросу. Тем не менее все равно встает вопрос дефицита монет в ритейле. Эта проблема заметна особенно в таких городах, как Тверь, Ярославль, Калуга, Тула, Липецк, Воронеж, Краснодар, Ростов-на-Дону и Сочи.

Монеты в основном остаются на руках физлиц и редко возвращаться в банки. По статистике, 65% людей имеют копилки дома. 82% тех, у кого скапливаются монеты, стараются ими платить в повседневной жизни. А 18% ничего не делают с ними.

В связи с этим растет количество монетоприемников, которые установлены в торговых центрах многих городов, в попытке помочь держателям мелочи избавляться от имеющихся у них монет.

В массовом обращении новые сторублевые банкноты появятся после настройки банковского оборудования. Об этом сообщила Татьяна Александрова, начальник Управления денежных знаков и профилактики фальшивомонетничества, Банк России, открывая вторую сессию «Наличные в новых реалиях. Технологии и бизнес. Поиск прорывных решений». Спикер посвятила свое выступление особенностям новой сторублевой банкноты, включая дизайн и защитные элементы. Как отметила Татьяна Александрова, всего в рамках такого ключевого документа, как «Стратегия развития НДО 2021–2025 гг.», запланирована поэтапная модернизация российских банкнот шести номиналов.

Больше половины россиян не видит для себя возможности обойтись без наличных денег. Такими данными поделился Алексей Фомичев, заместитель председателя совета директоров по технологиям, директор по продажам Гамма-Центра. По его словам, Россия за последние 10 лет стала признанным лидером по росту платежей картами. К 2023 году доля безналичных платежей должна была достигнуть 75%. Однако произошедшие в последнее время события в мире все перевернули. 3 из 4 людей не хотят отказываться от наличных. В марте 2022 года доля операций наличными составила рекордные 42%. Среди основных причин роста оборота наличных спикер выделил два фактора. Во-первых, это пандемия, которая в 2020 году спровоцировала рост серой экономики, в результате чего население получило на руки около 2,5 трлн рублей, а во-вторых, начавшаяся в феврале СВО, давшая толчок новому всплеску операций с наличными. При этом параллельно с ростом спроса и увеличением объема их эмиссии сокращается возврат бумажных денег в банки, снижаются объемы инкассируемой выручки торговых и иных предприятий.

Дальнейший рост стоимости наличного денежного обращения будет расти, спрогнозировал Владимир Ульихин, генеральный директор компании ДИИП 2000.

По мнению эксперта, проблемы в логистике наличного денежного обращения, связанные с ужесточением антироссийских санкций и в первую очередь – с уходом ряда поставщиков оборудования и решений с российского рынка, в том числе из сегмента инкассационных сервисов, напрямую повлияют также на ценообразование в торговом ритейле. При этом своего рода буфером станет активное использование АДМ в розничной торговле.

Как подчеркнул Владимир Ульихин, ставка на некое ограниченное число крупнейших зарубежных вендоров по-прежнему связана с серьезным риском, поэтому сегодня необходимость верификации поставщиков актуальна для банков как никогда.

Сбер установит около 100 банкоматов, работающих на Linux, до конца 2022 года, сообщил Константин Подвальный, директор дивизиона управления сетью устройств самообслуживания Сбербанка России. По его словам, Сбер начал искать ответы на текущие вызовы еще 10 лет назад: «У банка с его сетью банкоматов было больше ста точек принятия решений. Из них мы сделали 14 по числу территориальных банков, повысили стандартизацию. Наши партнеры стали более крупными и сильными. Сбер решил создать свою компанию «Сбербанк сервис», но мы сохранили своих подрядчиков, чтобы обеспечить наличие конкуренции на рынке. Еще один важный шаг – начало перехода от ATM на RATM в 2016 году, – отметил спикер. – Спустя 5 лет, в 2021 году, Сбер задумался о переходе наших устройств на Linux. До конца 2022 года планируется выпустить 100 банкоматов на этом ПО. Помимо этого, банк обновил 60% устройств RATM, взял 12,5 тыс. систем управления очередью, ввел и принял почти 10 тыс. постаматов».

Ключевые задачи банков сегодня – эффективное управление денежной наличностью и электронное взаимодействие с государственными органами, отметил в своем выступлении Алексей Тимонин, руководитель аналитического отдела компании Софтклуб-СХ, разработчика программного обеспечения для банков. На российском рынке компания работает с 2007 года, при этом треть из топ-10 российских банков используют ее решения.

В ходе ПЛАС-Форума Софтклуб-СХ представил свою основную линейку продуктов, в том числе:

  • SC-Наличность – информационно-аналитическая система для управления и контроля наличными денежными потоками банка;
  • СХ документы ГО – система для регистрации и обработки документов и распоряжений государственных органов;
  • другие решения собственной разработки.

Будущее – за использованием гибридных облачных решений для мониторинга сетей банкоматов и POS-терминалов. Этот тезис стал ключевым в выступлении Сергей Кульбака, директора по корпоративным продажам, ITV. Особое внимание спикер уделил решениям компании,в сфере организация системы контроля сети банкоматов без зависимости от аппаратных составляющих, а также гибридным облачным решениям ITV для ритейла, которые позволяют значительно повысить эффективность бизнеса.

Чем золотомат, работа которого была продемонстрирована посетителям ПЛАС-Форума, отличается от привычного вендингового аппарата? Почему это решение российского вендора, не имеющее аналогов на мировом рынке, стратегическим партнером которого является АО «Гознак», привлекает сегодня банки и других участников рынка финансового обслуживания физлиц? Ответы на эти и другие, не менее актуальные вопросы дал Дмитрий Плущевский, основатель и директор по развитию бизнеса, Goldex Robot. Согласно приведенным им данным, в настоящее время в России ежегодно продается золота в старых ювелирных изделиях (кольца, цепи, серьги и т. д.) более чем на 75 млрд руб. Однако если бы золото продавать стало проще, удобнее и психологически комфортнее, то объем его продаж был бы значительно выше, чем названые 75 млрд руб­лей. На этом фоне Дмитрий Плущевский рассказал о новом проекте, суть которого заключается в автоматизации процесса продажи, а также оценки и скупки у населения драгметаллов с помощью не имеющего аналогов на мировом рынке специального аппаратного решения, которое получило название «золотомат». Фактически золотомат – это машина, которая «умеет» производить оценку физического золота, в том числе в виде лома ювелирных изделий, для чего в него встроена мини-лаборатория, а также она способна осуществлять процедуру его выкупа. Внешне золотомат имеет дизайн и габариты стандартного банкомата. Уникальность аппарата заключается в первую очередь в технологии, которая позволяет всего за 3−4 минуты диагностировать состав, пробу и вес изделия. В этом своими глазами смогли убедиться многочисленные посетители выставки ПЛАС-Форума, проявившие к новинке особый интерес.

Золото может стать для физлиц альтернативой сбережениям в валютах, считает Ирина Лозинская, вице-президент, начальник управления операций с драгоценными металлами Ланта-Банка. Это представляется возможным, поскольку золото имеет статус защищенного актива, так как не привязано к какой-то валюте и добывается в разных странах.

По словам спикера, состояние рынка физического золота РФ за последние полгода изменилось кардинально: «Случилось полное отсутствие цивилизованных информационных сервисов – ушли Reuters, Bloomberg. Мы сейчас попросту не имеем хеджирующих инструментов. Как мы все знаем, Россия занимает 2-е место после Китая по добыче золота (340 тонн). Основной объем добычи в последние годы покупался ЦБ для пополнения золотовалютных резервов. Но в последние два года ЦБ приостановил покупки и начал экспортировать его в Великобританию, Швейцарию и др. страны. Сейчас, в условиях санкций, все стало очень сложно, а Россия потеряла статус Gold Delivery». Согласно данным, приведенным Ириной Лозинской, лидером по содержанию золота в резервах являются США (более 8 тыс. тонн – 78%), затем идут Германия, Италия. У России в резервах – 2,3 тыс. тонн.

«Ситуация на рынке золота стабилизируется, мы смотрим с оптимизмом в будущее. Если говорить о перспективах развития межбанковского бизнеса и сотрудничества, нам придется жить в условиях санкций, на прежний уровень мы вернемся не скоро. Основная задача почти решена, и банки нашли пути экспорта на новые рынки, а золотодобывающие компании получают лицензии и экспортируют золото напрямую. Сейчас всех волнует проблема получить деньги за золото, но расчеты проводятся, и такого накала уже нет», – подчеркнула спикер.

Рынок НДО ждут серьезные трансформации. К таким выводам пришли участники круглого стола «Наличное денежное обращение в разрезе обработки наличных в изменившейся ситуации», состоявшегося в ходе третьей сессии первого дня работы 13-го Международного ПЛАС-Форума «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО».

Среди участников круглого стола, модератором которого выступил Сергей Барсуков, председатель Комитета по НДО, Ассоциация корпоративных казначеев – представители различных сегментов рынка и регулятора: Владимир Демиденко, заместитель директора Департамента НДО, Банк России, Ольга Чудина, начальник управления казначейства и корпоративного финансирования, Связной, Александр Катанов, директор по финансам, сеть «Верный», Михаил Белоусов, генеральный директор, «Велес-Экспресс», Надежда Малюх, операционный директор, РОСИНКАС, Алексей Пономаренко, старший управляющий директор и директор Центра управления НДО, Сбербанк, Сергей Конычев, лидер бизнес-направления Транзакционные продукты, банк «Открытие», Надежда Прошина, заместитель начальника Департамента стандартных расчетных продуктов, Газпромбанк, Максим Манченко, первый заместитель начальника, ФГУП ГЦСС и Николай Соломенцев, коммерческий директор, ИНКАХРАН.

Эксперты обсудили актуальные вопросы развития НДО в России. Так, в качестве возможного пути решения актуального вопроса нехватки разменной монеты в российском ритейле эксперты предложили возвращение в активное обращение купюр номиналом в пять и десять рублей.

Представители розничной отрасли также отметили, что с начала 2022 года серьезно выросли тарифы на классическую инкассацию. В свою очередь, спикеры инкассаторских компаний подчеркнули, что рост тарифов на инкассацию – закономерный процесс, связанный с ростом себестоимости этой услуги. В качестве путей решения представители отрасли видят широкое внедрение услуги онлайн-инкассации с помощью АДМ и партнерство между инкассаторскими компаниями. В частности, такое партнерство предполагает возможность совместного обслуживания отдаленных торговых точек, в результате чего на такую точку отправится машина одной инкассаторской компании, вместо отдельной машины от каждой компании.

Участники круглого стола также обсудили внедрение в обращение новой сторублевой банкноты и сошлись на том, что российские производители рассчетно-кассовой техники уже провели все необходимые изменения программного обеспечения для корректного распознавания новой купюры. Клиенты из розничной отрасли, у которых установлено зарубежное оборудование, могут столкнуться с некоторыми сложностями, но обслуживающие банки поддержат их и при необходимости установят на точках технику российского производства. Все эксперты сошлись на том, что процесс введения в обращение новой банкноты пройдет безболезненно для участников рынка, в первую очередь, благодаря слаженной и четкой организационной работы со стороны регулятора – Банка России.

Подробнее с итогами круглого стола «Наличное денежное обращение в разрезе обработки наличных в изменившейся ситуации» вы сможете ознакомиться в одном из ближайших номеров журнала «ПЛАС».

До конца 2023 года 90% банкоматного парка Сбера будет переведено на ОС на базе Linux собственной разработки. Об этом сообщил Валерий Толкачев, управляющий директор, департамент ИТ, блок «Сеть продаж», Сбербанк России, открывая второй день 13-го Международного ПЛАС-Форума «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО».

Особое место в вопросе технологической независимости Сбер отводит собственным софтверным решениям. Спикер проанализировал возможности Цифровой платформы Сбера, на которую в настоящее время переходит крупнейший российский банк, с точки зрения обеспечения технологической независимости от вендоров, повышения качества обслуживания клиентов и уровня доступности сети устройств самообслуживания.

Phygital меняет акценты в позиционировании и использовании банковского отделения – подчеркнула Елена Тятенкова, руководитель департамента управления сетью, Альфа-Банк.

Как отметила спикер, в рамках концепции Phygital Альфа-Банком разработан и создан новый формат отделений, подразумевающий интеграцию мобильного приложения с системой электронной очереди и единой фронтальной системой.

Отдельную роль играет система Face ID, с помощью которой происходит моментальное распознавание клиента, посетившего отделения, и начинается его персонифицированное обслуживание.

При этом порядка 80% операций в офисах нового формата осуществляется в безбумажном режиме. В свою очередь, отсутствие привязки персонала таких офисов к стационарному рабочему месту и беспроводной подход к внутриофисным коммуникациям обеспечивают позитивную динамику и открытое пространство, которые благоприятно воздействуют на посетителей и одновременно позволяют банку снизить размеры арендуемой площади примерно на 25%.

 

О возможностях Цифрового офиса самообслуживания в качестве нового канала продаж Промсвязьбанка рассказали Александр Коршунов, директор департамента платежных карт, департамент розничного бизнеса, и Геннадий Бугров, старший управляющий менеджер по развитию новых форматов обслуживания клиентов департамента цифрового розничного бизнеса, Промсвязьбанк.

По словам спикеров, цифровой офис на базе решения компании BFS по своим функциональным возможностям сопоставим с традиционным физическим офисом банка. При этом он может быть внедрен в обычное банковское отделение, значительно расширив перечень продаваемых там продуктов и услуг. Это обеспечивает принципиально новый уровень гибкости и мобильности инфраструктуре обслуживания банка, одновременно оптимизируя затраты на открытие новых отделений и обеспечивая ему возможность присутствовать даже в тех локациях, где создание традиционного офиса невозможно или экономически невыгодно.

Особая роль цифровому офису отводится в таком актуальном направлении, как повышение финансовой грамотности клиентов.

Посетители выставки ПЛАС-Форума смогли самостоятельно ознакомиться с работой цифрового офиса ПСБ.

Промсвязьбанк представил цифровой банковский офис на выставке ПЛАС-Форума. Решение позволяет банку предлагать услуги клиентам в местах, где сложно или не представляется возможным разместить физическое банковское отделение.

С помощью цифрового банковского офиса Промсвязьбанка можно открыть счет, получить банковскую карту и сразу ее получить, внести на счет или снять наличные, получить информацию о балансе и консультацию сотрудника банка по видеосвязи.

Чтобы открыть счет клиенту, необходимо разместить в отдельном слоте разворот паспорта, который тут же будет отсканирован. Устройство самообслуживания выдаст необходимые для открытия счета заполненные документы, которые потребуется подписать и положить в сканер. Кроме того, терминал снабжен камерами, что позволит провести биометрическую идентификацию клиента. По завершении процедуры он выдаст клиенту персонализированную карту банка.

Функционал цифрового офиса можно будет использовать в полном объеме после того, как регулятор позволит банкам проводить удаленную идентификацию клиентов на основе биометрических данных.

Новым опытом компании Гамма-Центр в разработке клиентского ПО в условиях санкций поделился Никита Цурканенко, руководитель стратегических проектов компании. В своем выступлении он подробно проанализировал сложности, с которыми приходится сталкиваться на этом направлении, и пути преодоления.

Как управлять наличным денежным потоком на базе Big Data – исчерпывающие ответы на этот вопрос дал в своем выступлении Павел Игнаткин, директор департамента кассовых и инкассационных сервисов, Росбанк.

По словам спикера, проведенный Росбанком в самом начале 2022 года пилот данного проекта, в котором было задействовано порядка 50 cash-out only банкоматов, установленных в одном регионе, показал снижение себестоимости сервиса, включая сокращение объемов наличных денежных средств, возвращаемых в кассу пересчета.

В настоящее время ожидается, что с дальнейшим развитием проекта банк сможет сэкономить с помощью данной инициативы несколько сотен миллионов рублей.

Банкоматы-ресайклеры Hyosung, принимающие и выдающие новые российские сторублевые банкноты, представила компания Hyosung Russia на выставке 13-го Международном ПЛАС-Форуме «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО».

По словам Николая Маляра, заместителя начальника отдела программного обеспечения Hyosung Russia, шаблоны для распознавания новой российской банкноты были недавно получены из материнской компании Hyosung. В ходе выставки участники и делегаты ПЛАС-Форума смогли наглядно убедиться в корректной работе устройств самообслуживания Hyosung с новой банкнотой Банка России как на прием, так и на выдачу. В планах компании – обеспечить обслуживание новой сторублевой банкноты не только на флагманских устройствах, но и на всей линейке своих ресайклеров, поставляемой в Россию.

Ключевые моменты эволюции меню в банкомате рассмотрел Александр Лещев, начальник управления по развитию систем самообслуживания, Альфа-Банк. В своем выступлении он поделился опытом банка в развитии клиентского опыта на основе своей сети ATM.

Будущее рынка устройств банковского самообслуживания обсудили участники сентябрьского Форума в ходе пятой сессии конференции. Оживленная дискуссия состоялась в рамках одноименного круглого стола, проведенного во второй день работы 13-го Международного ПЛАС-Форума «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО».

Среди участников круглого стола, модератором которого выступил Артем Жилонов, генеральный директор BFS, – представители различных сегментов рынка, а также регулятора: Александр Дубовик, начальник департамента процессинга, Банк Россия, Павел Власов, руководитель управления, департамент платежных систем, Тинькофф банк, Виталий Никифоров, заместитель генерального директора, директор по продажам, «Хесон РУС» Юрий Сиваков, начальник управления приборостроения, Гознак, Дмитрий Алексеев, генеральный директор, АТМоСфера, Елена Воробьева, заместитель председателя Правления, ИНКАХРАН, Константин Хоткин, независимый эксперт.

Эксперты обсудили актуальную на рынке устройств самообслуживания ситуацию с поставкой импортных банкоматов и перспективы появления отечественных устройств, тренды развития программного обеспечения и ситуацию с сервисным обслуживанием имеющегося парка банкоматов.

Подробнее с итогами круглого стола «Будущее рынка устройств банковского самообслуживания» вы сможете ознакомиться в одном из ближайших номеров журнала «ПЛАС».

Круглый стол «Безопасность платежного бизнеса и наличного денежного обращения» стал одним из самых резонансных моментов программы второго дня работы 13-го Международного ПЛАС-Форума «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО».

Среди участников круглого стола, модератором которого выступил Алексей Раевский, генеральный директор Zecurion, – представители различных сегментов рынка, а также регулятора: Алексей Голенищев, начальник управления, центр мониторинга и анализа информационной безопасности и киберустойчивости (на правах управления), ЦБ РФ, Артем Гутник, руководитель направления кибербезопасности, НСПК, Антон Плинатус, заместитель начальника отдела управления криминалистических экспертиз, ЭКЦ МВД России, Ольга Тушканова, руководитель отдела исследования технико-криминалистического и экспертного сопровождения расследований преступлений, управление научно-исследовательской деятельности (научно-исследовательского института криминалистики), главное управление криминалистики, Следственный комитет Российской Федерации, Алексей Белоусов, советник по защищенной полиграфической продукции, Совет профессиональных квалификаций при Президенте РФ, Игорь Милорадов, независимый эксперт.

В ходе оживленной дискуссии эксперты поделились своим видением таких острых вопросов, как текущий уровень защищенности банкнот как противодействие фальшивомонетничеству, развитие технологий подделки банкнот, современные цели и задачи фальшивомонетчиков и т. п.

Отдельное внимание эксперты уделили повышению безопасности банкоматных сетей, в том числе защите устройств банковского самообслуживания от black-box атак и т. д.

В частности, как отметила Ольга Тушканова, после радикального обновления крупнейшим банком России своего банкоматного парка многие ранее эффективные типы кибератак потеряли актуальность, и преступники вынуждены были вернуться к прежним примитивным видам банкоматного мошенничества типа ливанской петли и т. п. Однако расслабляться рано, поскольку поиски криминалом уязвимостей в банковских системах самообслуживания продолжаются и рано или поздно могут увенчаться успехом.

Еще одной темой для обсуждения стал уход с российского рынка основных вендоров, поставлявших банковскому сообществу решения безопасности, и риски, связанные с импортозамещением. По словам Алексея Голенищева, эта проблема в фокусе внимания Банка России, где уже создано отдельное соответствующее подразделение, занимающееся данными вопросами.

В свою очередь, по словам Артема Гутника, в последнее время российская платежная отрасль в целом и НСПК показали высокий уровень киберустойчивости под напором целенаправленных атак, и в этом – значительная заслуга Банка России.

Подробнее с итогами круглого стола «Безопасность платежного бизнеса и наличного денежного обращения» вы сможете ознакомиться в одном из ближайших номеров журнала «ПЛАС».

Следующий Объединенный ПЛАС-Форум «Платежный бизнес» и «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО» состоится в Москве 13–14 сентября 2023 года!

Напоминаем, что в этом году мы ждем вас на следующих ПЛАС-Форумах:

Спонсоры и партнеры 13-го Международного ПЛАС-Форума «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО»:

  • Глобальный спонсор: Гамма-Центр
  • Генеральный спонсор: BFS
  • Главный спонсор: DEEP 2000, Софтклуб СХ
  • Технический спонсор: Gefest Capital
  • Коктейльный спонсор: ITV Group
  • Партнеры форума: Ritm, Лантер, ЛАН АТМсервис, ЕВРОПЕУМ, TRASSIR, Huosung. eKassir, SNBC, БКС, Третье чувство, Leta, OCTRON, Yamaguchi, Goldex, Millenial Group, СТК, Мертех
Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных